Глава XI. Участники Мистерий

<100> Г Л А В А    XI

УЧАСТНИКИ МИСТЕРИЙ

 

Участники мистерий известны, и никакого секрета не делается из их состава и самой процедуры. Здесь только хочется придать большее чувство реальности сообщенным ранее данным тем, что будет более детально описана церемония и участвующие в ней стороны. На этой стадии учащемуся полезно усвоить определенные моменты, когда он размышляет о мистериях:

Что надо следить за тем, чтобы интерпретировать все здесь излагаемое в терминах духа, а не материи или формы. Мы имеем дело исключительно с субъективным аспектом проявления или аспектом сознания, с тем, что за объективной формой. Это избавит учащегося от большой путаницы впоследствии.

Мы разбираем факты, субстанциальные и реальные на ментальном плане - плане, на котором проходят все главные посвящения - но не материализованные на физическом плане и не относящиеся к явлениям физического плана. Связь между обоими планами существует в непрерывности сознания, которую разовьет посвященный и которая позволит ему доводить до физического мозга события, имеющие место на субъективных планах жизни.

Подтверждение этих событий, доказательство точности переданного знания демонстрируются следующим образом:

<101> В эфирных центрах и через них. Эти центры получают сильную стимуляцию, и их возросшая энергия позволяет посвященному совершать на пути служения больше, чем он когда-либо считал вероятным. Его мечты и идеалы становятся не просто возможностями, а демонстрируемыми, проявленными фактами.

Физические центры, такие как шишковидная железа и гипофиз, начинают быстро развиваться, и он осознает пробуждение "сиддхи" или сил души в высшем смысле этого слова. Он осведомлен о процессе сознательного контроля над этими силами и о своих манипуляциях ими. Он распознает методы эгоического контакта и правильного направления силы.

Нервная система, через которую действует эмоциональное тело или астральная природа, становится высокочувствительной и в то же время крепкой. Мозг все быстрее становится точным передатчиком внутренних импульсов. Этот факт имеет большое значение и приведет - по мере того, как он будет становиться все более очевидным - к революции во взглядах воспитателей, врачей и других на развитие нервной системы и лечение нервных расстройств.

Оккультная память. В конце концов посвященный все больше осознает наличие того внутреннего воспоминания или "оккультной памяти", которая касается работы Иерархии и, в первую очередь, его участия в общем плане. Когда посвященный, который своим бодрствующим сознанием оккультно вспоминает церемониальный факт и находит все эти проявления роста и сознательной реализации в себе, тогда его внутренняя уверенность получает доказательство и подтверждение.

Надлежит помнить, что такое внутреннее подтверждение не имеет значения ни для кого, кроме самого посвященного. Доказательство для внешнего мира он обязан представить сам - своей жизнью служения и работой и тем самым инициировать во всех <102> окружающих его людях осознавание, которое выявится в соревновательном духе и целеустремленной попытке проложить тот же путь, вдохновляемый тем же мотивом - мотивом служения и братства, а не самовозвеличивания и эгоистического стяжания. Также надлежит помнить, что если вышесказанное верно применительно к работе, оно еще более верно применительно к самому посвященному. Посвящение - сугубо личное дело, имеющее универсальное Значение. Оно зиждется на внутреннем достижении. Посвященный сам узнает, когда это событие имеет место, и ему никого не нужно, кто бы сказал ему об этом. Расширение сознания под названием посвящение должно включать в себя и физический мозг, иначе оно не имеет смысла. Если малые расширения сознания, которые мы каждодневно испытываем и называем тем или иным "обучением", имеют отношение к постижению физическим мозгом какого-либо факта или обстоятельства, то так же обстоит дело и с большими расширениями, представляющими собой сумму многих малых. 

В то же время очень может быть так, что люди функционируют на физическом плане и активно вовлечены в мировое служение, не имея при этом воспоминания о посвятительном процессе, но приняв, тем не менее, первое или второе посвящение в предыдущей или одной из предыдущих жизней. Это всего лишь результат отсутствия "моста" между одной жизнью и другой или это может быть обусловлено решением Эго. Человек может лучше отработать какую-то карму и исполнить определенную работу для Ложи, если он свободен от оккультной озабоченности и мистической интроспекции во время какой-либо земной жизни. В настоящее время есть многие такие среди сынов человеческих, кто принял раньше первое посвящение, и несколько, принявших второе, которые, тем не менее, совершенно этого не осознают, однако их центры и нервная организация доказывают это тем, кто обладает внутренним видением. Если посвящение <103> принимается впервые в какой-либо жизни, воспоминание о нем наличествует в физическом мозге.

Любопытство или даже заурядная добрая жизнь никогда не приводят человека к Порталу Посвящения. Любопытство, возбуждая сильную вибрацию в низшей природе человека, лишь уводит его прочь от цели, в которой он заинтересован; заурядная же добрая жизнь, если она не сопровождается исключительной жертвенностью на благо других, а также очень своеобразными сдержанностью, смирением и бескорыстием, может способствовать выстраиванию хороших проводников, которые принесут пользу в другом воплощении, но она не сможет порушить те барьеры, внешние и внутренние, и преодолеть те противоборствующие силы и энергии, которые стоят между "хорошим" человеком и церемонией посвящения. 

Путь Ученичества это трудный путь, а Путь Посвящения - еще труднее; посвященный это боец, покрытый шрамами, победитель во многих тяжелых схватках; он не говорит о своих достижениях, так как он слишком занят большой текущей работой; он не упоминает о себе и обо всем, что он совершил, разве лишь сетует на малость сделанного. Тем не менее, для мира он всегда человек, обладающий огромным влиянием, канал духовного могущества, воплощение идеалов, работник на благо человечества, чьи результаты будут оценены грядущими поколениями. Он - тот, кого, несмотря на все его великие достижения, редко понимает его собственное поколение. Часто он - мишень для человеческого злоречия, когда все, что он делает, неверно интерпретируется; он кладет все свое - время, деньги, влияние, репутацию, все, что мир считает стоящим - на алтарь альтруистического служения, зачастую предлагая свою жизнь как последний дар, а в ответ те, кому он служил, швыряют его дар ему обратно, презирая его самопожертвование и клеймя его отвратительными прозвищами. Но посвященного это не тревожит, так как ему принадлежит привилегия <104> прозревать будущее, поэтому он сознает, что сила, им порожденная, в свое время доведет план до исполнения; он знает также, что его имя и усилия отмечены в архивах Ложи и что "Безмолвный Наблюдатель" людских дел обратил на них внимание.

Планетарные существования

Обсуждая сейчас личности, участвующие в посвятительных церемониях, мы сначала упомянем Тех, Кого именуют Планетарными Существованиями. Это те великие Существа, Которые в период планетарного проявления осеняют наше человечество или пребывают вместе с ним. Их не очень много, так как большинство Великих постепенно переходят на другую, более высокую работу по мере того, как Их места могут заниматься и Их функции исполняться членами нашей земной эволюции, как дэвами, так и людьми.

Из Тех, Кто непосредственно связан с нашей Ложей Учителей на планете, могут быть упомянуты следующие:

 "Безмолвный Наблюдатель", великая Сущность, Которая является насыщающей жизнью планеты и Которая так же относится к Господу Мира, Санату Кумаре, как Эго относится к низшему "я" человека. Некоторое представление о высокой стадии эволюции этого Великого Существа может быть получено после оценки аналогичной степени эволюционного различия между человеческим существом и совершенным адептом. С точки зрения нашей планетарной схемы эта великая Жизнь - самая всеобъемлющая, Она - применительно к нам - является соответствием личного Бога христиан. Она работает через Своего представителя на физическом плане, Саната Кумару - фокус жизни и энергии этого Существа. Оно держит мир в Своей ауре. С этим великим Существованием непосредственно соприкасается только адепт, получивший <105> пятое посвящение и собирающийся принять остальные два: шестое и седьмое. Раз в году, в праздник Весак, Владыка Будда с санкции Господа Мира доводит до собравшегося человечества двойной поток силы: поток, исходящий от Безмолвного Наблюдателя, подкрепленный более фокусированной энергией Господа Мира. Эти две энергии Он, благословляя, изливает на людей, собравшихся на церемонии в Гималаях, а далее они растекаются ко всем народам, языкам и расам. Вряд ли широко известен тот факт, что в момент определенного кризиса в Великой Войне Иерархия нашей планеты сочла почти необходимым прибегнуть к помощи Безмолвного Наблюдателя и - воспользовавшись мантрамом, посредством которого можно вызвать Будду - привлекла внимание последнего и попросила его связаться с Планетарным Логосом. На взаимной консультации между Планетарным Логосом, Господом Мира, одним из Будд Действия, Буддой, Махачоханом и Ману (по порядку понижения Их эволюционной стадии) было решено понаблюдать еще немного, прежде чем вмешиваться в ход событий, потому что карма планеты была бы отложена, если бы борьба закончилась слишком скоро. Их вера в способность людей урегулировать свои противоречия оправдалась, и вмешательство оказалось ненужным. Встреча имела место в Шамбале. Упомянуто об этом, чтобы показать, с каким пристальным вниманием относятся различные Планетарные Существования ко всем человеческим делам. Буквально верно в оккультном смысле, что "ни одна малая птица не упадет" без того, чтобы это не было замечено.

 Можно спросить, почему Бодхисаттва не участвовал в конференции. Причина в том, что эта война относилась к отделу Ману, а члены Иерархии занимаются строго Своим собственным делом; Махачохан, будучи воплощением <106> принципа познания или манасического принципа, участвует во всех конференциях. В следующую великую коллизию будет вовлечен отдел религий, и это будет близко касаться Бодхисаттвы. Его Брат, Ману, будет относительно не задействован и будет заниматься собственными делами. И все же между всеми отделами осуществляется самое тесное сотрудничество без всякой потери энергии. Благодаря единству сознания тех, кто свободен от трех низших планов, то, что происходит в одном отделе, известно в остальных.

Поскольку Планетарный Логос задействован лишь с двух последних посвящениях, не обязательных, как предыдущие пять, нам нет нужды распространяться об Его работе. Эти посвящения принимаются на буддхическом и атмическом планах, тогда как первые пять принимаются на ментальном плане.

Господь Мира, Единый Посвятитель, Который в Библии именуется "Ветхий днями", а в индусских Писаниях - Первый Кумара, Он, это Санат Кумара, который со Своего престола в Шамбале, в пустыне Гоби, управляет Ложей Учителей и держит в Своих руках бразды правления над всеми тремя отделами. Называемый в некоторых Писаниях "Великой Жертвой", Он предпочел посвятить себя наблюдению за эволюцией людей и дэв, пока все они не будут оккультно "спасены". Именно Он решает вопрос о "продвижениях" в разных отделах и определяет, кто займет вакантные должности; именно Он четырежды в год встречается на конференции со всеми Чоханами и Учителями и санкционирует, что должно быть сделано для продвижения целей эволюции.

Иногда Он встречается и с посвященными меньших степеней, но лишь в моменты большого кризиса, когда какому-либо индивидууму предоставляется благоприятная возможность утихомирить раздор и зажечь огонь, который разрушит быстро кристаллизующиеся формы и освободит заточенную жизнь.

В условленные дни года Ложа встречается, <107> а в праздник Весак собирается под Его руководством с тремя целями:

  1. Соприкоснуться с планетарной силой через посредство Будды.
  2. Обсудить основные итоги квартальных конференций.
  3. Провести церемонию посвящений всех степеней для тех, кто готов.

Три другие посвятительные церемонии имеют место в течение года:

  1. Для малых посвящений, проводимых Бодхисаттвой; все они относятся к отделу Махачохана и проходят на том или ином из четырех малых лучей, лучей атрибута.
  2. Для главных посвящений на том или ином из трех главных лучей, лучей аспекта, которые проводятся Бодхисаттвой, - это первые два посвящения.
  3. Для трех высших посвящений, при которых Жезлом управляет Санат Кумара.

При всех посвящениях присутствует Господь Мира, но при первых двух Он занимает позицию, аналогичную позиции Безмолвного Наблюдателя, когда Санат Кумара принимает клятву при третьем, четвертом и пятом посвящениях. Его могущество излучается, и вспыхивающая перед посвященным звезда является знаком Его одобрения, однако посвященный не видит Его лицом к лицу до третьего посвящения.

Три Кумары или три Будды Действия исполняют интересную функцию при посвящении. Они суть три аспекта единого аспекта и ученики Саната Кумары. Хотя у Них множество разнообразных функций, связанных с манипуляциями силами и энергиями природы <108> и управлением строителями, Они имеют непосредственное отношение к кандидату на посвящение постольку, поскольку каждый из Них олицетворяет силу или энергию одного из трех высших подпланов ментального плана. Поэтому при третьем посвящении один из Кумар передает каузальному телу посвященного энергию, которая разрушает материю третьего подплана, и тем самым частично уничтожает этот проводник; при четвертом посвящении другой Будда передает силу второго подплана, а при пятом сила первого подплана аналогично поступает в оставшиеся атомы каузального проводника, приводя к окончательному освобождению. Работа второго Кумары с силой второго подплана является в нашей солнечной системе самой важной для эгоического тела, обеспечивая его полное расторжение, тогда как заключительное приложение силы приводит к рассеянию самих атомов (образующих тело). 

Во время посвятительной церемонии, когда посвященный стоит перед Господом Мира, эти три великих Существа формируют треугольник, причем посвященный находится внутри его силовых линий. При первых двух посвящениях, когда Бодхисаттва исполняет функцию Иерофанта, Махачохан, Ману и Чохан, временно представляющий второй отдел, делают то же самое. При трех наивысших посвящениях три Кумары, именуемые "эзотерическими Кумарами", составляют треугольник, внутри которого стоит посвященный, лицезрея Планетарного Логоса.

Сообщение этих фактов имеет целью показать два момента: во-первых, единство метода, во-вторых то, что трюизм "как наверху, так и внизу" есть оккультный факт природы.

При двух заключительных посвящениях участвуют многие члены Иерархии, которые являются, если можно так выразиться, межпланетарными и функционируют вне плотного физического и эфирного глобусов нашей планеты, однако их перечисление не имеет смысла. Санат Кумара все еще Иерофант, <109> но очень эзотерически эту должность исполняет Сам Планетарный Логос. В это время Они сливаются в единую Подлинность, проявляющую разные аспекты.

Завершая эту краткую констатацию, достаточно сказать, что выпуск посвященного всегда определяется двумя обстоятельствами: тем, что какой-либо адепт или посвященный принимает более высокую степень посвящения или переходит на другую работу, или закономерным подходом другого человеческого существа, которое находится в процессе достижения. Стало быть, это очень важный момент, отражающий групповую активность, групповую верность и совместную устремленность, и многое может зависеть от того, правильно ли человек допущен к высокой должности и к месту в совещательных палатах Иерархии.

Главы отделов

Ману

Бодхисаттва

Махачохан

Как упоминалось, эти три великие Существа представляют троичность всякого проявления и могут быть описаны в следующем виде, если помнить, что это описание отражает субъективность и, следовательно, эволюцию сознания, в первую очередь самосознания в человеке.

Сознание

 

Ману

Бодхисаттва

Махачохан

Аспект материи

Аспект духа

Аспект познания

Форма

Жизнь

Ум

Не-"Я"

"Я"

Отношение между ними

Тело

Дух

Душа

 

<110> Или в словах, непосредственно обозначающих самосознательную реализацию.

Политика

Религия

Наука

Управление

Верования

Цивилизация

Расы

Вероисповедания

Образование

 

Все человеческие существа относятся к тому или иному из этих трех отделов, и все они равнозначны, так как Дух и материя суть одно. Все настолько взаимозависимы, будучи выражениями единой жизни, что попытки отразить функции трех отделов в виде таблицы могут привести к ошибкам.

Трое Великих Владык тесно сотрудничают в работе, так как это единая работа, также как человек, хотя и представляющий собой тройственность, все же есть индивидуальная единица. Человеческое существо это форма, через которую проявляется духовная жизнь или сущность, накапливая познание согласно эволюционному закону.

Поэтому Великие Владыки непосредственно связаны с посвящениями человеческой единицы. Они слишком заняты крупными задачами и групповой деятельностью, чтобы иметь дело с человеком, прежде чем он станет на Путь Испытания. Когда же он, благодаря собственным усилиям, подходит к Пути Ученичества, конкретный наблюдающий за ним Учитель докладывает Главе того или иного отдела (в зависимости от луча человека), что он приближается к Порталу Посвящения и должен быть готов к великому шагу в такой-то и такой-то жизни. Каждую жизнь и позднее каждый год делается такой доклад, вплоть до последнего года на Пути Испытания, когда имеют место более обстоятельные и частые доклады. В этом последним году имя кандидата сообщается Ложе, и после того, как его собственный Учитель доложит о нем и его данные вкратце обнародуются, его имя представляется на голосование и назначаются поручители.

<111>В посвятительной церемонии участвуют:

  1. Посвятитель.
  2. Силовой треугольник, образуемый тремя адептами или тремя Кумарами.
  3. Поручители.

При первых двух посвящениях два Учителя стоят по обеим сторонам от кандидата, который внутри треугольника; при третьем, четвертом и пятом посвящениях Махачохан и Бодхисаттва исполняют функцию поручителей; при шестом и седьмом - два великих Существа, Которые должны остаться неназванными, стоят внутри эзотерического треугольника. Задача поручителей заключается в том, чтобы пропустить через Свои тела силу или электрическую энергию, исходящую от Жезла Посвящения. Эта сила, излучаясь, циркулирует вокруг треугольника и дополняется силой троих охранителей; затем она проходит через центры поручителей и передается посвященному волевым актом.

Уже достаточно сказано в этой книге о Ложе Учителей и Их отношениях с кандидатом на посвящение, да и работа самого посвященного обсуждалась. Нельзя сказать, чтобы эта работа была неизвестна сынам человеческим повсеместно, но она пока еще остается идеалом, далекой возможностью. Однако если человек старается достичь этого идеала и продемонстрировать его осуществлением в самом себе, то обнаруживается, что он становится не только возможным, но чем-то достижимым при условии достаточной устремленности. Первое посвящение многим доступно, но необходимость целенаправленности и непоколебимой веры в открывающуюся впереди реальность в соединении с готовностью скорей пожертвовать всем, чем повернуть назад, отпугивает многих. Если эта книга и не послужит никакой иной цели, кроме как подтолкнуть кого-нибудь к новому полному надежд усилию, то и тогда она написана не напрасно.

 

  Глава XI. Участники Мистерий