Основная проблема выбора человечества – материализм или духовность

Я предполагаю, что мои читатели признают существование некоторого руководящего духовного могущества, на протяжении веков оказывающего воздействие на человечество. Оно проявляется для того, чтобы привести всё к окончательной победе добра. Для меня не важно, каким названием они называют эту руководящую Цель. Некоторые могут называть её Волей Бога; другие неизбежными направлениями эволюционного процесса; есть те, кто могут рассматривать её как духовную Иерархию планеты, или как Великую Белую Ложу; многие миллионы говорят о руководстве Христа и Его учеников. Существует всеобщее признание того, что некоторое определённое направление вело людей от стадии первобытного человека к той эволюционной точке, на которой смогли появиться Платон, Шекспир, да Винчи и Бетховен. Неосознанное могущество инициировало человеческую способность формулировать идеи, создавать системы теологии, науки и управления. Это внутреннее мотивирующее могущество дало человеку способность создавать прекрасное, открывать тайны природы. Инстинкт развился в интеллект; интеллект начинает раскрываться в интуицию – всё это указывает на прогресс.

Эта панорама красоты человеческого духа должна быть помещена рядом с ранней картиной людского эгоизма и жестокости, бесчеловечного отношения к себе подобным. Обе картины истинны, но только картина красоты вéчна, а другая преходяща. Человек состоит из высших и низших выражений, и позади всех войн и трудностей, которые на протяжении веков сопровождают человеческий прогресс, лежит главный фактор: древняя непрекращающаяся борьба между человеческим духовным устремлением и его материальными желаниями.

Моё использование слова духовный не имеет ничего общего с применением этого слова в ортодоксальных религиях. Духовно всё то, что направлено к пониманию и доброте, к тому, что создаёт красоту и что может привести человека к более полному выражению своих божественных возможностей. Злом является всё то, что погружает человека в материализм, пренебрегает высшими ценностями жизни, одобряет эгоизм, воздвигает барьеры к установлению правильных человеческих отношений и питает дух разделённости, страха и мести.5

Что подразумевается под выражением «силы зла»? Не воинства неправедных, грешных особей под властью некоего плода воображения – дьявола или верховного антихриста, ибо воинства такого не существует и у Бога нет сильного врага, вовлечённого в борьбу против Всевышнего. Силы зла – это в конце концов лишь укоренившиеся древние идеалы и привычки мышления, приведшие расу к нынешней точке развития и послужившие своей цели, но обязанные сейчас исчезнуть, дабы пришествие Нового Века произошло без задержек. Устаревшие упрочившиеся ритмы, свойственные давним формам религии, политики и общественного уклада, должны уступить место новым идеалам, синтетическому пониманию и новому порядку.

На данную тему надо смотреть под двумя углами, и это полезно делать, всегда помня, что задачей нового общественного порядка, новой политики и новой религии является обеспечить раскрытие человеческого сознания, утвердить и преподнести вниманию людей более высокие ценности и так покончить с царством материализма.6

Не путайте зло с деятельностью гангстеров или преступников, так как те представляют собой концентрированный результат проявляющихся массовых несовершенств; они – жертвы невежества, с которыми плохо обращались в детстве и которые на протяжении жизней неверно понимали правильные человеческие отношения.

По-настоящему злы те люди, которые хотят навязать возврат на дурные старые колеи, пытаются удержать своих собратьев в рабстве того или иного рода, блокируют выражение одной или всех Четырёх Свобод1*, накапливают материальные богатства за счёт эксплуатируемых, стараются присвоить себе продукцию земли ради извлечения сверхприбыли, повышая тем самым стоимость предметов первой жизненной необходимости и делая их недоступными для тех, кто беден. Такие есть в каждой нации, они обычно занимают видное положение благодаря своему богатству и влиянию; именно они грешат против Света, но не по невежеству, а так как у них материальные, а не духовные цели. Их мало по сравнению с бесчисленными миллионами остальных людей, однако они исключительно могущественны и весьма умны, но неразборчивы в средствах, и именно через них работают Силы Зла, тормозя прогресс. Они плодят бедность, раздувают ненависть и классовую рознь, вызывая в результате расовые беспорядки. Они исходят из эгоистических расчётов и поддерживают власть невежества. Их грех велик, и измениться им трудно, так как доминирующие всесильные факторы в их жизни – могущество и воля-к-могуществу (противоборствующая Воле-к-добру). Эти люди подрывают сейчас единство Организации Объединённых Наций своей алчностью, решимостью завладеть земными ресурсами (такими как нефть, полезные ископаемые и продовольствие), чтобы не дать массам окрепнуть на скудной пище. Такие есть в каждой нации, они отлично ладят между собой и работают вместе в крупных корпорациях, эксплуатируя земные богатства за счёт человечества.

Одна Россия свободна в настоящее время от таких людей, она совершает большие ошибки, но это ошибки фанатичного идеолога или хулигана, который грешит по невежеству, из-за своей незрелости или от ярости на зло, его окружающее. Это нечто в корне отличное от того зла, которое я рассматривал, и долго не продлится, потому что Россия будет учиться; те же, другие, не учатся.7

Одна из попыток воздействия на людей, которую духовные лидеры человечества стремились сделать – это привлечь внимание к базовой двойственности, которая присутствует в мире сегодня: материальной эгоистичной жизни с одной стороны, и бескорыстных духовных целей – с другой. Другая задача состоит в таком стимулировании вúдения людей повсюду, чтобы, начиная с интеллигенции, все смогли бы сознательно занять определённую сторону под одним или другим из двух знамён и стать сознательно ответственными за свои мысли и действия.

Признание этого дуализма, лежащего в основе всех конфликтов, необходимо прежде, чем будет начато смещение сознания человечества прочь от его главных занятий – стяжательного материального желания и агрессивного приобретения – в сознание Души, с его связями и групповыми интересами, а также ответом на групповую нужду и устойчивое функционирование группового сотрудничества в мировом масштабе. Это истинно для всех индивидуумов, наций и рас; так как вы как индивидуум, решая свою собственную проблему в своей ежедневной жизни, тем самым помогаете решению мировой проблемы.

В конечном счёте будет осознано, что ответственность за совершаемое правительствами целиком лежит на отдельных гражданах, наделивших правительства властью. От этой ответственности не должны освобождаться граждане ни одной страны; к счастью, правильное национальное мышление пробуждается навстречу этой истине.8

С точки зрения Тех, Кто прилагает усилия, чтобы вести человечество в Новый Век, народы мира делятся сегодня на четыре группы. Это, конечно, широкое обобщение, и есть немало переходных классов между четырьмя главными подразделениями.

Первая группа – невежественные массы, которые из-за бедности, незанятости, безграмотности, голода, нищеты, отсутствия досуга или средств для культурного развития находятся в очень неспокойном состоянии. Они развиты ровно настолько, чтобы отзываться на ментальный контроль и рекомендации чуть более продвинутых, чем они, людей. Они легко регламентируются, поддаются влиянию, стандартизируются и вовлекаются в коллективную деятельность лидерами любой школы мысли, достаточно разумными и достаточно эмоциональными, чтобы играть на их материальных желаниях, любви к родине, ненависти к тем, у кого материальных благ больше, чем у них. Их можно контролировать страхом и распалять к действию игрой на эмоциональных пристрастиях.

Не зная ничего лучшего и сильно страдая, они легко воспламеняются огнями ненависти и фанатизма, и тем самым исключительно опасны – хотя и в высшей степени невиновны – в наше время. Они – игрушки в руках людей более, чем они, информированных и беспомощны перед теми, кто стремится использовать их в каких бы то ни было целях. До них легче всего достучаться посредством эмоциональных призывов и обещаний, тогда как идеи почти не оказывают воздействия на их сознание, ибо они ещё недостаточно развиты, чтобы думать самостоятельно. Но вовсе не идеализм вождей и демагогов их впечатляет и побуждает к действию (как правило, насильственному), а желание с кем-нибудь расквитаться за своё тяжёлое положение, жажда материального обладания и решимость стать каким-нибудь начальником. Они воплощают доминирующую психологию невежества, поэтому они беспомощны, эксплуатируемы и, коль скоро представляют собой немыслящую, неразумную массу человеческих существ, создают очень реальную проблему, как всем нам отлично известно, и что очевидно любому правительству. Слепому, немыслящему засилью до сих пор противостояла вооружённая сила. Так происходит и сегодня. Массы бунтуют и умирают, разгорячённые пламенными речами, редко понимая истинную природу конфликта. Их положение должно быть улучшено, но не через кровопролитие и эксплуатацию.

Вторая группа – так называемые средние классы, подразделяемые на высший и низший. Они представляют собой буржуазию в подавляющем большинстве наций: грамотную, законопослушную, вопрошающую, узкомыслящую, в глубине своей религиозную, хотя зачастую и отторгающую формальные религии. Их мучают и разоряют экономические потрясения; они, без сомнения, представляют собой самый могучий элемент в любой нации, потому что умеют читать, мыслить, обсуждать проблемы, тратить деньги и осознанно принимать чью-либо сторону. Они составляют основную массу тех или иных приверженцев определённых идей, борцов за то или иное дело, и сплочены в большие группы по принципу за и против того или чего-то другого. Они любят выбирать себе лидеров, готовы умереть за своё дело и способны приносить нескончаемые жертвы во имя идеалов, провозглашённых их избранными вождями.

Я не выделяю в отдельную группу так называемую аристократию, ибо это исключительно классовое понятие, определяющееся в основном наследственным положением и капиталом. В условиях современной жизни наций она быстро вливается в обширный средний класс. Мы имеем дело с базовыми понятиями, с группировками, объединёнными своими главными ментальными установками, а не разграниченными по уровню материального достатка. Буржуазное мышление сегодня медленно, но верно овладевает массами, пролетариатом, а также просачивается в круги, которые до этого именовались высшими классами. Оно наличествует как состояние сознания, присущее аристократии любой нации, которая абсорбируется этим мышлением в ходе современного великого нивелирующего процесса. Благодаря этому процессу уравнивания, который протекает повсеместно, сейчас может возникнуть духовная аристократия – аристократия, сознающая своё божественное происхождение и цель и не ведающая ни классовых различий, ни религиозных барьеров, ни разделяющих разграничений. Таким образом, мы имеем дело с человеческими типами сознания, а не классовыми различиями.

Эта вторая группа являет собой самое плодородное поле, на котором рождаются новые лидеры и организаторы. Они составляют промежуточную группу между миром мыслителей, интеллигенцией и массами людей. В конечном счёте они являются решающим фактором, определяющим мировые события. Массы страдают от международной обстановки и ситуаций, возникающих в результате активности второй группы, отзывающейся тем или иным образом на новые влияния, идеалы и новые контролирующие факторы в современном мире. С другой стороны, многочисленная вторая группа сама страдает от рук тех, кто силовым образом стремится навязать народам новые ритмы, исходящие от политических групп, религиозных идеалистов и фанатиков, ревнителей нового общественного строя и экономического режима (верно или неверно толкуемого их вождями).

Благодаря развитому интеллекту, более высокой образованности и возможности читать, а также воздействию новых методов пропаганды, прессы и радио они составляют самую влиятельную группу любой нации мира, и именно к ним обращаются разные лидеры, потому что именно их поддержка требуется им для успеха. Именно им принадлежит решающий голос в национальных делах. Сегодня их обуревают неуверенность, сомнения, глубоко сидящие страхи и желание увидеть торжество справедливости и утверждение нового порядка вещей. Но больше всего они хотят мира, экономической стабильности и порядка в мире. За это они готовы бороться и борются сегодня в любых партиях и группах, выступающих за всевозможные политические, националистические, религиозные, экономические и общественные идеалы. Борются если не буквально, в физическом смысле, то посредством слов, речей и книг.

Третья группа – мыслители мира. Это интеллектуальные, высокообразованные мужчины и женщины, чувствующие идеи и формулирующие их в идеалы. Эти люди говорят, пишут статьи и книги, используют всевозможные методы, чтобы воспитать широкую публику и вызвать понимающий отклик, тем самым подталкивая буржуазию к активности и динамизируя через неё массы. Их функция и роль в высшей степени значительны. Из их рядов выступают те, кто – исходя иногда из благих, а порой из эгоистических расчётов – неуклонно влияет на происходящее в мире. Они играют на людском сознании, как музыкант на своём инструменте, и, благодаря средствам массовой информации, формирование общественных политических платформ находится в их руках. Их ответственность безмерна. Некоторые из них наверно больше, чем может казаться со стороны, работают бескорыстно, вдохновлённые Новой Эрой. Они посвящают себя совершенствованию человеческих условий жизни, улучшению обстановки в мире по некоторым линиям, которые, как им кажется (верно или неверно), заключают в себе надежду будущего и обещают прогрессивный подъём человечества. Они есть в каждом правительстве, партии, обществе и организации, в любой церкви и религиозной группировке. Они образуют самую влиятельную единицу в наше время, потому что именно через них огромный средний класс привлекается, стимулируется и организуется в политических, религиозных и общественных институтах. Их идеи и высказывания просачиваются вниз через высший и средний классы и в конце концов достигают слуха наиболее передовых представителей массового сознания.

Четвёртая – Новая Группа Мировых Служителей. Это люди, начинающие формировать новый общественный порядок в мире. Они по своим пристрастиям не принадлежат ни к какой партии или правительству. Они признают все партии, все кредо, все общественные и экономические организации, а также все правительства. Они есть во всех нациях, всех религиозных организациях и заняты формированием нового общественного порядка. Под чисто физическим углом они не сражаются ни за сохранение всего лучшего, что было при старом порядке, ни за нормализацию обстановки в мире. Они полагают, что старые методы полностью обанкротились и что средства, использовавшиеся до настоящего времени всеми странами, партиями и группами (борьба, партийные коллизии, неистовая приверженность вождю или делу, атаки на индивидуумов, чьи идеи или образ жизни полагаются вредными для рода человеческого), устарели, показали себя тщетными и негодными для обеспечения желанного состояния мира, экономического изобилия и взаимопонимания. Они прилагают усилия, чтобы ускорить приход нового миропорядка, формируя повсюду в мире – в любой нации, городе и посёлке – коллективы людей, которые не принадлежат ни к какой партии, не принимают ни чьей стороны, но у которых есть такая же чёткая, конкретная платформа и практическая программа, как и у любой партии в сегодняшнем мире. Они опираются на сущностную божественность человека; их программа зиждется на доброй воле, ибо это базовая человеческая характеристика. Тем самым они организуют людей доброй воли во всём мире в наше время, очерчивая для них перспективу и излагая платформу, способную сплотить всех людей доброй воли.

Они верят и утверждают, что с помощью тренированных умов, наличествующих в третьей вышеупомянутой группе, и при необходимой финансовой поддержке насущной воспитательной работы и пропаганды доброй воли они смогут так изменить мир (всего лишь через посредство людей доброй воли), что – без войны, без разжигания ненависти между народами, без нападок или ревностной приверженности какому-либо идеалу – новый порядок сможет прочно утвердиться на земле.

За этой четырёхсоставной панорамой человеческого сознания стоят Те, Чья привилегия и право – курировать человеческую эволюцию и руководить судьбами людей. Они это делают не принуждением, ущемляющим свободную волю человеческого духа, но внедряя идеи в умы мировых мыслителей и вызывая отклик человеческого сознания, так что эти идеи получают должное признание и со временем становятся контролирующими факторами в жизни человечества. Они тренируют у членов Новой Группы Мировых Служителей способность преобразовывать идеи в идеалы. Последние становятся со временем желанными объектами устремления для мыслителей, прививаются ими многочисленному среднему классу и претворяются во всемирные формы управления и религии, образуя базис нового общественного порядка, в который массы терпеливо включаются.9

Сегодня существуют три главных человеческих направления: прежде всего – движение к духовному и свободному образу жизни; во-вторых – направление к интеллектуальному раскрытию; и наконец – мощная тяга к материальной жизни и агрессии. В настоящее время последняя из этих врождённых тенденций доминирует вместе со второй, интеллектуальной позицией, устанавливая акцент на материальной стороне достижений. Относительно малая группа переносит вес человеческого устремления на позиции духовных ценностей. Война между парами противоположностей – материализмом и духовностью – находится в самом разгаре. Только тогда, когда люди повернутся прочь от материальной агрессии к духовным целям, изменится мировая ситуация и люди – мотивированные доброй волей – отбросят агрессоров назад в своё собственное место и освободят человечество от страха и насилия. Сегодня мы пожинаем результаты того, что посеяли сами. Признание причины существующей проблемы даст человечеству возможность разрешить её. Пришло время, когда стало реальным внести те изменения в прошлые позиции, которые принесут эру мира и доброй воли, основанную на правильных человеческих отношениях.

Эти две силы – материализм и духовность – стоят лицом друг перед другом. Какой будет исход? Остановят ли люди зло и положат начало периоду взаимопонимания и сотрудничества, или они продолжат нарастание эгоистического планирования и экономической и военной конкуренции? На этот вопрос должно дать ответ ясное мышление масс.10

Цивилизацию можно определить как реакцию человечества на проявление цели конкретного мирового периода с присущим ему типом мышления. В каждом веке определённая идея, проявляясь, выражает себя как в расовом, так и в национальном идеализме. Такая базовая идея создала в течение столетий наш современный мир, являющийся по сути материалистическим. На первое место ставится физический комфорт; наука и искусство проституируются, чтобы обеспечить человеку удобное и по возможности красивое окружение; все продукты природы привлекаются для того, чтобы снабжать человечество вещами. Назначение образования состоит, по большому счёту, в том, чтобы оснастить подростка некоторыми знаниями, дабы он лучше своих сограждан «умел жить», накапливал собственность и был как можно более респектабельным и успешным.

Такое образование толкает к соперничеству, является преимущественно националистическим и – поэтому – обособляющим. Детей воспитывают так, чтобы они превыше всего ставили материальные ценности, верили, что их нация также превыше всего, а все остальные нации – второстепенные; это питает гордость и воспитывает веру подростка в то, что он, его группа и его нация бесконечно выше других людей и народов. Следовательно, его воспитывают с неверными представлениями о мировых ценностях, и его отношение к жизни формируется на почве предубеждений и предрассудков. Основы искусств преподаются ему с тем, чтобы он мог успешнее конкурировать в своём кругу и профессиональном окружении. Умение читать, писать и элементарное знание арифметики считаются минимальными требованиями, плюс знание некоторых фактов истории и географии. Его вниманию представляют также кое-что из мировой литературы. Общий уровень культурной информации относительно высок, но опорочен религиозными и национальными предубеждениями, которыми подростка пичкают с ранних лет, но которые не являются врождёнными. Мировое гражданство не акцентируется; ответственность перед окружающими систематически игнорируется; память развивается запоминанием несвязных фактов, большинство из которых не имеет отношения к повседневной жизни.

Наша нынешняя цивилизация войдёт в историю как грубо материалистическая. Материальных эпох в истории было много, но не было ещё столь всеобъемлющей и задействую-щей несчётные миллионы людей, как нынешняя. Нам постоянно твердят, что причина последней войны – экономическая; это несомненно так, но суть в том, что мы требовали слишком много комфорта и «вещей», чтобы жить «достойно». Мы требуем гораздо больше того, что было нужно нашим праотцам; мы предпочитаем сладкую, сравнительно лёгкую жизнь; пионерский дух (бывший у истоков всех наций) в большинстве случаев испарился из изнеженной цивилизации. Это особенно справедливо по отношению к западному полушарию. Наш стандарт цивилизованной жизни слишком высок с точки зрения собственности и слишком низок с точки зрения духовных ценностей или познавательного чувства их пропорции. Наша современная цивилизация не выдержит серьёзного испытания своих ценностей. Сегодня нация считается цивилизованной, если она высоко ценит ментальное развитие, если поощряет анализ и критицизм, если направляет все свои ресурсы на удовлетворение физических желаний, на производство материальных вещей, на достижение материальных целей, а также на осуществление господства в мире, накопление богатств, приобретение собственности, достижение высокого уровня материальной жизни и концентрацию в своих руках ресурсов земли – большей частью ради выгоды групп амбициозных богачей.

Это крайнее обобщение, но оно в целом верно, хотя и неверно по отношению к отдельным лицам. За сложившуюся печальную, трагическую ситуацию (в которой повинно само человечество) мы расплатились войной. Ни церкви, ни наши системы образования не умели достаточно доходчиво представлять истину, чтобы устранить материалистическую тенденцию. Трагедия в том, что дети мира расплачивались и расплачиваются за наши ошибки. Война коренится в жадности; материальные амбиции мотивировали все нации без исключения; всё наше планирование было направлено на такую организацию национальной жизни, чтобы во главе угла стояли материальная собственность, соперничество за власть, индивидуальные и национальные эгоистические интересы. Каждая нация внесла свой вклад в такое положение дел; чистых рук не было ни у кого – отсюда война.

Человечество имеет привычку к эгоизму и врождённую любовь к материальному обладанию; они-то и породили нашу современную цивилизацию, которая именно поэтому и начинает меняться.

Уровень культуры любой цивилизации определяется уважением и сохранением всего лучшего, что было создано в прошлом, а также признанием и изучением искусства, литературы, музыки и творческой жизни всех народов прошлого и настоящего. Речь идёт об очищающем влиянии этих факторов на нацию и тех её представителей, которые имеют возможность (обычно финансовую) пользоваться ими и оценивать по достоинству. Обретаемые таким образом знание и понимание позволяют культурному человеку соотносить мир смысла (унаследованный от прошлого) с миром явлений, в котором он живёт, и рассматривать их как единый мир, но мир, существующий для его индивидуальной пользы. Однако, когда к уяснению нашего планетарного и расового наследия, творческого и исторического, он добавляет понимание духовных и моральных ценностей, он приближается к тому, чем и должен быть действительно духовный человек. По сравнению со всем населением планеты таких людей очень немного, и они далеки друг от друга, но они гарантируют остальному человечеству его настоящие возможности.

Воспользуются ли культурные люди своей благоприятной возможностью? Смогут ли наши цивилизованные граждане не упустить шанс и снова заняться строительством – на сей раз не материалистической цивилизации, но мира красоты и правильных человеческих отношений, мира, в котором дети смогут расти по подобию Единого Отца и в котором люди смогут возвратиться к простоте духовных ценностей красоты, истины и добра?11

Я работаю с А.А.Б. как со своим секретарем с ноября 1919 года. В течение этого времени в мире произошли огромные и важные перемены; одной из самых значительных был рост (феноменальный рост) духовного восприятия, проявляющийся в том, что, несмотря на мировую катастрофу, всеобщий ужас и зло, расползающееся по планете, вопреки человеческому страданию, страху и неопределенности, два фактора наличествуют сегодня в человеческом сознании: видение лучшего будущего и прочная неизменная решимость превратить это видение в факт человеческого опыта. В новом и лучшем мире будут господствовать духовные ценности, понимаемые как благо всего человечества, а не просто как религиозные и теологические толкования. Духовное восприятие стало вмещающим и объемлет теперь физический план, равно как и метафизический.

Возможно, вам нелегко осознать значение этого роста, который, перед лицом соперничающих сил, помог человеку признать, что Царство Бога должно реализоваться на земле, что оно должно быть проявлено и что это должно стать не какой-то отдалённой целью произвольного мышления, а фактором, определяющим человеческую жизнь и все его планы на будущее. За это сейчас сражаются люди, и ради этого они трудятся. Они по-разному называют это видение: лучшей ситуацией в мире, новым мировым порядком, перестройкой мира, новой цивилизацией, братством, товариществом, всемирной федерацией, всемирным взаимопониманием – неважно, как. Важна сама тема совершенствования, всеобщего благосостояния, общей безопасности и возможностей для всех, независимо от расы, цвета кожи и вероисповедания.

Это наиболее обнадёживающий и значительный аспект с позиции Иерархии, рассматривающей любые события с точки зрения будущего. Есть, однако, и другая сторона. Мне нет нужды подчёркивать серьёзность нынешней ситуации. Война ещё не выиграна. Несмотря на отдельные успехи и сохраняющуюся силу Союзных Наций, несмотря на преобладающую тенденцию к конечной победе, сейчас, когда я пишу эти строки, силы зла в значительной мере добились своих целей. Они с триумфом продвинулись везде, кроме России. Этого следовало ожидать, так как, если зло – это просто преобладание материи и отрицание духовных ценностей, то очевидно, что линия наименьшего сопротивления для них лежит на материальном плане. Следовательно, можно было ожидать их триумфа на начальной стадии. Когда духовно ориентированные люди мира, люди доброй воли, идеалисты и просто добрые и порядочные люди в каждой стране проявят на физическом плане такую же единую решимость и такую же единую волю к победе, что и силы зла, – тогда Силы Света примут на себя руководство человеческими делами.12

 


1* «В будущие дни, которые мы стремимся сделать безопасными, мы смотрим вперёд в мир, основанный на четырёх сущностных человеческих свободах.

  • Первая – свобода слова и выражения – повсюду в мире.
  • Вторая – свобода каждой личности в почитании Бога своим собственным образом – повсюду в мире.
  • Третья – свобода от нужды, что в переводе на язык международных категорий, означает экономическое взхаимопонимание, гарантирующее каждой нации здоровую мирную жизнь её населения – повсюду в мире.
  • Четвёртая – свобода от страха, что в переводе на язык международных категорий, означает сокращения вооружений во всём мире до такой степени и таким образом, что ни одна нация не будет способна совершить акт физической агрессии против соседней нации – где-нибудь в мире».

(Франклин Д. Рузвельт. 6 января 1941 года.)

Вернуться к тексту

  Основная проблема выбора человечества – материализм или духовность