Карма

 

 Карма  Физическое действие. Метафизически – закон воздаяния; закон причины и следствия или этической причинности. Существует карма заслуг и карма поступков. Эта та сила, что управляет всем; моральный результат действия или моральное следствие акта, исполненного для достижения того, что удовлетворяет личное желание.

 

"Если вы спросите учёного буддийского священнослужителя, что есть Карма, — он скажет вам, что Карма есть то, что христианин мог бы назвать Провидением (только в некотором смысле), а магометанин — Кисмет, роком или судьбой (опять в одном значении). Этот главнейший догмат учит, что как только сознательное существо — человек, Дэва или животное — умирает, создаётся новое существо, и он или оно появляется в новом рождении, на этой или другой планете, в условиях, им самим созданных предыдущими действиями. Или, другими словами, Карма есть руководящая сила — Тришна (на языке Пали — Танха), жажда или желание чувственной жизни — непосредственная сила или энергия, результат человеческих или животных действий, которая из старых Скандх рождает новую группу, образующую новое существо, и контролирует качество самого рождения. Чтобы сделать это ещё яснее: новое существо вознаграждается и наказуется за заслуги и проступки старого (прежнего). Карма представляет из себя «Книгу Записей» (регистраций), в которой все поступки человека — хорошие, плохие и безразличные — тщательно вносятся на его дебет или кредит им самим, так сказать, или, скорее, этими самыми его поступками. Там, где христианский поэтический вымысел создал и видит записывающего Ангела-Хранителя, суровая и реалистичная буддистская логика, прозрев необходимость того, чтобы каждая причина имела свои следствия, указывает её действительное присутствие. Противники Буддизма придавали огромное значение приводимой несправедливости, что делатель избежит, а невинная жертва будет страдать, раз делатель и страдающий разные существа. Дело в том, что тогда как в одном смысле они могут быть так рассматриваемы, тем не менее в другом они тождественны. «Старое существо» есть единственный породитель — отец и мать в одно и то же время — нового существа. Первый в действительности является создателем и формировщиком последнего; и поистине, в гораздо большей степени, нежели его отец во плоти."

"Письма Махатм", письмо 76 (ПМ-16).