Борьба труда и капитала

 

 С приходом к власти в некоторых странах правительств трудящихся, с ростом демократии и требованием свободы, с возрастанием роли пролетариата в России, с повышением уровня образования расы вполне могут появиться новые, лучшие методы обеспечения Четырёх Свобод (провозглашённых Франклином Д. Рузвельтом) и осуществления правильных человеческих отношений. Если понятно, что такие отношения должны установиться между нациями, то очевидно, что гармоничные отношения должны существовать также и между капиталом и трудом (ибо обе группы состоят из человеческих существ), а также между конфликтующими друг с другом профессиональными организациями.

В связи с этим возникают некоторые вопросы. Ответив на них, человечество решит свои проблемы; но если они останутся без ответа, человеческая раса придёт к своему концу.

  1. Предназначено ли капиталистической системе остаться у власти? Является ли она абсолютно вредной? Разве капиталисты - не человеческие существа?
  2. Не превратится ли сам труд - благодаря профсоюзам и возрастающему могуществу своих вождей - в тиранию?
  3. Могут ли труд и капитал добиться взаимного согласия или объединиться? Не предстоит ли нам ещё одна война между обеими группами?
  4. Каким образом можно применять Закон Спроса и Предложения, чтобы добиться справедливости для всех и изобилия для каждого?
  5. Должны ли правительства стран мира применять какую-либо форму тоталитарного контроля, чтобы обеспечивать потребности спроса и предложения? Должны ли мы предпринимать законодательные меры для осуществления материальных расчетов и комфорта?
  6. Какой стандарт жизни в Новом Веке будет важным для человека? Станет ли наша цивилизация чисто материалистической или мир будет ориентирован на духовное?
  7. Что нужно делать, чтобы помешать финансовым воротилам вновь объединиться для эксплуатации мира?
  8. Что на самом деле лежит в корне современных материальных проблем?

На последний вопрос можно ответить хорошо известными словами: «Любовь к деньгам - вот корень всякого зла». Она возвращает нас к фундаментальной слабости человечества - к качеству желания. Деньги суть результат и символ желания.

Начиная с простой меновой торговли и товарообмена (практикуемого первобытным дикарём) и кончая разветвлённой сложнейшей финансово-экономической структурой современного мира желание всегда было главной движущей силой. Оно толкает к удовлетворению потребностей, требует собственности и имущества, материального комфорта, приобретения и накопления вещей, власти и господства, которые могут дать только деньги. Желание контролирует человеческое мышление, преобладает в нём; оно является ключевой нотой нашей современной цивилизации; это жернов на шее человечества; оно - спрут, который медленно душит человеческую жизнь, предприимчивость и добропорядочность.79

От богатого до бедного, от интеллектуала до невежды один аспект сейчас должен ясно обозначиться и всё в большей мере должен будет определять человеческое мышление: что счастье и успех не зависят от обладания вещами или материальной обеспеченности. Такое представление является ошибкой организованного труда, который борется и бастует, чтобы добиться больше денег и жить более комфортно; это также ошибка общества, противодействующего труду, ибо оно возмущается сокращением постоянного притока МАТЕРИАЛЬНЫХ благ. Человечество неисчислимые века совершало эту ошибку и прискорбно заблуждалось, ставя акцент на том, что ублажало форму.80

Владеть, обладать, конкурировать с другими за то, чтобы быть первым - такой испокон веков была ключевая нота среднего человеческого существа: человек против человека, хозяин против хозяина, бизнес против бизнеса, организация против организации, партия против партии, нация против нации, труд против капитала; дело дошло до того, что в наше время проблема мира и счастья ставится в зависимость от обладания мировыми ресурсами.

Поэтому превалирующие слова в наших газетах, на радио, во всех наших дискуссиях связаны с финансовой структурой экономики: биржевой курс, зарплата, национальная задолженность, возмещение долгов, картели и тресты, финансы, налоги - вот слова, которые определяют наше планирование, возбуждают в нас зависть, питают нашу ненависть или неприязнь к другим нациям и настраивают нас друг против друга. Любовь к деньгам до сих пор в значительной степени определяет историю ужасающего человеческого эгоизма.81 Я призываю вас подходить к этой проблеме так, как это делает Иерархия, и рассматривать деньги как форму энергии, проституируемую в настоящее время для материальных целей, эгоистических стремлений и амбиций, даже если с филантропическими намерениями.82

Есть, однако, огромное множество людей, не порабощённых любовью к деньгам и мыслящих более высокими категориями. В них надежда будущего, хотя индивидуально они подчинены системе, которая в духовном отношении должна умереть. Хотя они не питают страсть к деньгам, они в них нуждаются и должны их иметь; щупальца делового мира сжимают их; им тоже приходится трудиться и обеспечивать себя необходимым для жизни. Работа, которую они стремятся осуществить для блага человечества, не может быть выполнена без необходимых денежных средств. Задача, предстоящая мужчинам и женщинам доброй воли в каждой стране, представляется сегодня слишком сложной, а проблемы, требующие разрешения, - почти неразрешимыми.83

Надо отметить, что наиболее духовное использование денег, существующее сейчас в мире, состоит в применении их для целей образования. Когда они будут направлены прочь от обеспечения чисто формальной и материальной стороны существования человечества, и будут перенаправлены от существующих каналов к истинно духовным основам, будет сделано великое благо и большой шаг вперёд. Это время ещё не пришло, но одухотворение денег и их привлечение для работы Великих, Учеников Христа, является частью наиболее необходимого мирового служения; но это должно продвигаться вперёд с духовной проницательностью, правильной техникой и истинным пониманием. Чистота мотива и бескорыстность являются гарантией.84

Капитал

Прежде всего необходимо признать, что источником международной напряжённости, мировых войн, уничтожающих человечество, и широко разлитой нищеты на планете в значительной степени можно считать эгоистическую группу с её материалистическими ценностями, которая веками эксплуатировала массы, пользуясь трудом рода человеческого в своих меркантильных интересах. От феодальных баронов средневековой Европы и Великобритании до могущественных групп бизнесменов викторианской эпохи и горстки капиталистов (национальных и международных), которые сегодня контролируют мировые ресурсы, капиталистическая система набирала обороты и губила мир. Финансовая олигархия захватила и эксплуатирует мировые ресурсы и основные продукты потребления, необходимые для цивилизованной жизни. Она создала колоссальные различия между очень богатыми и очень бедными; она любит деньги и власть, которую деньги дают; она стоит за правительствами и политиками, прибирает к рукам избирателей; она сделала возможными узко националистические расчёты эгоистической политики; она финансирует мировой бизнес, контролирует нефть, уголь, энергию, свет и транспорт; она открыто или тайно контролирует банковские счета в мире. Она смогла это сделать, потому что овладела богатствами мира, контролируя их через директорский корпус. Поэтому ответственность за нынешнюю широко разлитую нищету в любой стране мира лежит преимущественно на директорах огромных корпораций, на определённых взаимосвязанных группах бизнесменов, банкиров, управляющих международных картелей, монополий, трестов и организаций, которые работают ради корпоративной или личной выгоды. Они формируют выгодную им политику, подкупая видных деятелей каждой нации; добиваются молчания с помощью угроз, денег и страха; копят богатства и покупают себе незаслуженную популярность благодаря проведению филантропических мероприятий; семьи их живут легко и беззаботно, редко сознавая смысл того, что Бог повелел работать; они окружают себя красотой и роскошью, закрывая глаза на бедность, вопиющее неблагополучие, голодную и безобразную жизнь миллионов окружающих людей; они жертвуют на благотворительные и церковные нужды для успокоения совести или чтобы избежать налогов; они предоставляют работу огромному количеству людей, но платят столь мизерную зарплату, что настоящий комфорт, свободное время, культура и путешествия им недоступны. Они не заинтересованы в благе общества, разве лишь постольку, поскольку общественное требование лучших условий жизни позволяет им - по Закону Спроса и Предложения - предоставлять товары, транспорт, свет и энергию, которые со временем приносят солидные финансовые барыши. Эксплуатация рабочей силы, манипуляции с главными планетарными ресурсами и поощрение войн для личной или коммерческой выгоды - вот их методы.

Таких людей и такие организации - ответственные за капиталистическую систему - можно обнаружить во всех нациях. Они образуют международную группу, тесно взаимосвязанную, объединённую общими замыслами и намерениями; они знают и понимают друг друга. В наше время они представляют самую крупную опасность для рода человеческого.

Вышесказанное - страшное обвинение. Однако его можно тысячекратно подтвердить. Подобная ситуация толкает к революции и питает мятежный дух. Массы людей во всех странах пробуждаются и поднимаются на борьбу, брезжит новый день. На пороге война между шкурными денежными интересами и массой человечества, требующей справедливости и правильного распределения мировых богатств.

Однако в капиталистических странах есть и те, кто, чувствуя опасность, угрожающую их денежным интересам, расположены мыслить более широкими и гуманными категориями. Эти люди делятся на две основные группы:

Во-первых, истинные гуманисты, которые ищут блага для своих собратьев и не желают эксплуатировать массы, наживаясь на нищете других. Они добились положения и власти собственными силами или благодаря унаследованному положению в бизнесе, они также не могут избежать ответственности за владение миллионами. Такие люди часто бывают беспомощными из-за действий своих коллег, их руки связаны существующими правилами игры, ответственностью перед акционерами и пониманием того, что при любом их действии (вступая в борьбу или отказываясь от неё), положение останется прежним. Эта задача - неподъёмная для отдельных лиц, поэтому они являются относительно бессильными. Они честны и справедливы, скромны и добры, просты в обиходе и обладают подлинным чувством ценностей, но не способны сделать ничего значительного.

Во-вторых, есть люди достаточно умные, чтобы различать знамения времени; они понимают, что капиталистическая система не может оставаться неизменной перед лицом растущих требований человечества и раскрывающихся духовных ценностей. Поэтому они начинают изменять методы своей работы и привлекать к бизнесу своих служащих. Врождённый эгоизм побуждает их к переменам, инстинкт самосохранения определяет их позицию. Между обеими группами есть те, кто не принадлежит ни к одной из них; они представляют собой благодатную почву для пропаганды со стороны как эгоистичного капиталиста, так и бескорыстного гуманиста.

Здесь необходимо добавить, что эгоистическое мышление и обособляющую мотивацию, характеризующие капиталистическую систему, можно наблюдать и у мелких, незначительных хозяйчиков: в бакалейной лавке на углу, у сантехника или галантерейщика, эксплуатирующего своих служащих и обманывающего клиентов. Именно со всеобщим духом эгоизма и жаждой власти мы должны бороться. И война послужила для этого чистилищем. Она открыла глаза людям на основную причину конфликта: отчаянное экономическое положение вследствие эксплуатации планетарных ресурсов международной группой эгоистичных честолюбцев. Сейчас существует возможность изменить положение вещей.85

Труд

Главное преимущество труда перед капиталом в том, что он служит бесчисленным миллионам, тогда как капиталист работает для блага немногих. Отстоять норму человечества - вот суть трудового движения.86

Если верить истории, на протяжении тысячелетий, у власти находились богатые землевладельцы, главы племен, феодальные сеньоры, рабовладельцы, купцы и дельцы; они эксплуатировали бедных; они искали максимальной выработки при минимальных затратах. Такая установка не нова. В средние века эксплуатируемые мастеровые, искусные ремесленники и строители соборов стали создавать гильдии и ложи для своей защиты, и совместного обсуждения проблем. Такие группы усиливались на протяжении столетий, однако положение трудящихся мужчин, женщин и детей оставалось плачевным.

С изобретением машин и рождением века механизации в восемнадцатом-девятнадцатом столетиях положение работающей части населения стало чрезвычайно тяжёлым; жилищные условия были отвратительными, антисанитарными и опасными для здоровья из-за разрастания городских районов вокруг заводов. Эксплуатация детей усиливалась. Потогонная система процветала; капитализм показал себя во всей красе, и глубокая пропасть между очень бедными и очень богатыми стала выдающейся чертой викторианской эры. С точки зрения запланированного эволюционного и духовного развития человеческого семейства, ведущего к цивилизованной культурной жизни, справедливости и равным возможностям для всех, не может быть ситуации хуже, чем такая. Коммерческий эгоизм и острая неудовлетворенность громко заявляли о себе. Богачи кичились своим превосходством перед нищими, при этом ещё и отечески им покровительствуя. Революционный дух крепчал в задавленных, изнуренных работой массах, которые своими усилиями создали богатства имущих классов.

Духовный принцип свободы стал всё больше осознаваться и требовать своего выражения. Соответственно изменилась и мировая ситуация. Стали возможными всякого рода движения, символизирующие рост и стремление к свободе. За веком машин последовал век транспорта, электричества, железных дорог, автомобилей и самолётов. Параллельно обозначился век связи, давший нам телеграф, телефон, радио, а в наше время телевидение и радар. Все они привели к нынешнему веку науки, которая освободила атомную энергию и предоставила в наше распоряжение любые возможности, вытекающие из этого открытия. Несмотря на тот факт, что машина может заменить труд множества людей, что значительно способствовало обогащению тех, кто владеет капиталом, новые виды промышленности и расширение рынка создали новые сферы занятости, и потребности самого материалистического периода, который когда-либо был в мире, создали сильный импульс для накопления капитала и обеспечили работой бесчисленные миллионы людей. Возможности образования также возросли, а вместе с ними и требования трудящихся классов предоставлять им лучшие условия жизни, более высокую зарплату и больший досуг. С ними работодатели всегда боролись; они объединялись против пробуждающихся масс и создавали условия, заставлявшие трудящихся предпринимать ответные действия.

Группы просвещённых людей в Европе, Великобритании и Соединенных Штатах повели агитацию, стали писать книги, пользовавшиеся большим успехом, и побуждать имущие классы признать положение вещей и ужасные условия, в которых живут рабочий класс и крестьянство. Аболиционисты боролись против рабства: негров или белых, детей или взрослых. Быстро возникшая свободная пресса начала информировать «низшие классы» о том, что происходит; создавались партии, чтобы положить конец вопиющим злоупотреблениям; французская революция, сочинения Маркса и других авторов, гражданская война в Америке - все сыграли свою роль в защите простого человека. Люди во всех странах решились бороться за свободу и неотъемлемые человеческие права.

Постепенно служащие и чернорабочие объединились для защиты друг друга и борьбы за свои права. Возникло движение профессиональных союзов со своим грозным оружием: образованием ради свободы и забастовкой. Многие обнаружили, что в единстве сила и что вместе они могут бросить вызов работодателям и вырвать у них достойную зарплату, лучшие условия жизни и право на больший досуг, которое есть у каждого человека. Неуклонно возрастающее могущество труда и его международное значение хорошо известны и являются наиболее важным фактором в современном мире.87

Интересно проследить, как мечта о распорядительной благодетельной власти тех, кто работает с идеалами и через идеи, материализовалась - за последние годы - на физическом плане в виде диктатуры пролетариата (рабочего класса) в России. Были прославлены труд и рабочие, было ниспровергнуто правление буржуазии, контроль аристократии и интеллигенции, из страны были выставлены (убиты или изгнаны) некоторые из её представителей. Однако, несмотря на все ошибки, жестокости и отъявленный материализм, в основе всех этих действий стоят великие идеалы: удовлетворение потребностей всех, красота взаимного служения и божественность конструктивной работы.88

В будущем власть будет в руках развивающихся масс, и, благодаря их многочисленности, общему планированию и быстро возрастающей взаимосвязи между рабочими движениями во всём мире ничто не сможет остановить их прогресс.

Труд и профессиональные союзы сделали благородное дело. Труд поднялся на своё должное место в жизни наций, акцент поставлен на достоинстве человека. Работа профсоюзов была в действительности великим духовным движением, ведущим к возрождению божественного духа в человеке и выявлению духовных качеств, присущих расе.

Человечество быстро объединяется в единое большое составное тело под влиянием Закона Спроса и Предложения, и об этом следует помнить. Судьба расы и право решать национальные и международные вопросы, затрагивающие всё человечество, переходит в руки масс, рабочих классов и людей с улицы.

Но не всё благополучно с рабочим движением. Возникает вопрос: а не нужна ли ему хорошая домашняя уборка? Труд сам стал диктатурой, использующей в своих расчётах угрозы, страх и силу. Многие его лидеры - это могущественные и честолюбивые люди с глубокой любовью к деньгам и решимостью властвовать. Скудное жилье, мизерная зарплата и отвратительные условия жизни ещё встречаются повсюду, и не всегда вина за это лежит на работодателе.

Борьба рабочих продолжается; они упорно добиваются своего; сокращение рабочего дня и рост заработной платы -вот их постоянные требования. При отказе они пользуются своим оружием - забастовкой, которая, столь благотворная и полезная на начальном этапе активизации сил труда, теперь сама становится инструментом тирании в руках людей беспринципных и корыстных. Профсоюзные боссы приобрели такую власть, что многие из них превратились в диктаторов и эксплуатируют массы рабочих, которым раньше служили. К тому же профсоюзы чрезмерно разбогатели, так как несчётные миллионы сконцентрированы в больших национальных организациях. Рабочее движение само сейчас стало капиталистическим.

Могущественная группа, представляющая капиталистическую систему, как национальную, так и международную, и столь же могущественная группа профессиональных союзов с их лидерами противостоят сегодня друг другу. Обе существуют и в национальном, и в международном масштабе. Предстоит увидеть, какая из обеих групп будет в конце концов контролировать планету и не появится ли третья группа практических идеалистов, которая возьмётся за дело. Интересы духовных работников в современном мире не на стороне капиталистов и даже не на стороне труда, каков он в настоящее время; они на стороне человечества.

Мужчины и женщины доброй воли задаются вопросом: может ли конфликт между капиталом и трудом прекратиться, чтобы родился новый мир? Могут ли условия жизни настолько измениться, чтобы правильные человеческие отношения установились навсегда?89

Борьба между капиталом и трудом достигнет своей кульминации в Соединённых Штатах, но будет проходить и в Великобритании, и во Франции. Россия уже нашла своё собственное решение проблемы, но жизнь меньших наций мира определит и обусловит результат этой битвы, достигнутый в Британском Содружестве и в Соединённых Штатах.90

Проблема справедливого распределения ресурсов

Определённые факты очевидны: старый порядок потерпел неудачу. Наше время - это просто период, в котором людской эгоизм подошёл к своей высшей точке, и он или разрушит человечество или должен быть разумно нейтрализован.

Только из-за человеческого эгоизма (в наши дни скоростного транспорта) в одном месте тысячи людей умирают с голоду, в то время как в другом пища гниёт и портится. Только из-за созданных человеком жадных схем и финансовой несправедливости ресурсы планеты не универсально доступны под руководством некоторой мудрой системы распределения. Не существует законного оправдания недостатку предметов первой необходимости в любой части мира. Все эти скверные условия основаны на определённом национальном или расовом эгоизме и на неудаче осуществить какую-либо мудрую справедливую схему для обеспечения человеческой нужды во всём мире.91

Как известно, безопасности, счастья и мирных отношений желают все. Однако, пока великие державы в сотрудничестве с малыми народами не решат экономические проблемы и не осознают, что ресурсы земли принадлежат не одной нации, а всему человечеству в целом, мира не будет. Мировая нефть, полезные ископаемые и зерновые принадлежат всем людям повсеместно. Они необходимы для ежедневной жизни человека.

Поэтому истинная проблема Организации Объединённых Наций двояка: она включает задачу правильного распределения мировых ресурсов, чтобы освободить людей от нужды, и проблему обеспечения подлинного равенства возможностей и образования для людей во всём мире. Нации, располагающие природными ресурсами - не собственники; они - хранители этих мировых богатств, берегущие их для всех. Неизбежно наступит время, когда - в интересах мира и безопасности - капиталисты различных наций вынуждены будут это уразуметь и сменить древний принцип жадного стяжания (который до сих пор ими руководил) принципом соучастия.

В Великобритании, Соединённых Штатах и России есть государственные деятели, пытающиеся отстаивать интересы простого человека и говорить от его имени в конклавах наций. Пока что эгоистическая оппозиция делает их работу тщетной, а финансовые интересы во многих странах сводят на нет их усилия. У России нет таких интересов, но есть огромные людские и военные ресурсы, которыми она сдерживает капиталистические агрессивные притязания. Так война продолжается, а человек с улицы безнадёжно ждёт решений, которые приведут к миру во всём мире, основанном на безопасности и правильных человеческих отношениях.92

 

  Борьба труда и капитала