Письмо 75 (ML-15)

 

 

Письмо 75 (ML-15)

К.Х. ~ Хьюму

Получено в Симле, 10 июля 1882 г.

 

Вопрос 1. Разве всегда минеральная форма, растение, животное содержат в себе ту сущность, которая содержит потенциальность развития в планетный дух? В настоящее время на нашей Земле существует ли такая сущность, или дух, или душа, название не играет роли, в каждом минерале?

Ответ. Несомненно, только вернее будет назвать это зародышем будущего существа, каким он был веками. Возьмите человеческий утробный плод. С момента его первого зарождения до того, как он завершит свои семь месяцев созревания, он повторяет в миниатюре минеральный, растительный и животный циклы, которые он проходил в своих предыдущих оболочках, и только в течение последних двух развивает свою будущую человеческую сущность. Развитие последней заканчивается лишь на седьмом году жизни ребёнка. Тем не менее она существовала без какого-либо увеличения или уменьшения эоны и эоны прежде, чем проложила свой путь вперёд в лоне матери-природы, как она делает это сейчас в утробе своей земной матери. Справедливо сказал один учёный философ, который больше доверяет интуиции, нежели изречениям современной науки: «Ступени человеческого утробного существования заключают в себе сжатую запись некоторых недостающих страниц в истории Земли». Потому вы должны оглянуться на животные, минеральные и растительные сущности. Вы должны взять каждую сущность от её исходной точки в Манвантарном течении, как первоначальный космический атом, уже дифференцированный первым импульсом Манвантарного дыхания жизни. Ибо потенциал, который развивается в усовершенствованного Планетного Духа, уже таится в нём и в действительности есть тот самый первоначальный космический атом, привлечённый своим химическим сродством к соединению с другими подобными атомами. Совокупность таких объединённых атомов со временем сделается планетой, носительницей человека, после того как стадия туманности, спирали и сферы огненного тумана, сгущения, отвердения, сжимания и охлаждения планеты будут успешно пройдены. Но имейте в виду, не каждая сфера (глобус) становится носительницей человека. Я только констатирую факт, не останавливаясь далее на нём в этом отношении.

Большая трудность в осмыслении идеи изложенного выше процесса заключается в склонности формировать более или менее несовершенные ментальные концепции относительно функционирования единого элемента, его неизменного присутствия в каждом неуловимом атоме и его последующего непрерывного и почти безграничного умножения новых центров активности, не влияя на своё собственное первоначальное количество. Возьмём подобное скопление атомов, предназначенных для образования нашей планеты, и затем проследим (бросив беглый взгляд на целое) главную работу подобных атомов. Мы назовём первичный атом — А. Будучи не ограниченным центром деятельности, а начальной точкой Манвантарного вихря эволюции, он порождает новые центры, которые мы можем назвать В, С, D и т.д., бесчисленно. Каждая из этих главных точек рождает меньшие центры — а, b, с и т.д. Эти последние позднее в течение эволюции и инволюции во времени усовершенствуются до А, В, С и т.д., образуя, таким образом, основания или же становясь развивающимися причинами новых видов, разрядов, классов и т.д. до бесконечности. Между тем ни первичное А и его спутники атомы, ни их многочисленные порождения а, b, с не потеряли ни одной йоты своей первоначальной силы, или жизненной субстанции, в ходе развития своих порождений. Сила здесь не превращается в нечто другое (как я уже указывал в моём письме), но с каждым развитием нового центра, действуя изнутри самой себя, умножается до бесконечности, никогда не теряя ни частички своей природы в количестве и качестве, лишь приобретая ещё нечто в ходе своей дифференциации. Эта так называемая «сила» является поистине неуничтожимой, но и не сочетаемой и не превращаемой ни во что другое, в том смысле, в каком это понимают члены Королевского Общества. Скорее, можно сказать, она растёт и развёртывается в нечто другое, тогда как ни её собственная потенциальность, ни сама сущность ничуть не затрагиваются этим превращением. Также не может это быть названо «силою», так как «сила» есть лишь атрибут этой действующей энергии, Инь Синь (Инь Синь — единая форма бытия, Ади-Буддхи или Дхармакайя, мистическая вселенская субстанция). Когда Инь Синь проявляется в феноменальном мире чувств, тогда она становится уже известным вам Фохатом.

В связи с этим просмотрите статью Субба Роу «Эзотерические доктрины арийских Архатов» о семи принципах человека, его рецензию на ваши «Фрагменты». Посвящённые брамины называют Инь-Синь — Брахманом, а когда она проявляется в виде силы, они называют её Шакти. Может быть, мы будем ближе к истине, называя это бесконечной жизнью и источником всякой жизни, видимой и невидимой, сущностью неисчерпаемой, вечно сущей, короче сказать, Свабхават (Свабхават в её мировом применении; Фохат, когда проявляется в нашем феноменальном мире или, скорее, в видимой Вселенной, следовательно, и в его ограничениях). Это Правритти в активности, Нирвритти в пассивности. Называйте это Шакти Парабрахмана, если хотите, и скажите с последователями Адвайты (Субба Роу один из них), что Парабрахман плюс Майя становятся Ишварой — создающим принципом, могуществом, обычно называемым Богом, который исчезает и умирает со всем остальным, когда настаёт Пралайя. Или вы можете придерживаться северных буддийских философов и называть это «Ади-Буддхи» — всепроникающим высочайшим и абсолютным Разумом с его периодически проявляющимся Божеством — Авалокитешварой (манвантарной разумной природой, увенчанной человечеством), — мистическое имя, даваемое нами воинству Дхиан-Чоханов (N.B., Солнечным Дхиан-Чоханам или воинству лишь нашей Солнечной системы) в их совокупности. Это воинство представляет первоначальный источник, коллектив всех разумов, которые были или будут в нашей цепи обитаемых человеком планет или же в какой-либо части, или области, нашей Солнечной системы. По аналогии вы увидите, что в свою очередь Ади-Буддхи (как это подразумевается самим наименованием, переведённым буквально) есть коллективный Разум мировых разумов, включая и разум Дхиан-Чоханов даже самых высоких степеней. Это всё, что я могу сейчас сказать вам по этому специальному вопросу. Потому, когда я говорю о человечестве, не определяя его, вы должны понимать, что я предполагаю Человечество не нашего четвёртого Круга, каким мы его видим на Земле сейчас, но всю его уже эволюционировавшую совокупность.

Да, как я вам уже описал в моём письме, существует лишь единый элемент, и невозможно понять нашу систему, не имея правильного представления этого, твёрдо зафиксированного в уме. Поэтому вы должны извинить меня, если я останавливаюсь на этом предмете дольше, нежели это кажется в действительности необходимым. Но до тех пор, пока этот великий первичный факт не будет ясно понят, всё остальное покажется непонятным.

Итак, этот элемент является, говоря метафизически, единым субстратом, или неизменной причиной всех проявлений в феноменальном мире. Древние говорят о пяти постигаемых элементах — эфире, воздухе, воде, огне и земле и об одном непостигаемом элементе (для непосвящённых), о шестом принципе Вселенной — назовите его Пуруша Шакти. Говорить же о седьмом вне святилища было наказуемо смертью. Но эти пять — лишь дифференцированные аспекты единого. Как человек является семеричным существом, так и Вселенная, — семеричный микрокосм по отношению к семеричному Макрокосму то же, что капля дождя по отношению к туче, откуда она упала и куда с течением времени она вернётся. В этом одном заключено столько возможностей для эволюции воздуха, воды, огня и т.п. (от чистого абстрактного по шкале вниз до их конкретного состояния), и когда эти последние называются элементами, то это для того, чтобы указать на их производительные потенциальности к бесчисленным изменениям форм или эволюции существ. Представим себе неизвестное количество как «X»; это количество есть единый, вечный, неизменный принцип, и А, В, С, D, Е — пять или шесть меньших принципов, или компонентов, того же самого: принципы земли, воды, воздуха, огня и эфира (Акаша), если идти по порядку духовности, начиная с самого низшего. Существует шестой принцип, отвечающий шестому принципу в человеке, но нам не разрешено называть его, за исключением посвящённых. (Чтобы избежать путаницы, запомните, что, рассматривая этот вопрос со стороны нисходящей шкалы, абстрактное «всё», или вечный принцип, будет численно обозначен как первый, а феноменальный мир — как седьмой, будет ли принадлежать это человеку или же Вселенной; рассматривая с другой стороны, численный порядок будет в точности обратным.) Всё же я могу намекнуть, что это связано с процессом величайшего разумения. Назовём его «N», и кроме этого, под всеми видами деятельности феноменального мира существует возбудительный импульс от «X», назовите его «Y». Алгебраически выраженное наше уравнение читается, следовательно: А+В+С+D+Е+N+Y=X. Каждая из первых шести букв представляет, так сказать, дух, или абстракцию, того, что вы называете элементами (ваш скудный английский язык не даёт мне другого слова). Этот дух контролирует всю линию эволюции вокруг всего Манвантарного цикла в своём собственном отделе. Вдохновляющая, оживотворяющая, движущая, эволюционирующая причина, стоящая за бесчисленными феноменальными проявлениями в этом отделе Природы.

Постараемся выявить эту мысль единым примером — возьмите огонь. «D» — первичный огненный принцип, пребывающий в «Х», — есть первопричина каждого феноменального проявления огня на всех планетах цепи. Ближайшие причины суть эволюционировавшие второстепенные огненные посредники, которые строго контролируют семь нисхождений огня на каждой планете. Каждый элемент имеет свои семь принципов, и каждый принцип — свои семь субпринципов, и эти второстепенные посредники перед своим проявлением, в свою очередь, сделались первичными причинами. «D» есть семеричное соединение, высочайшее состояние которого есть чистый дух. На нашей планете мы видим его в наиболее грубом, наиболее материальном состоянии, таком же плотном в своём роде, как человек в его физической оболочке. На планете, предшествующей нашей, огонь был менее плотен, нежели здесь; на другой, перед предыдущей — ещё менее. Таким образом, структура пламени была всё более чистой и духовной и всё менее и менее плотной и материальной на каждой предшествующей планете. На самой первой планете в манвантарной цепи огонь появился как почти чистое объективное сияние — Маха-Буддхи, шестой принцип вечного Света. Наша планета находится внизу дуги, где материя так же, как и дух, выявляется в своём наиплотнейшем виде. Когда элемент огня появится на следующей, после нашей, планете по восходящей дуге, он будет менее плотен, нежели как мы видим его сейчас. Его духовное качество будет тождественным с тем, которым он обладал на планете, предшествующей нашей по нисходящей дуге; вторая планета по восходящей дуге будет отвечать качеству второй предшествующей нашей по нисходящей дуге и т.д. На каждой планете из цепи существуют семь проявлений огня, из которых первый по порядку будет сходен в духовном качестве с последним проявлением на предшествующей планете; процесс будет в обратном порядке, если вы будете рассматривать его с противоположной дуги. Мириады специфических проявлений этих мировых элементов, в свою очередь, есть лишь боковые проявления или ответвления единого первичного «Древа Жизни».

Возьмите дарвиновское генеалогическое древо жизни человеческой расы и других и, помня мудрую древнюю поговорку: «как внизу, так и наверху» — то есть мировую систему соответствий, постарайтесь понять по аналогии. Так вы увидите, что ныне и на этой Земле в каждом минерале и т.д. пребывает такой дух. Скажу больше — каждая песчинка, каждый валун или гранитная скала есть этот дух, кристаллизованный или окаменелый. Вы сомневаетесь? Возьмите азбуку геологии и посмотрите, что утверждает наука по поводу формации и нарастания минералов. Каково происхождение всех скал, осадочных либо вулканических? Возьмите кусок гранита или песчаника, и вы найдёте, что один составлен из кристаллов, другой из песчинок различных камней (органические глыбы или камни, образованные из останков когда-то живых растений и животных не послужат настоящей цели, они реликвии следующей эволюции, тогда как мы интересуемся лишь первичными). Осадочные и вулканические камни составлены: первые из песка, гравия и глины, последние из лавы. Нам остаётся лишь проследить происхождение обоих. Что находим мы? Мы находим, что один был составлен из трёх элементов, или, более точно, из нескольких проявлений одного и того же элемента: земли, воды и огня, и что другой был точно так же составлен (хотя при других физических условиях) из космической материи — воображаемой первоматерии, которая сама есть одно из проявлений (шестой принцип) единого элемента. Каким же образом можем мы сомневаться, что минерал содержит в себе искру Единого, подобно всему остальному в этой объективной природе?

Вопрос 2. Когда наступает Пралайя, что происходит с тем Духом, который не прошёл своего эволюционного пути до человеческой ступени?

Ответ. Период, необходимый для завершения семи местных, или земных, планетных малых кругов — или, как мы называем это, миров-колец (не говоря о семи Кругах в меньших манвантарах, за которыми следуют их семь меньших пралай) — это завершение так называемого минерального цикла, который неизмеримо продолжительнее цикла всякого другого царства. Вы можете вывести по аналогии, что каждая планета перед достижением зрелости должна пройти через период формирования — тоже семеричный. Закон природы единообразен, и зачатие, формирование, рождение, прогресс и развитие ребёнка отличается от таковых планеты лишь масштабами. Планета имеет два периода: «зубной» и «волосяной» — её первые скалы, которые она тоже осыпает, чтобы дать место другим, — и её папоротники и мхи прежде, нежели она получает леса. Как атомы в человеке меняются каждые семь лет, так и планета обновляет свои покровы каждые семь циклов. Часть Кейп-Бретонских каменноугольных месторождений показывает семь древних слоёв с остатками такого же количества лесов, и, если бы кто мог прокопать на такую же глубину, было бы найдено семь других подобных же секций.

Существует три вида Пралай и Манвантар:

1. Общая, или Маха-Пралайя и Маха-Манвантара.

2. Солнечная Пралайя и Манвантара.

3. Малая Пралайя и Манвантара.

Когда Маха-Пралайя (1) закончена, мировая Манвантара начинается. Тогда вся Вселенная должна быть снова побуждена к эволюции. Когда наступает Пралайя Солнечной системы, она касается лишь этой Солнечной системы. Одна Солнечная Пралайя равна семи малым пралайям. Малые пралайи (3) касаются лишь нашей маленькой цепи планет, обитаемых и не обитаемых человеком. К подобной цепи принадлежит наша Земля. Кроме того, малая пралайя включает ещё состояние планетного покоя, или, как говорят астрономы, «смерти», — подобно нашей теперешней Луне, где скалистое тело планеты существует, но жизненный импульс покинул её. Например, представьте себе, что наша Земля принадлежит к группе семи планет, или обитаемых человеком миров, движущихся более или менее по эллипсу. Наша Земля находится в самой низкой центральной точке орбиты эволюции, внизу Круга. Мы назовём первую планету «А», а последнюю — «Z». После каждой Солнечной Манвантары происходит полное уничтожение нашей системы и после каждой Солнечной Пралайи начинается её абсолютное, объективное преобразование, каждый раз всё более совершенное, нежели предшествующее.

Итак, жизненный импульс достигает «А», или, скорее, того, чему предназначено стать «А» и что пока является лишь космической пылью. Центр образуется в туманности сгущения Солнечной пыли, рассеянной в пространстве; и серии трёх эволюций, невидимых телесному глазу, совершаются последовательно; три царства элементалов, или сил природы, развиваются; другими словами, животная душа будущей планеты формируется, или, как сказал бы каббалист, создаются гномы, саламандры и ундины.

Соответствие между матерью (планетой) и её ребёнком (человеком) может быть выявлено следующим образом — оба имеют свои семь принципов. На планете элементалы (которых всего семь видов) образуют:

а) плотное тело;

б) её флюидический двойник (Линга-Шарира);

в) жизненный принцип (Джива);

г) её четвёртый принцип, Кама-Рупа, образуется её творческим импульсом, действующим из центра к окружности;

д) её пятый принцип (животная душа, или Манас, физический ум) олицетворяется растительным (в зачатке) и животным царствами;

е) её шестой принцип (или духовная душа, Буддхи) есть человек;

ж) и её седьмой принцип (Атма) находится в оболочке одухотворённой Акаши, которая окружает её.

По завершению трёх эволюций осязаемая планета начинает формироваться. Минеральное царство, четвёртое во всех сериях, но первое в этой стадии, возглавляет путь. Его осадки вначале парообразны, мягки и пластичны и становятся твёрдыми и конкретными лишь в седьмом малом Круге. Когда этот Круг завершён, он перебрасывает свою сущность, субстанцию, на планету «В», которая уже проходит через предварительную стадию формирования, и минеральная эволюция начинается на этой планете. В это время эволюция растительного царства начинается на планете «А». Когда последнее закончит свой седьмой малый Круг, его сущность переходит на планету «В». В это же время минеральная сущность двигается к планете «С», а зародыши животного царства вступают на планету «А»; когда животное царство пройдёт здесь семь малых Кругов, его жизненный принцип переходит на планету «В», а сущность растительная и минеральная двигаются далее. Затем на планете «А» появляется человек, бледная тень того плотного существа, каким ему суждено стать на нашей Земле. Развернув семь основных рас со многими отпрысками подрас, он, подобно предшествовавшим царствам, завершает свои семь Кругов и переводится последовательно на каждую из планет, вплоть до «Z».

С самого начала человек имеет в себе семь принципов в зачатке, но ни один из них не развит. Если мы сравним его с младенцем, мы будем правы; никто никогда в многочисленных рассказах о привидениях не видел призрака ребёнка, хотя воображение любящей матери может показать ей утраченного младенца во снах. И это очень знаменательно. В каждом Круге, который совершает человек, один из принципов развивается полностью. В первом большом Круге его сознание на нашей Земле притупленное, медленное, тусклое и слабое, туманное, вроде младенческого. Когда он достигает нашей Земли во втором Круге, он становится до некоторой степени ответственным, и в третьем — уже вполне. На каждой ступени, на каждом Круге его развитие идёт в уровень с развитием планеты, на которой он находится. Нисходящая дуга от «А» до нашей Земли называется теневой, восходящая до «Z» — «сияющей». Мы, люди четвёртого Круга, уже достигаем последнюю половину пятой расы нашего человеческого большого четвёртого Круга, тогда как люди (несколько ранних пришельцев) пятого Круга, хотя ещё только в своей первой расе (или, скорее, разряде) уже неизмеримо выше, нежели мы, духовно, если не умственно; так как с завершением, или полным развитием, пятого принципа (интеллектуальной души) они подошли ближе, нежели мы, и находятся в более тесном контакте со своим шестым принципом — Буддхи. Конечно, много различных индивидуумов даже в четвёртой расе, ибо зачатки принципов неодинаково развиты у всех, но таково правило.

Человек приходит на планету «А» после того, как другие царства уже продвинулись вперёд. Разделяя наши царства на семь, последние четыре есть те, которые экзотерическая наука разделяет на три. К этому мы прибавляем царство человека или царство Дэв. Соответствующие сущности мы разделяем на зачаточных, инстинктивных, полусознательных и вполне сознательных. Когда все царства достигнут планеты «Z», они не будут продвигаться вперёд, чтобы снова войти на планету «А» в предшествии человека, но по закону замедления (действующему на восходящей дуге от центральной точки, или Земли, до «Z», который уравновешивает принцип ускорения на нисходящей дуге) они тоже закончат свою соответствующую эволюцию родов и видов, когда человек достигнет своего высшего развития на планете «Z», в том или другом Круге. Причина этому лежит в гораздо большем времени, требуемом для развития их бесконечного разнообразия в сравнении с человеком. Относительная скорость развития в малых Кругах вследствие этого естественно увеличивается, когда мы поднимаемся по шкале от минерала. Но эти различные скорости так урегулированы благодаря более длительным пребыванием человека в междупланетных сферах покоя для благоденствия или горя, что все царства заканчивают свою работу одновременно на планете «Z». Например, на нашей планете мы видим проявление закона равновесия — с первого появления человека, был ли он бессловесным или же нет, до настоящего, как существа четвёртого и наступающего пятого Круга, намеченная структура его организма радикально не изменилась. Этнологические характеристики, хотя и разнообразны, тем не менее никак не повлияли на человека как на человеческое существо. Ископаемые человека или его скелет периода млекопитающей ветви, венцом которого он является, или же скелет циклопа или карлика, всё же могут быть признаны при первом взгляде как человеческие останки. Растения и животные тем временем становятся всё более и более непохожими на то, чем они были раньше.

Схема с её семеричными подробностями была бы непонятна человеку, если бы у него не было способности, как это доказали Адепты, развить преждевременно его шестое и седьмое чувства, те, которые будут естественным качеством всех в соответствующих Кругах. Наш Владыка Будда — человек шестого Круга — не появился бы в нашу эпоху, так велики были его накопленные заслуги в предшествующих жизнях, если бы не Тайна.

Отдельные индивидуумы не могут опередить человечество своего Круга далее одной ступени, ибо это математически невозможно; вы говорите (как следствие): если фонтан жизни течёт беспрерывно, то должны быть люди всех больших Кругов на Земле во все времена и т.д. Намёк на отдых в междупланетных сферах может рассеять ложное представление по этому вопросу.

Когда человек усовершенствован полностью в данном Круге на планете «А», он исчезает (подобно некоторым растениям и животным). Постепенно эта планета теряет жизнеспособность и, наконец, достигает стадии Луны, то есть смерти, и остаётся так, пока человек совершает свои семь малых Кругов на «Z» и проходит свой междуциклический период, прежде чем начать свой следующий большой Круг. Подобное происходит на всех планетах поочерёдно.

Так как человек, закончив свой седьмой малый Круг на «А», только ещё начал свой первый Круг на «Z», и так как «А» умирает, когда он оставляет его для «В», и т.д., и поскольку, кроме того, он должен оставаться в междуциклической сфере после «Z» (так же как и между каждыми двумя планетами) до тех пор, пока импульс снова не содрогнёт цепь, — ясно, что никто не может быть впереди своего вида более, нежели на один Круг. Будда является лишь исключением, благодаря Тайне.

Мы имеем людей пятого большого Круга среди нас, ибо мы в последней половине нашего семеричного земного малого Круга — в первой половине этого не могло бы случиться. Бесчисленные мириады нашего человечества четвёртого большого Круга, которые опередили нас и закончили свои семь малых Кругов на «Z», уже успели провести свой интерциклический период и начинают новый большой Круг, продвигаются к планете «D» (нашей). Но как могут находиться здесь люди первого, второго, третьего, шестого и седьмого большого Кругов? Мы представляем первые три, а человек шестого Круга может пройти только в редкие промежутки и преждевременно, подобно Буддам (лишь среди подготовленных условий), тогда как последние перечисленные — седьмого Круга — ещё и не эволюционировали.

Мы проследили человека от одного большого Круга до Нирванического состояния между «Z» и «А». «А» осталось в последнем Круге мёртвым. С началом нового большого Круга оно схватывает новый прилив жизни, просыпается к жизни и порождает все свои царства до самого последнего, уже на высшей ступени. После того как это было повторено семь раз, наступает малая пралайя; цепь миров не уничтожается разложением и рассеиванием своих частичек, а переходит in abscondito,182 из которого они, в свою очередь, выявятся во время следующего семеричного периода. В течение одного Солнечного периода происходит семь подобных малых периодов по восходящей шкале прогрессирующего развития. Повторим: существуют в одном большом Круге семь малых планетных, или земных, Кругов для каждого царства и одна обскурация каждой планеты. Малая Манвантара состоит из семи больших Кругов, сорока девяти малых и семи обскураций. Один Солнечный период — из 49 больших Кругов и т.д.

Дикшиты183 называют периоды с Пралайями и Манвантарами «Сурья Манвантарами и Пралайями». Мысль ускользает при вычислениях, сколько наших Солнечных Пралай должно совершиться до наступления великой Космической ночи. Но это придёт.

В малых пралайях нет нового начинания, а лишь продолжение остановленной деятельности. Растительные и животные царства, которые к концу меньшей манвантары достигли лишь частичного развития, не уничтожаются. Их жизнь, или жизненные сущности — называйте некоторых из них «нати», если хотите, — находят также соответствующую ночь и покой, они также имеют своего рода Нирвану. И почему бы нет? Эти утробные и младенческие сущности — все они, подобно нам, порождены из единого элемента. Как мы имеем наших Дхиан-Чоханов, так и они в своих многочисленных царствах имеют элементальных охранителей и так же хорошо охраняются в массе, как и человечество. Единый элемент не только наполняет пространство и является пространством, но пронизывает каждый атом космической материи.

Когда наступает час Солнечной Пралайи, хотя процесс человеческого продвижения в его последнем седьмом большом Круге в точности одинаков, но каждая планета, вместо того, чтобы просто перейти из видимости в невидимость, когда он её (в свою очередь) покидает, — уничтожается. С началом седьмого большого Круга седьмой малой Манвантары каждое царство достигает своего последнего цикла, и потому на каждой планете после отбытия человека остаётся лишь майя от однажды живых и существовавших форм. С каждым шагом человека по нисходящей и восходящей дуге, по мере продвижения его с глобуса на глобус, оставленная позади планета становится пустой хризалоидной184 оболочкой. С его уходом начинается отлив сущностей из каждого царства. Ожидая перехода в должное время в более высокие формы, они тем не менее освобождаются; ибо до дня следующей эволюции они будут отдыхать в летаргическом сне в пространстве до момента, когда они снова будут пробуждены к жизни в новой Солнечной Манвантаре. Прежние элементалы будут отдыхать, пока не будут, в свою очередь, призваны стать оболочками минералов, растительных и животных сущностей (на другой и высшей цепи глобусов) на пути становления человеческими сущностями, тогда как зачаточные сущности самых низших форм — а ко времени общего усовершенствования останется таких очень мало — будут висеть в пространстве подобно каплям воды, внезапно превращённым в ледяные сосульки. Они растают от первого жаркого дыхания Солнечной Манвантары и образуют душу будущих глобусов...

Медленное развитие растительного царства обеспечивается длительным межпланетным отдыхом человека... Когда наступает Солнечная Пралайя, всё очищенное человечество погружается в Нирвану и из этой межсолнечной Нирваны будет рождено в более высоких системах. Цепь миров разрушается и исчезает, как тень со стены после потухшего света. Мы имеем все указания, что в этот самый момент подобная Солнечная Пралайя имеет место быть, и ещё две меньших заканчиваются где-то.

У начала Солнечной Манвантары субъективные элементы материального мира, разбросанные сейчас как космическая пыль, получив импульс от новых Дхиан-Чоханов новой Солнечной системы (высочайшие из прежней системы уходят выше), вливаются в первоначальные волны жизни и, разлившись в различные центры деятельности, сочетаются на последовательной шкале семи стадий эволюции. Подобно всякой другой сфере пространства, наша Земля до достижения ею окончательной материальности — и ничто в этом мире не может дать вам представления об этом состоянии материи — должна пройти гамму семи стадий плотности. Я говорю «гамму» намеренно, ибо диатоническая шкала даёт лучшую иллюстрацию постоянного ритмического движения, нисходящего и восходящего цикла Свабхавата — в её постепенной смене тонов и полутонов.

Вы имеете среди учёных членов вашего Общества одного теософа, который, не будучи ознакомленным с нашей оккультной доктриной, всё же интуитивно понял, с точки зрения науки, идею Солнечной Пралайи и её Манвантары в их началах. Я имею в виду известного французского астронома Фламмариона — «La Resur-rection et la Fin des Mondes»,185 (глава 4). Он говорит как истинный ясновидец. Факты таковы, как он их предполагает, с лёгкими изменениями. Как следствие векового охлаждения (вернее старости и потери жизненной силы), отвердевания и высыхания планет, Земля достигает точки, когда она начинает становиться ослабленным рыхлым конгломератом. Период деторождения прошёл. Потомство всё вскормлено, и период её жизни окончен. С этого времени её составные массы перестают повиноваться законам сцепления и соединения, которые взаимно держали их. И, становясь подобно трупу, оставленному на разрушение, она предоставляет каждой молекуле, входящей в её состав, освободиться и отделиться от тела навсегда, чтобы в будущем подчиниться волне новых влияний. Притяжение Луны (если бы только Фламмарион мог знать весь размер её губительного влияния) само предпринимает труд разрушения, порождая вместо водной волны волну отлива земных частичек. Его ошибка в том, что он думает, что длительное время должно быть посвящено на разрушение Солнечной системы. Мы знаем, что это совершается в мгновение ока, но не без многих предварительных предупреждений. Другое заблуждение, что Земля упадёт в Солнце. Солнце первое разлагается при Солнечной Пралайе...

Вникните в природу и сущность шестого принципа мира и человека, и вы проникнете в величайшую тайну этого мира — и почему бы нет — разве вы им не окружены? Его знакомые проявления — месмеризм, одическая* сила и т.д. — все различные виды одной и той же силы, одинаково готовой к хорошему и дурному применению.

Степени посвящения Адепта отмечают семь стадий, на которых он открывает тайну семеричных принципов в природе и человеке и пробуждает свои спящие силы.

 

* * *

 

182. В скрытое (лат.). (вернуться ↑)

183. Посвящённые (санскр.). (вернуться ↑)

184. Хризалоидной, от «хризалис» – окаменевшие останки куколки бабочки. (вернуться ↑)

185. Камиль Николя Фламмарион (1842-1925), «Воскресение и конец миров». (вернуться ↑)

 

«одическая* сила» – Одическая – относится к жизненной энергии или жизненной силе, открытой химиком бароном Карлом фон Райхенбахом в 1844 году и названной им «Од». (вернуться ↑)

  Письмо 75 (ML-15)