Предисловие

 

Я видел Их, и не раз, а много раз. Я говорил с Ними. Я не находился в трансе, не галлюцинировал, не являюсь медиумом, а всегда был в здравом уме. Я переписывался с Ними, получал Их письма... Я видел Их как в Их [физических] телах, так и в [материализованных] двойниках; обычно — в последних...

С последнего ноября четверо Братьев появлялись в нашей штаб-квартире и были видимы посетителям.

Я знаю, что Братья — живые люди, а не духи; и Они сказали мне, что существуют школы, где под руководством ныне живущих Адептов регулярно преподаётся оккультная наука.

Именно действительное знание о Них и близкое наблюдение разнообразных феноменов, которые Они мне показали в условиях, не связанных с медиумизмом, побудили меня принять активное участие в теософском движении нашего времени.

Их пример и наставления подвигли меня к попыткам сделать кое-что хорошее для азиатов.

Их жизни и знания посвящены благу человечества. Хотя и невидимые человечеством, Они работают для него.

Первый урок, который по Их требованию я выучил, а выучив, стал воплощать на практике — это бескорыстие...

Бомбей, 7 февраля 1882 г., Г.С. Олькотт

 

*  *  *

Почему, когда китайцы вторглись в Тибет в 1950 году и целиком захватили его, Учителя не были обнаружены? Также Александра Давид-Неель, побывавшая в тех краях в 20-е годы, говорит, что ей ни разу не довелось увидеть индийских Махатм...

Николай Рерих, который путешествовал по Тибету в те же годы, что и Давид-Неель, записал свою беседу с ламой-странником, многое поведавшим ему о подлинном Тибете.

В ходе беседы Рерих спросил его:

— Лама, встречал ли ты Азаров и Кутхум-па?

— Многим из нас в жизни доводилось встречать Азаров, и Кутхум-па, и снежных людей, которые им служат. Только недавно Азары перестали появляться в городах. Они все собрались в горах. Очень высокие, с длинными бородами, они внешне напоминают индусов...

Кутхум-па теперь больше не видно. Раньше они совершенно открыто появлялись в области Цанг и у Манасаровара, когда паломники ходили к священной горе Кайласа. Даже снежных людей теперь редко увидишь. Обычный человек в своём невежестве ошибочно принимает их за призраков. Есть глубокие причины, почему именно теперь Великие не появляются так открыто.

Мой старый учитель много рассказывал мне о мудрости Азаров. Мы знаем несколько мест, где жили эти Великие, но в настоящее время эти места опустели. Какая-то глубокая причина, великая тайна!

Тогда Рерих спросил:

— Лама, значит это правда, что Ашрамы удалены из окрестностей Шигадзе?

На что лама ответил:

— Не надо произносить эту тайну. Я ведь уже сказал, что Азаров больше не встретишь в Цанге.

Из замечаний ламы следовало, что в те годы Тибет находился в нисходящем цикле. Он говорил: «Много лам носят ламаистское одеяние, но их внутренняя жизнь гораздо хуже, чем у мирянина. Нередко из многих тысяч лам найдётся лишь несколько отдельных лиц, с которыми можно беседовать на возвышенные темы и ждать достойного ответа. Но разве не то же самое и в вашей религии?»

(Сильвия Крэнстон, «Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения Блаватской Е.П.»)

 

Письма Махатм являются ценнейшим документальным свидетельством, дающим нам возможность прикоснуться к миру Махатм, Их Доктрине и образу действия, возможность переоценить понятие «ученичество» и «испытание», уловить, с чего начинается касание мира Душ и Духа, научиться видеть субъективную, высшую природу человека и скрытую сторону явлений. Письма Махатм показывают нам, под какими идеалами возможно становление истинного Братства в единой семье Человечества.

Письма Махатм к А.П. Синнетту были составной частью той работы, которая осуществлялась Иерархией в последней четверти XIX века, работы по внедрению непосредственного знания о существовании Иерархии, когда впервые на социальную сцену во многих странах вышли Теософские Идеи и факт существования Учителей Мудрости. Это вызвало определённое движение в высших слоях западного общества, об этом писалось во многих газетах, — Е.П. Блаватская, Г.С. Олькотт и само Теософское Общество были узнаваемы и обсуждаемы повсеместно.

По сути это была отправная точка плана по всемирному провозглашению скрытых дотоле Истин и Имён; было положено начало оккультному, научному подходу к посмертным состояниям и к тонким телам человека — что было крайне важно, так как медиумический спиритуализм (широко распространённый в то время) приводил к очень негативным последствиям — как для самих спиритов, так и для тех, с кем осуществлялись контакты. Сфера духовной жизни, знания о посмертных состояниях были выведены из-под исключительной юрисдикции ортодоксальных церквей, что привело к мощнейшим, до сих пор до конца не осознаваемым последствиям, освободив массы просвещённых умов того времени от этой жёсткой ортодоксальной связки.

Письма Махатм А.П. Синнетту, письма Е.П. Блаватской, «Листы Старого Дневника» Г.С. Олькотта открывают весь масштаб тех событий, характеры людей того времени и то, каким образом это всё включалось в великое движение всемирного Провозглашения Истины.

Многие из Писем Махатмы Кут Хуми, Махатмы Мория и их чела переданы феноменальным способом и написаны методом «осаждения». В книге впервые на русском языке публикуются обстоятельства получения каждого письма, краткие биографии, портреты, письма некоторых теософов и ответы и комментарии Махатм на них, также даны избранные оригиналы писем Махатм, которые не печатались ранее; текст перевода, сделанного А.П. Хейдоком, учеником Н.К. Рериха, и даты получения всех писем во избежание неточностей были сверены с английским оригиналом.

Коллектив издательства «Универсалист»

 

Письма Махатм —живое свидетельство первой попытки прямого контакта Махатм с Западом. Эта переписка двух Махатм с А.П. Синнеттом и А.О. Хьюмом, начавшаяся в 1880 г. и продолжавшаяся около пяти лет.

А.П. Синнетт —редактор индийской влиятельной газеты «Пионер» —познакомился с основательницей Теософского общества Е.П. Блаватской и, будучи поражённым её широкими знаниями и необычными способностями, высказал желание переписываться с кем-либо из Махатм, которых Е.П. Блаватская называла своими Учителями. Такое же желание выразил А.О. Хьюм —орнитолог и высокопоставленный чиновник английской администрации в Индии. Согласие на это было получено, и так, при посредничестве Е.П. Блаватской (Б., Е.П.Б., Старой Леди), эти два джентльмена начали переписку с Махатмами.

В настоящее время оригиналы большинства из этих писем хранятся в Британском музее в Лондоне.

Е.Ф. Писарева

 

В четырнадцатом веке великий мудрец-просветитель, реформатор буддизма Цзон-Ка-Па напомнил мудрецам Тибета и Гималаев предписание очень древнего закона. Этот закон устанавливал необходимость соизмерения одинаково верных принципов: ИСТИНА ДОЛЖНА БЫТЬ СОХРАНЕНА В ТАЙНЕ, ИСТИНА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОВОЗГЛАШЕНА. Ибо для невежественного человека преждевременное знание столь же фатально, сколь губителен свет для того, кто всегда находился в темноте. Цзон-Ка-Па напомнил, что в конце каждого столетия должна быть сделана попытка просветить людей Запада, заботящихся исключительно о власти и материальном благополучии. И тогда была сделана попытка распространить Свет и послать вестника.

Этот вопрос обсуждался в буддистском монастыре Галаринг Шо близ Шигадзе, находящемся на границе Китая и Тибета. Стоял вопрос, с кем можно направить послание недоверчивым и горделивым людям Запада. Было почти единогласно решено отказаться от этой попытки, ибо Запад утратил способность воспринимать и понимать истинное древнее Учение.

Однако двое согласились выполнить предписания Цзон-Ка-Па. Это были Мория, потомок властителей Пенджаба, и Кут Хуми из Кашмира. Они взяли на себя ответственность избрать вестника и отправить его на Запад, чтобы распространить там философию Востока и открыть часть тайн относительно природы человека.

Выбор пал на Е.П. Блаватскую, которая была кармически связана с Учителем Мория. Она была избрана благодаря своему медиумическому дару, благодаря своим сверхнормальным способностям, которые она проявляла с детства. Эти способности давали возможность Махатмам Мория и Кут Хуми мысленно сообщаться с ней на расстоянии. Она была избрана также за свою бескорыстную веру, за безграничную любовь к знанию, за тот пыл, который побуждает некоторые существа поднимать всё выше живой светоч их разума и даже с риском погибнуть среди того мрака, которым мы окружены.

Конечно, «Письма Махатм» есть книга, которой предстоит широкое распространение в недалёком будущем, ибо нужно сдвинуть сознание человечества, зашедшее в тупик. На основании этих «Писем» написан «Эзотерический Буддизм» Синнетта. Содержание их, но более разработанное, вошло и в «Тайную Доктрину».

Из писем Е.И. Рерих

 

[ ] — Здесь и далее слова, взятые в квадратные скобки, являются уточнением редакции.

  Предисловие