Сефироты

 

 Сефироты (от слова сефира - исчисление) — центральное понятие каббалистической теософии. Иудейская символическая система, обычно изображаемая в виде Древа Жизни с десятью ветвями (сефиротами), которые представляют собой основные ипостаси Бога, его божественные качества и сферы эманаций. Первая из них — Монада, Первопричина, остальные же девять образованы тремя троицами, из которых каждая есть образ изначальной троицы: мужского и женского начал и объединяющей их способности к синтезу.

Термин Сефироты впервые появляется в Сефер Иецира (2-3 в.в.), где они напоминают божественные числа пифагорейцев и поздних неоплатоников. В книге Бахир (известна с конца 12 в.) впервые появляются названия и описания отдельных Сефирот, принятые большинством каббалистов: Кетер (корона), Хокма (мудрость), Бина (понимание), Хесед (милость), Гебура (могущество), Тиферет (красота), Нецах (вечность или победа), Ход (слава), Иесод (основа), Малхут (царство). С каждой из Сефирот связан ряд символов, идеи, образов и аналогий, на основании которых любой священный текст получает теософское прочтение. Сефироты эманируют из Эйн Софа (Монады) и друг из друга, служат «каналами» для передачи благодати от Бога к миру.

Помимо роли в каббалистической картине мира Сефироты служат предметом медитации и молитвенной практики. В хасидизме Сефироты толкуются как различные аспекты души, и показывают процесс её восхождения к Богу. В христианской мистерии аналогом сефиротической системы является икона «Неопалимая Купина».

В книгах сефироты упоминаются как последовательные уровни антахкараны, в результате освоения которых человек получает определённые свидетельства. Как правило, это выглядит как явление Ангела или Сущности, которые связаны с уровнем антахкараны, на котором произошёл контакт. На картине А.И. Рекуненко «Древо Жизни» эти Сущности изображены символически. Однако, если человек получил соответствующее свидетельство, он узнает «Ангела» через образ, изображённый на картине (рис. 1).