Второе издание дневников Олькотта - "Cтраницы старого дневника" (в 2-х томах)

 

 Событие примечательно тем, что первое издание дневников Олькотта в России (на русском языке), называемое "Листы старого дневника" (2015, Москва), произошло всего месяца три назад... Первое издание подготовил в частном порядке переводчик Хатунцев, и выпустил всего 500 экз. Он выпустил только первую часть дневников, охватывающую всего четыре года - с 1874 по 1878 годы, оговорив в предисловии, что не будет издавать последующие тома дневников, т.к. "в них автор отошёл от истины и написанное в них не всегда соответствует правде". Вероятно, именно этим словам "от издателя" мы и обязаны тому, что очень скоро дневники Олькотта выпустило Издательство "Дельфис", впрочем, таким же маленьким тиражом...

И хотя второе издание охватывает период вплоть до 1883 года, его переводчик высказал точно такую же мысль, что и переводчик первого издания, - что Олькотт не только не понял Блаватскую, но и сущностно пошёл против неё, сделав акцент на внешней, административной стороне жизни Теософского Общества. Как писал Махатма Кут Хуми об Олькотте, - "он спас его (Т.О.) тело, но из-за страха и опасений лишил его души; сейчас Общество представляет собой труп без души, машину, которая до сих пор функционировала довольно хорошо, но после его ухода она рассыплется на куски"... Так и произошло впоследствии, о чём писал уже Джуал Кхул, что "теософский корабль утонул", лишив себя духовной связи с Учителями...

Тема Махатм до сих пор не пользуется спросом у теософов из-за опасений, что будет быстро дискредитирована не должным отношением, или выдачей за Махатм астральных "двойников". Конечно, для оккультной практики нужен развитый аппарат восприятия и способность распознавать уровни энергетик, что человек не может получить без посвящённого наставника. Пока такого наставника не появилось в Теософском Обществе, поэтому его жизнь протекает исключительно в экзотерической сфере религиозного и научного образования, что для человечества уже немало. Оккультная сфера остается для него пока закрытой темой, и ждёт своего часа...

Но Главные Основатели Общества, Махатмы, как и их полномочный представитель, Е.П. Блаватская, пытались учредить именно оккультную школу, о чём свидетельствуют хотя бы три цели Общества, если в них серьёзно вдуматься. Поэтому если Теософскому Обществу и предстоит вновь обрести Дух Махатм, то ему необходимо понять, что духовная жизнь строится не на догмате, а на Откровении, и что Учение не может оставаться живым, если оно не развивается и не включает в себя всё больше аспектов окружающей нас жизни. Живое Учение не может не быть синтетичным, не объясняющим природу любого явления, или новой практики Его применения. Все истинные Учения приходили и приходят из одного центра - Иерархии Учителей, и всегда имеют живой Дух приложения Знаний к текущей жизни конкретного века. В этом всегда был Их главный смысл.

Но пока Теософское Общество (за редким исключением) не признаёт даже работу старшего ученика Махатмы Кут Хуми, - ныне Учителя Джуал Кхула! И даже не пытается изучить продиктованные Им книги, чтобы хотя бы составить общее представление об уровне этой работы! О каком тогда "изучении древних и современных религий, философий и наук" может идти речь?

Какие ещё нужны аргументы современным теософам, если они не признают даже своих собственных, выраженных в трёх целях Теософского Общества?! А именно:

1. Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи;

2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения;

3. Исследование необъяснённых законов природы и психических сил, скрытых в человеке.

...В завершении темы о втором издании дневника Олькотта следует привести рецензию на эти дневники от самих издателей. По прошествии более ста лет после ухода первого президента Т.О., теперь, из нашего времени, видны многие его ошибки и ограничения, о чём красноречиво говорит это обращение от переводчика "Страниц старого дневника". Но это не снимает ответственности с тех, кто подвязался продолжать дело Теософии, как воплощения Божественной Мудрости.

ИЗДАНИЕ - "ДЕЛЬФИС", МОСКВА, 2016

ПЕРЕВОД БАЗЮКИНА В.В.

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:

1885 год ворвался в жизнь Е.П.Блаватской как чёрный, катастрофический год: Общество психических исследований (ОПИ) вынесло свой беспрецедентный вердикт в отношении души и сердца теософского движения, к тому времени ширившегося по всему миру. То было время, когда теософское движение бурно и динамично развивалось, практически охватив собой все страны Европы, Соединённые Штаты Америки и многие государства Азии. Тысячи людей во всём мире потянулись к теософии в поисках ответа на вопросы: что есть Вселенная, как устроен мир, что такое жизнь и какова миссия человека в этом мире - вопросы, на которые не давали ответа ни наука, ни многочисленные религии. И вот теперь как будто всё было кончено. Честное имя Е.П.Б., казалось, отныне навсегда втоптано в грязь, всё дело её жизни, любимое детище, ради которого принесено столько жертв, погибало у неё прямо на глазах, а она, так много умевшая и знавшая, была бессильна что-либо сделать... "Одна из самых ловких, изобретательных и интересных мошенниц в истории" - таково было клеймо, поставленное на основательнице Теософского общества Обществом психических исследований в печально знаменитом отчёте Ходжсона 1885 года. Это на ней-то, подарившей человечеству столько глубоких и пробуждающих мысль книг!

Конечно, пройдут годы, и спустя ровно столетие это самое Общество отречётся от своего же собственного заключения, признает, что "в ходе подробного исследования этого Отчёта становится всё более и более очевидно, что Ходжсон был заранее настроен на то, чтобы использовать любые доказательства, пусть даже самые ничтожные и сомнительные, чтобы только бросить тень подозрения на Е.П.Б., и в то же время он оставил без внимания все те обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать в её пользу. Его отчёт сплошь состоит из предвзятых утверждений, домыслов, выдаваемых за реальные или возможные факты, из ничем не подтверждённых показаний анонимных свидетелей, случайного набора доказательств и откровенных подтасовок... Ходжсон не оправдал возложенного на него доверия и проявил себя ни на что не годным исследователем"(1).

Целый век понадобился Обществу психических исследований для того, чтобы провести новое тщательное расследование этого нашумевшего дела и восстановить наконец честное имя Е.П.Блаватской.

Но тогда, сто лет назад, кто мог на это надеяться, кроме, возможно, самой Е.П.Б.? И, тем не менее, уже в 1886 году в свет выходит книга под названием "Случаи из жизни госпожи Блаватской", написанная одним из ближайших сподвижников Е.П.Б., Альфредом П.Синнеттом, в которой он на примерах многочисленных феноменов, демонстрировавшихся Е.П.Б. в разные годы и засвидетельствованных авторитетными и не вызывающими ни малейших сомнений представителями британского общества, попытался опровергнуть выводы Общества психических исследований.

Предлагаемая читателю книга, "Страницы старого дневника", написанная одним из основателей и многолетним президентом Теософского общества Генри С.Олкоттом, отчасти преследует ту же цель. Необходимо сразу же предупредить читателя о том, что настоящее издание представляет собой лишь фрагменты первого и второго томов. Первый том "Дневника" начал выходить ещё на страницах журнала "Теософист" (The Theosophist) начиная с марта 1892 года (vol. XIII, N0.6, March, 1892), то есть примерно через год после смерти Е.П.Б. А уже в виде книги он был опубликован в 1895 году. Дневник имеет ещё и красноречивый подзаголовок: "Правдивая история Теософского общества". Олкотт подошёл к своей задаче со всей ответственностью и свойственной ему педантичностью. На пространстве шести массивных томов он подробнейшим образом, как летописец, восстанавливает всю историю Т.О. Он включает в текст множество документов, протоколов и стенографических отчётов различных собраний, решений и т.д.

Всё это, разумеется, крайне интересно, но мы решили не перегружать читателя массивом этих документов. Как истинный анналист, Г.Олкотт ведёт неторопливый рассказ о том, с чего начиналось Т.О., как оно развивалось и к каким результатам пришло к концу XIX века, охватывая в целом период с 1875-го по 1898 год. Готовя это издание, мы преследовали цель сосредоточиться не столько на фактах истории Общества, сколько на психологических портретах его главных представителей, и в первую очередь, конечно же, Е.П.Блаватской. Кому как не Г.Олкотту, человеку, прожившему бок о бок с этой удивительной женщиной долгие годы, было знать малейшие подробности её характера и видеть то, что оставалось закрытым для посторонних глаз.

Фигура самого автора книги, Г.С.Олкотта, сегодня не вполне однозначно оценивается в международном теософском движении. С одной стороны, он, безусловно, славный, мужественный герой Гражданской войны в США, скрупулёзный исследователь психических явлений в Вермонте в 1874 году, безупречность которых особо упоминает А.Конан Дойль в своей двухтомной книге "История спиритизма". "Он был, - пишет знаменитый автор рассказов о Шерлоке Холмсе(2), - человеком ясного ума и выдающихся способностей, наделённым к тому же высоким чувством чести. Читая очень полную и подробно изложенную историю его жизни, о которой он рассказывает в своих "Страницах старого дневника", невозможно не испытывать чувства уважения к этому человеку - преданному до последнего своему делу, начисто лишённому эгоизма, наделённому редкой нравственной стойкостью, готовностью следовать одной лишь истине и принимать полученные результаты такими, какие они есть, даже если они противоречат твоим собственным ожиданиям и желаниям. Он был не мечтателем-мистиком, а весьма практичным человеком дела, но некоторые его наблюдения в области психических исследований не встретили того внимания, которого вполне заслуживают"(3).

С другой стороны, очевидно, в Г.Олкотте со временем возникло и накапливалось глухое раздражение в отношении своего учителя. Так часто случается с людьми: в бесконечном ворохе событий даже самый великий человек обычно начинает казаться его близким вполне земным человеком и мало чем отличающимся от них самих. Такой психологический феномен хорошо известен. Действия этого феномена не избежал, за редким исключением, практически никто из числа близкого окружения Е.П.Б. Но, кроме того, два соучредителя Т.О. разделились и в своих взглядах на функции, которые должно выполнять Теософское общество в дальнейшем. По этой причине Учителям приходилось не раз вмешиваться в отношения между Е.П.Б. и Г.Олкоттом.

Так, в одном из своих писем Учитель К.Х. писал Г.Олкотту: "Вот что скажу я, чтобы вывести вас из нынешнего тупика: Е.П.Б. практически не касается никаких административных мелочей, её следует и в дальнейшем ограждать от них, насколько это возможно сделать с учётом её сильной натуры. Но вот что вы должны довести до всеобщего сведения: в том, что касается оккультных вопросов, она вольна делать всё что ей угодно. Мы не бросили её, она не "перепоручена каким-либо чела". Она - прямой исполнитель нашей воли. Я предупреждаю вас о недопустимости того, чтобы подозрения ваши и возмущение по поводу "многих её дурачеств" взяли верх над вашей интуитивной верностью (здесь курсив мой - В.Б.) ей... Отметил я также для себя и ваши мысли по поводу "Тайной доктрины". Будьте вполне уверены в том, что всё не указанное ею как взятое из научной и иной литературы было передано или внушено ей нами. Любая ошибка и неверное утверждение, допущенные в работах других теософов, которые она исправляла и поясняла, исправлялись мною или по моим указаниям. Эта работа гораздо важнее своей предшественницы, это - краткое изложение таких оккультных истин, которые сделают книгу источником сведений и знаний для серьёзного ученика на долгие годы вперёд"(4).

Кроме того, "полковник Олькотт дошёл почти до игнорирования оккультной основы Общества; он зашёл так далеко, что приблизительно в 1888 году Учитель К[ут] Х[уми] сказал Е.П.Блаватской: "Общество освободилось от нашего руководства и нашего влияния, и мы предоставляем его самому себе, ибо мы никого не держим в рабстве. Он говорит, что хочет спасти его? Он спас его тело, но из-за страха и опасений лишил его души; сейчас Общество представляет собой труп без души, машину, которая до сих пор функционировала довольно хорошо, но после его ухода она рассыплется на куски. Из трёх целей в нём занимаются только второй, это уже больше не братство и не тело, над которым витает дух, господствующий по ту сторону Великой Цепи. Его доброта и любовь к миру велики и по духу поистине Гаутамические, но он злоупотребит этой добротой"(5).

Это раздражение и какое-то глубоко затаённое чувство обиды не могло не выплеснуться и на страницы книги полковника Г.Олкотта, хотя писал он её уже после смерти своего "дружища", как называл он Е.П.Б. Трудно согласиться с такими, например, строками: "Я бы не сказал, что по отношению к обычным людям, вроде меня и других её близких друзей, она отличалась особой верностью и преданностью... Вместе с тем она всей душой была предана своей тётушке, другим своим родственникам и Учителям, ради дела которых она готова была пожертвовать не то что одной, а двадцатью жизнями и не моргнув глазом взирала бы на гибель всего рода человеческого в огне, если бы так было нужно (курсив мой - В.Б.)". Почему-то гораздо больше хочется верить строкам, написанным, например, А.Синнеттом: "Язык её, когда она бывает охвачена приступом возбуждения, мог бы незнакомого с нею человека навести на мысль о том, что она и впрямь жаждет мщения и, будучи вне себя от ярости, готова и в самом деле обрушиться на своих врагов с самой бешеной местью, окажись те только в её власти. И лишь люди, близко знающие её, - а таких найдётся всего с полдюжины - вполне уверены в том, что, несмотря на всю эту бурю чувств, попади эти её враги и в самом деле к ней в руки, ярость её против них в одно мгновение лопнет как мыльный пузырь"(6).

Но, будучи человеком, по оценке А.Конан Дойля, "наделённым высоким чувством чести", Г.Олкотт, конечно же, не мог не отразить в своей книге многих вполне реальных фактов касающихся и жизни Е.П. Блаватской, и деятельности Теософского общества.

Наш пристальный интерес к личности Е.П.Б. не вызван желанием открыть и вытащить на свет Божий какие-то скандальные страницы её биографии - таких подробностей с избытком хватает и в псевдобиографических исследованиях, вышедших и до сих пор, к сожалению, выходящих как в России, так и за рубежом. Именно для того, чтобы овладеть как можно более обширными сведениями об истинных фактах её жизни, как можно глубже погрузиться в мир её чувств и мыслей и научиться отделять правду от лжи, до сих пор источаемой в некоторых "исследованиях", мы и предлагаем читателю эту книгу. Пусть она станет ещё одним камнем, положенным в фундамент нашего памятника благодарности великой нашей соотечественнице, книги которой и сто с лишним лет спустя не потеряли своей актуальности, широко читаются во всём мире, всё так же зовут человека к новым знаниям и открывают перед ним новые горизонты для нравственного совершенствования. Таков, если хотите, и наш патриотический долг перед ней.

В. В. Базюкин

1 - V.Harrison. J'Accuse, S.P.R. Journal, vol. 53, April. 1986.

2 - Maлo кто знает о том, что популярный у нас в стране автор детективов являлся между прочим почётным президентом Международной федерации спиритизма, президентом Лондонского союза спиритуалистов, а также президентом Британского колледжа психических наук.

3 - A.Conan Doyle. The History of Spiritualism, vol. I, London, 1926.

4 - Master K.H. Letters from The Masters of the Wisdom, First Series. Letter No. 19.

5 - Записная книжка Е.П. Блаватской. Цит. по: "Письма Мастеров Мудрости, 1870 -1888". Москва, "Сфера", 1998.

6 - A.P.Sinnett. Incidents in the Life of Madame Blavatsky. London, 1913, p. 238.