О церкви и духе наживы
"...Церковь отреклась от своего долга. Она перестала выдвигать новые идеи, отвечающие новым условиям, и оказалась отброшенной в сторону.
К 1700 году вся обстановка в моральном отношении изменилась к худшему. Моральный закон более не управлял миром. Место его заняли соображения полезности и целесообразности. Сам характер собственности изменился. В Средние века собственность не давала никаких абсолютных прав. Человек относился к своему имению как к предмету попечения, владение коим налагало определённые обязанности.
После 1700 года собственность — будь то собственность на какой-нибудь рудник, фабрику или машину — стала рассматриваться как источник абсолютного права, не сопряжённого с какой бы то ни было ответственностью перед обществом. Власть над жизнями людей оказалась в руках отдельных лиц — собственников богатств, заключённых в руднике.
Положение стало ещё более опасным, когда протестантские религиозные деятели на европейском континенте, следуя учению Кальвина, внезапно открыли, что те же самые качества, которые определяет собой дух стяжательства, составляют необходимую основу личных качеств христианина: усердие, трудолюбие, здравомыслие, простота жизни, умеренность, бережливость и тому подобное.
Представители среднего класса — торговцы и промышленники — отнюдь не возражали против этих качеств и, имея теперь в лице официальной церкви уже не критика, а союзника, во всю прыть пустились в погоню за наживой."