Гентский алтарь. "Поклонение Мистическому Агнцу". Фрагмент. Хуберт и Ян ван Эйк

Гентский алтарь. "Поклонение Мистическому Агнцу".Фрагмент. Хуберт и Ян ван Эйк

Щёлкните на картинку, чтобы смотреть в хорошем качестве.

Гентский алтарь — церковный створчатый алтарь представляет собой полиптих, состоящий из 24 панелей, находится в католическом кафедральном соборе Святого Бавона  в бельгийском городе Гент (провинция Восточная Фландрия).  Создан по заказу Йоса Вейдта (нидерл. Joos Vijdt), богатого донатора церкви Святого Иоанна Богослова  (XV век), позднее ставшей собором Святого Бавона (1561г.), для личной капеллы его жены.

Он был начат в 1422 году Хубертом ван Эйком, и закончен его братом Яном. Освящён 6 мая 1432года. 

 Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров, весит более тонны. Картинами алтаря можно любоваться как в закрытом, так и в раскрытом виде, 8 панелей расписаны с двух сторон Это поистине грандиозное произведение искусства – насчитывают 258 человеческих фигур.

Весь алтарь включает изображение искупительных таинств католической веры начиная от Благовещения и Воплощения на внешних створках алтаря до жертвенной смерти Христа и поклонения Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит мистический Агнец, символизирующий Христа.

Нижняя сцена алтаря едина – «Поклонение агнцу». В центре на алтаре – большой агнец, из его груди фонтаном бьет кровь в чашу – символ жертвы Христа,позади которого мы видим четыре ангела, они держат орудия страстей Христовых: плеть, которым его избивали, столб, к которому его привязывали, крест, розги гвозди, терновый венец и две пики: одна, которой его закололи, другая – с губкой, смоченной в уксусе. Перед алтарем бьет источник живой воды – символ христианской веры – Вода Жизни. Четыре процессии на центральной панели: слева внизу – праотцы, пророки дохристианских времен, предсказавшие приход Мессии. Слева вверху – процессия первосвященников в праздничных одеждах. Справа внизу – апостолы еще правее –служители церкви : папы, епископы, аббаты, семь кардиналов, св.Стефан с камнями, св.Ливин (покровитель Гента) с вырванным языком и мученики в одеяниях для литургии (пальмовые ветви в руках – символ мученичества), справа вверху – девы-святые мученицы, каждая со своим традиционным атрибутом. Процессию дев возглавляют святая Агнесса с ягненком, святая Варвара с башней святая Катерина и святая Доротея с розами. Первосвященники. Воинство Христово. Отшельники. Процессию пилигримов возглавляет святой Христофор - покровитель путешественников.

На дальнем плане изображен город – это Небесный Иерусалим, но в его постройках мы улавливаем сходство с реальной архитектурой Кельна, Брюгге и других средневековых г ородов. Огромный Гентский алтарь с боковыми крыльями считается первым из монументальных средневековых алтарей и главным шагом на пути от канонической иконописи средних веков к реализму. Алтарь иллюстрирует историю избавления рода человеческого от грехопадения и до спасения. Во время своего путешествия по Фландрии Альбрехт Дюрер назвал гентский алтарь «величайшим шедевром реализма».

 


Иллюcтрация из главы книги Л. Резник: