"Что Тя наречем", Икона XVII век.

Икона "Что Тя наречем", XVII век.

Щёлкните на картинку, чтобы смотреть в хорошем качестве.

Икона Богородицы "Что Тя наречем".

 

Описание с сайта iconb.ru (http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=2208&It...):

  Литературным источником иконографии иконы явилось богородичное песнопение 1 часа: "Что Тя наречем, о благодатная". Как и другие подобные гимнографические композиции (см. кат. 9, 10, 51), эта построена на сочетании традиционных иконографических формул. С каждым эпитетом гимна в иконе соотносится определенное изображение. Но смысл композиции не ограничивается текстом молитвы. В целом композиция являет собой иллюстрацию темы служения Богоматери домостроительству Божию во спасение человека. Время появления этой иконографии надо отнести к XVI в. Внизу композиции представлены чины праведников - апостолы, мученики (слева), святители, лики преподобных мужей и жен (справа), славословящих Богоматерь. В песнопении она именуется "небом", так как родила Христа -"солнце правды" (вверху изображены семь небесных сфер со звездами, солнцем и луной), "раем", так как "прозябла Цвет нетления" - Христа, спасшего человека от смертного тления (в райских кущах изображены Христос, Адам и Ева, Благоразумный Разбойник, Иоанн Предтеча), "Девой", так как и по Рождестве сохранила девство ("Рождество Христово"), "Матерью", так как "имела на святых объятиях" Бога ("Поклонение волхвов"). В центре - Богоматерь в сияющей мандорле на престоле. Она изображена со склоненной головой в знак моления ("моли спастися душам нашим"), обращенного к Спасителю, который благословляет предстоящих двумя руками. Выше мандорла с Богоматерью Знамение, по сторонам от которой ангел и пророк Исайя, указующие на Деву (см. кат. 11). Завершает композицию образ Господа Саваофа в мандорле, дополняют ее врата - это и символ Приснодевства Богоматери, и "дверь спасения", как именовали Марию, через которую в мир вошел Спаситель.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

 


Иллюcтрация из главы книги Л. Резник: