Глава III. Работа Иерархии

<20> ГЛАВА  III

РАБОТА ИЕРАРХИИ

 

Хотя тема оккультной Иерархии планеты имеет глубокий интерес для среднего человека, ее реальное значение никогда не будет понято, пока люди не осознают в связи с ней три момента. Во-первых, что вся Иерархия духовных существ представляет собой синтез сил или энергий, каковые силы или энергии подвергаются сознательной манипуляции для продвижения планетарной эволюции. Это станет яснее после дальнейшего изложения. Во-вторых, что силы, действующие в нашей планетарной схеме через великие Личности, Которые составляют Иерархию, соединяют ее вместе со всем, что в нее входит, с более великой Иерархией, называемой нами Солнечной. Наша Иерархия является миниатюрной репликой более обширного синтеза тех самосознательных Сущностей, Которые манипулируют, контролируют и проявляются через солнце и семь священных планет, также как и через другие большие и малые планеты, входящие в нашу солнечную систему. В-третьих, что эта Иерархия сил имеет четыре главных направления работы:

Развитие самосознания во всех существах

Иерархия старается создать благоприятные условия для развития самосознания во всех существах. Она добивается этого в первую очередь в человеке благодаря слиянию трех его высших аспектов духа с четырьмя низшими аспектами, благодаря своему примеру служения, жертвы и отречения и благодаря постоянно исходящим от нее потокам света <21> (в оккультном смысле). Иерархия может рассматриваться как совокупность сил пятого царства природы нашей планеты. В это царство входят после полного развития пятого принципа ума в результате контроля над ним и его трансмутации в мудрость, которая буквально являет собой познание всех состояний посредством полного сознательного использования способности различающей любви.

Развитие сознания в трех низших царствах

Наименования пяти царств природы на эволюционной дуге хорошо известны: это минеральное, растительное, животное, человеческое и духовное царства. Каждое из них воплощает определенный тип сознания, и работа Иерархии заключается в доведении этих типов до совершенства путем урегулирования кармы, при помощи силы и благодаря созданию благоприятных условий. Можно получить представление об этой работе, если вкратце определить разные аспекты сознания, подлежащие развитию в разных царствах.

В минеральном царстве работа Иерархии сводится к развитию функции различения и отбора. Всякой материи свойственна та или иная активность, и в тот момент, как эта активность направляется па строительство форм, хотя бы самых элементальных, проявляется способность различения. Это повсеместно признается учеными, которые, признавая этот факт, приближаются к открытиям Божественной Мудрости.

В растительном царстве к способности различения добавляется способность реагировать на ощущение и наблюдается зачаточное состояние второго аспекта божественности, также как в минеральном царстве ощущается аналогичное зачаточное <22> отражение третьего аспекта активности.

В животном царстве эти зачаточные активность и ощущение усиливаются, и обнаруживаются признаки (если позволительно столь неадекватное выражение) первого аспекта или зачаточной воли и цели; можно назвать ее наследственным инстинктом, но в действительности она проявляется как цель природы.

Е.П.Блаватская мудро заявила, что человек является макрокосмом для трех низших царств, так как в нем эти три линии развития синтезируются и достигают своей полноты. Он на самом деле и поистине представляет собой активное и дивно проявленное познание; он - начальная любовь и мудрость, даже если они пока еще конечная цель его устремления; и он обладает той зачаточной динамической инициирующей волей, которая достигнет своего полного развития после того, как он войдет в пятое царство.

В пятом царстве сознание, подлежащее развитию, является групповым сознанием и проявляется в полном расцвете качества любви-мудрости. Человек лишь повторяет на высшем витке спирали работу трех низших царств, так как в человеческом царстве он проявляет третий аспект активного познания. В пятом царстве, в которое вступают при первом посвящении и которое охватывает весь период времени, в течение которого человек получает первые пять посвящений и работает как Учитель, как часть Иерархии, своего совершенства достигает любовь-мудрость или второй аспект. При шестом и седьмом посвящениях обнаруживается первый аспект или аспект воли, и из Учителя Сострадания и Владыки Любви адепт становится чем-то более высоким. Он входит в еще более высокое сознание, чем сознание группы, и становится сознательным в Боге. Он отождествляется с великой волей или целью Логоса.

Стимулирование свойств божественности, взращивание семени самосознания во всех существах - это <23> работа тех Существ, Которые достигли цели, Которые вступили в пятое царство и Которые приняли Свое великое решение и согласились на то непостижимое отречение, что заставляет Их оставаться в пределах нашей планетарной схемы, чтобы содействовать планам Планетарного Логоса на физическом плане.

Передача воли Планетарного Логоса

Они действуют как передатчики людям и дэвам или ангелам воли Планетарного Логоса, а через Него - воли Солнечного Логоса. Каждая планетарная схема, включая нашу, является центром Логоического тела и выражает какую-то форму энергии или силы. Каждый центр демонстрирует свой особый тип силы тремя способами, порождая, таким образом, три аспекта проявления. Одна из великих реализаций, достигаемых теми, кто входит в пятое царство, это реализация того особого типа силы, который воплощает наш собственный Планетарный Логос. Мудрый учащийся поразмыслит над этим заявлением, так как в нем ключ ко многому, что происходит сегодня в мире. Тайна синтеза потеряна, и лишь когда люди вернут себе присущее им в предыдущие циклы знание (милосердно отнятое у них в эпоху Атлантиды) о типе энергии, которую должна демонстрировать наша схема, мировые проблемы будут урегулированы и мировой ритм стабилизируется. Это пока невозможно, потому что это знание опасно и в настоящее время раса в целом не обладает еще групповым сознанием и ей нельзя доверить работать, мыслить, планировать и действовать для группы. Человек еще слишком эгоистичен, но нет основания разочаровываться из-за этого; групповое сознание уже нечто большее, чем просто видение, а братство и признание его обязанностей уже начинают <24> проникать в людское сознание повсеместно. Такова работа Иерархии Света - демонстрировать людям настоящее значение братства и инициировать в них отклик на этот идеал, скрытый во всех и в каждом.

Пример для человечества

В-четвертых, что люди должны знать и осознавать как базовый факт, это что Иерархия состоит из тех, Кто победил материю и достиг конечной цели, пройдя точно те же этапы, которые человек проходит и в нынешнее время. Эти духовные личности, эти адепты и Учителя боролись и бились за победу и за господство над физическим планом, они сопротивлялись миазмам, мраку, опасностям, тревогам, скорби и боли ежедневного существования. Они прошли шаг за шагом путь страданий, прошли через всякий опыт, преодолели всякие трудности и победили. Эти Старшие Братья расы все до одного прошли через распятие своего личностного "я" и знают то совершенное отречение от всего, что является участью каждого стремящегося в настоящее время. Нет ни одного мучения, ни одной раздирающей жертвы, ни одного скорбного пути, которых Им не пришлось бы перенести в Свое время, и ими определяется Их право служить и сила Их призыва. Им, познавшим квинтэссенцию боли, познавшим глубину греха и страдания, отлично видны нужды любого индивидуума; в то же время Их освобожденность, достигнутая благодаря боли, наказанию и страданию, Их свобода, обретенная в результате жертвы формы через посредство очистительных огней, дает Им крепость, способность упорствовать, даже если форма, казалось бы, претерпела уже полную меру страдания, и любовь, торжествующую над всеми <25> препятствиями, поскольку она основана на терпении и опыте. Эти Старшие Братья человечества отличаются неутомимой любовью, действующей всегда на благо группы; знанием, обретенным за тысячи жизней, в которых Они проторили Свой путь с самого начала жизни и эволюции почти до вершины; опытом, основанным на самом времени и многочисленных личностных реакциях и взаимодействиях; мужеством, которое является результатом этого опыта, наработано за века устремленности, неудач и новой устремленности и в конце концов восторжествовало и которое может теперь быть направлено на служение расе; целенаправленностью, просветленной, разумной, готовой к сотрудничеству и действующей в согласии с групповым и иерархическим планом и, тем самым, с целью Планетарного Логоса; наконец, Их характеризует знание могущества звука. Этот последний факт лежит в основе того афоризма, что все настоящие оккультисты отличаются знанием, динамической волей, мужеством и безмолвием. "Знать, хотеть, сметь и молчать". Отлично зная план и имея ясное, просветленное видение, Они могут непоколебимо и неуклонно направлять Свою волю к великой работе творения посредством могущества звука. Она заставляет Их безмолвствовать, когда средний человек говорит, и говорить, когда средний человек безмолвствует.

Когда люди усвоят четыре перечисленных факта и они утвердятся, как признанные истины, в сознании расы, тогда можно ждать возвращения цикла мира, покоя и праведности, о котором предсказывают все Писания мира. Тогда взойдет Солнце Праведности, неся исцеление на крыльях Своих, и мир, который превыше понимания, будет царствовать в сердцах людей.

 <26> В книге, описывающей работу Иерархии для широкой публики, многое должно остаться невысказанным. Упоминание об этих Личностях интригует среднего человека, возбуждает его любопытство, но люди готовы пока лишь к самой общей информации. Тем, которые от любопытства переходят к желанию искать и узнать настоящую истину, будет дано больше, когда они сами выполнят необходимую работу и пройдут учение. Желательно исследование, и умственная установка, которую, как можно надеяться, создаст эта книга, описывается следующим образом: Данные утверждения кажутся интересными, и возможно, что они верны. Все религии, включая христианскую, дают указания, которые по-видимому подтверждают эти идеи. Потому примем их как рабочую гипотезу об итоге эволюционного процесса в человеке и его работы над достижением совершенства. Давайте, поэтому, искать истину как факт нашего собственного сознания. Каждая религиозная вера обещает, что те, кто серьезно ищут, найдут то, чего ищут; потому будем искать. Если в процессе поиска мы обнаружим, что все эти утверждения - лишь грезы мечтателя, не несущие никакой пользы и ведущие лишь во тьму, время все же не будет потеряно, так как мы будем знать, где не нужно искать. Если же, с другой стороны, наш поиск будет мало-помалу подтверждать сказанное и свет будет сиять все ярче, давайте продолжать в том же духе, пока не придет день, когда сияющий во тьме свет не просветлит сердце и мозг и искатель не осознает, что вся эволюционная тенденция как раз и заключалась в том, чтобы привести его к этому расширению сознания и просветлению и что посвятительный процесс и вступление в пятое царство являются не безумной фантазией или иллюзией, а установленным фактом сознания. Каждый человек должен утвердить его для себя. Те, <27> кто знают, могут констатировать то-то и то-то, но сказанное другим и изложение теории имеют лишь то значение, что дают искателю подтверждение. Каждая душа должна убедиться сама, найти внутри себя, помня всегда, что царство Божье внутри и что только те факты, которые осознаны как истины в индивидуальном сознании, представляют собой реальную ценность. Между тем, здесь может быть изложено то, что многие знают и в чем они убедились внутри себя как в неоспоримых истинах; таким образом, разумный читатель получает благоприятную возможность - но и ответственность - установить для себя их ложность или истинность.

 

  Глава III. Работа Иерархии