Борьба труда и капитала
С приходом к власти в некоторых странах правительств трудящихся, с ростом демократии и требованием свободы, с возрастанием роли пролетариата в России, с повышением уровня образования расы вполне могут появиться новые, лучшие методы обеспечения Четырёх Свобод (провозглашённых Франклином Д. Рузвельтом) и осуществления правильных человеческих отношений. Если понятно, что такие отношения должны установиться между нациями, то очевидно, что гармоничные отношения должны существовать также и между капиталом и трудом (ибо обе группы состоят из человеческих существ), а также между конфликтующими друг с другом профессиональными организациями.
В связи с этим возникают некоторые вопросы. Ответив на них, человечество решит свои проблемы; но если они останутся без ответа, человеческая раса придёт к своему концу.
- Предназначено ли капиталистической системе остаться у власти? Является ли она абсолютно вредной? Разве капиталисты - не человеческие существа?
- Не превратится ли сам труд - благодаря профсоюзам и возрастающему могуществу своих вождей - в тиранию?
- Могут ли труд и капитал добиться взаимного согласия или объединиться? Не предстоит ли нам ещё одна война между обеими группами?
- Каким образом можно применять Закон Спроса и Предложения, чтобы добиться справедливости для всех и изобилия для каждого?
- Должны ли правительства стран мира применять какую-либо форму тоталитарного контроля, чтобы обеспечивать потребности спроса и предложения? Должны ли мы предпринимать законодательные меры для осуществления материальных расчетов и комфорта?
- Какой стандарт жизни в Новом Веке будет важным для человека? Станет ли наша цивилизация чисто материалистической или мир будет ориентирован на духовное?
- Что нужно делать, чтобы помешать финансовым воротилам вновь объединиться для эксплуатации мира?
- Что на самом деле лежит в корне современных материальных проблем?
На последний вопрос можно ответить хорошо известными словами: «Любовь к деньгам - вот корень всякого зла». Она возвращает нас к фундаментальной слабости человечества - к качеству желания. Деньги суть результат и символ желания.
Начиная с простой меновой торговли и товарообмена (практикуемого первобытным дикарём) и кончая разветвлённой сложнейшей финансово-экономической структурой современного мира желание всегда было главной движущей силой. Оно толкает к удовлетворению потребностей, требует собственности и имущества, материального комфорта, приобретения и накопления вещей, власти и господства, которые могут дать только деньги. Желание контролирует человеческое мышление, преобладает в нём; оно является ключевой нотой нашей современной цивилизации; это жернов на шее человечества; оно - спрут, который медленно душит человеческую жизнь, предприимчивость и добропорядочность.79
От богатого до бедного, от интеллектуала до невежды один аспект сейчас должен ясно обозначиться и всё в большей мере должен будет определять человеческое мышление: что счастье и успех не зависят от обладания вещами или материальной обеспеченности. Такое представление является ошибкой организованного труда, который борется и бастует, чтобы добиться больше денег и жить более комфортно; это также ошибка общества, противодействующего труду, ибо оно возмущается сокращением постоянного притока МАТЕРИАЛЬНЫХ благ. Человечество неисчислимые века совершало эту ошибку и прискорбно заблуждалось, ставя акцент на том, что ублажало форму.80
Владеть, обладать, конкурировать с другими за то, чтобы быть первым - такой испокон веков была ключевая нота среднего человеческого существа: человек против человека, хозяин против хозяина, бизнес против бизнеса, организация против организации, партия против партии, нация против нации, труд против капитала; дело дошло до того, что в наше время проблема мира и счастья ставится в зависимость от обладания мировыми ресурсами.
Поэтому превалирующие слова в наших газетах, на радио, во всех наших дискуссиях связаны с финансовой структурой экономики: биржевой курс, зарплата, национальная задолженность, возмещение долгов, картели и тресты, финансы, налоги - вот слова, которые определяют наше планирование, возбуждают в нас зависть, питают нашу ненависть или неприязнь к другим нациям и настраивают нас друг против друга. Любовь к деньгам до сих пор в значительной степени определяет историю ужасающего человеческого эгоизма.81 Я призываю вас подходить к этой проблеме так, как это делает Иерархия, и рассматривать деньги как форму энергии, проституируемую в настоящее время для материальных целей, эгоистических стремлений и амбиций, даже если с филантропическими намерениями.82
Есть, однако, огромное множество людей, не порабощённых любовью к деньгам и мыслящих более высокими категориями. В них надежда будущего, хотя индивидуально они подчинены системе, которая в духовном отношении должна умереть. Хотя они не питают страсть к деньгам, они в них нуждаются и должны их иметь; щупальца делового мира сжимают их; им тоже приходится трудиться и обеспечивать себя необходимым для жизни. Работа, которую они стремятся осуществить для блага человечества, не может быть выполнена без необходимых денежных средств. Задача, предстоящая мужчинам и женщинам доброй воли в каждой стране, представляется сегодня слишком сложной, а проблемы, требующие разрешения, - почти неразрешимыми.83
Надо отметить, что наиболее духовное использование денег, существующее сейчас в мире, состоит в применении их для целей образования. Когда они будут направлены прочь от обеспечения чисто формальной и материальной стороны существования человечества, и будут перенаправлены от существующих каналов к истинно духовным основам, будет сделано великое благо и большой шаг вперёд. Это время ещё не пришло, но одухотворение денег и их привлечение для работы Великих, Учеников Христа, является частью наиболее необходимого мирового служения; но это должно продвигаться вперёд с духовной проницательностью, правильной техникой и истинным пониманием. Чистота мотива и бескорыстность являются гарантией.84
Капитал
Прежде всего необходимо признать, что источником международной напряжённости, мировых войн, уничтожающих человечество, и широко разлитой нищеты на планете в значительной степени можно считать эгоистическую группу с её материалистическими ценностями, которая веками эксплуатировала массы, пользуясь трудом рода человеческого в своих меркантильных интересах. От феодальных баронов средневековой Европы и Великобритании до могущественных групп бизнесменов викторианской эпохи и горстки капиталистов (национальных и международных), которые сегодня контролируют мировые ресурсы, капиталистическая система набирала обороты и губила мир. Финансовая олигархия захватила и эксплуатирует мировые ресурсы и основные продукты потребления, необходимые для цивилизованной жизни. Она создала колоссальные различия между очень богатыми и очень бедными; она любит деньги и власть, которую деньги дают; она стоит за правительствами и политиками, прибирает к рукам избирателей; она сделала возможными узко националистические расчёты эгоистической политики; она финансирует мировой бизнес, контролирует нефть, уголь, энергию, свет и транспорт; она открыто или тайно контролирует банковские счета в мире. Она смогла это сделать, потому что овладела богатствами мира, контролируя их через директорский корпус. Поэтому ответственность за нынешнюю широко разлитую нищету в любой стране мира лежит преимущественно на директорах огромных корпораций, на определённых взаимосвязанных группах бизнесменов, банкиров, управляющих международных картелей, монополий, трестов и организаций, которые работают ради корпоративной или личной выгоды. Они формируют выгодную им политику, подкупая видных деятелей каждой нации; добиваются молчания с помощью угроз, денег и страха; копят богатства и покупают себе незаслуженную популярность благодаря проведению филантропических мероприятий; семьи их живут легко и беззаботно, редко сознавая смысл того, что Бог повелел работать; они окружают себя красотой и роскошью, закрывая глаза на бедность, вопиющее неблагополучие, голодную и безобразную жизнь миллионов окружающих людей; они жертвуют на благотворительные и церковные нужды для успокоения совести или чтобы избежать налогов; они предоставляют работу огромному количеству людей, но платят столь мизерную зарплату, что настоящий комфорт, свободное время, культура и путешествия им недоступны. Они не заинтересованы в благе общества, разве лишь постольку, поскольку общественное требование лучших условий жизни позволяет им - по Закону Спроса и Предложения - предоставлять товары, транспорт, свет и энергию, которые со временем приносят солидные финансовые барыши. Эксплуатация рабочей силы, манипуляции с главными планетарными ресурсами и поощрение войн для личной или коммерческой выгоды - вот их методы.
Таких людей и такие организации - ответственные за капиталистическую систему - можно обнаружить во всех нациях. Они образуют международную группу, тесно взаимосвязанную, объединённую общими замыслами и намерениями; они знают и понимают друг друга. В наше время они представляют самую крупную опасность для рода человеческого.
Вышесказанное - страшное обвинение. Однако его можно тысячекратно подтвердить. Подобная ситуация толкает к революции и питает мятежный дух. Массы людей во всех странах пробуждаются и поднимаются на борьбу, брезжит новый день. На пороге война между шкурными денежными интересами и массой человечества, требующей справедливости и правильного распределения мировых богатств.
Однако в капиталистических странах есть и те, кто, чувствуя опасность, угрожающую их денежным интересам, расположены мыслить более широкими и гуманными категориями. Эти люди делятся на две основные группы:
Во-первых, истинные гуманисты, которые ищут блага для своих собратьев и не желают эксплуатировать массы, наживаясь на нищете других. Они добились положения и власти собственными силами или благодаря унаследованному положению в бизнесе, они также не могут избежать ответственности за владение миллионами. Такие люди часто бывают беспомощными из-за действий своих коллег, их руки связаны существующими правилами игры, ответственностью перед акционерами и пониманием того, что при любом их действии (вступая в борьбу или отказываясь от неё), положение останется прежним. Эта задача - неподъёмная для отдельных лиц, поэтому они являются относительно бессильными. Они честны и справедливы, скромны и добры, просты в обиходе и обладают подлинным чувством ценностей, но не способны сделать ничего значительного.
Во-вторых, есть люди достаточно умные, чтобы различать знамения времени; они понимают, что капиталистическая система не может оставаться неизменной перед лицом растущих требований человечества и раскрывающихся духовных ценностей. Поэтому они начинают изменять методы своей работы и привлекать к бизнесу своих служащих. Врождённый эгоизм побуждает их к переменам, инстинкт самосохранения определяет их позицию. Между обеими группами есть те, кто не принадлежит ни к одной из них; они представляют собой благодатную почву для пропаганды со стороны как эгоистичного капиталиста, так и бескорыстного гуманиста.
Здесь необходимо добавить, что эгоистическое мышление и обособляющую мотивацию, характеризующие капиталистическую систему, можно наблюдать и у мелких, незначительных хозяйчиков: в бакалейной лавке на углу, у сантехника или галантерейщика, эксплуатирующего своих служащих и обманывающего клиентов. Именно со всеобщим духом эгоизма и жаждой власти мы должны бороться. И война послужила для этого чистилищем. Она открыла глаза людям на основную причину конфликта: отчаянное экономическое положение вследствие эксплуатации планетарных ресурсов международной группой эгоистичных честолюбцев. Сейчас существует возможность изменить положение вещей.85
Труд
Главное преимущество труда перед капиталом в том, что он служит бесчисленным миллионам, тогда как капиталист работает для блага немногих. Отстоять норму человечества - вот суть трудового движения.86
Если верить истории, на протяжении тысячелетий, у власти находились богатые землевладельцы, главы племен, феодальные сеньоры, рабовладельцы, купцы и дельцы; они эксплуатировали бедных; они искали максимальной выработки при минимальных затратах. Такая установка не нова. В средние века эксплуатируемые мастеровые, искусные ремесленники и строители соборов стали создавать гильдии и ложи для своей защиты, и совместного обсуждения проблем. Такие группы усиливались на протяжении столетий, однако положение трудящихся мужчин, женщин и детей оставалось плачевным.
С изобретением машин и рождением века механизации в восемнадцатом-девятнадцатом столетиях положение работающей части населения стало чрезвычайно тяжёлым; жилищные условия были отвратительными, антисанитарными и опасными для здоровья из-за разрастания городских районов вокруг заводов. Эксплуатация детей усиливалась. Потогонная система процветала; капитализм показал себя во всей красе, и глубокая пропасть между очень бедными и очень богатыми стала выдающейся чертой викторианской эры. С точки зрения запланированного эволюционного и духовного развития человеческого семейства, ведущего к цивилизованной культурной жизни, справедливости и равным возможностям для всех, не может быть ситуации хуже, чем такая. Коммерческий эгоизм и острая неудовлетворенность громко заявляли о себе. Богачи кичились своим превосходством перед нищими, при этом ещё и отечески им покровительствуя. Революционный дух крепчал в задавленных, изнуренных работой массах, которые своими усилиями создали богатства имущих классов.
Духовный принцип свободы стал всё больше осознаваться и требовать своего выражения. Соответственно изменилась и мировая ситуация. Стали возможными всякого рода движения, символизирующие рост и стремление к свободе. За веком машин последовал век транспорта, электричества, железных дорог, автомобилей и самолётов. Параллельно обозначился век связи, давший нам телеграф, телефон, радио, а в наше время телевидение и радар. Все они привели к нынешнему веку науки, которая освободила атомную энергию и предоставила в наше распоряжение любые возможности, вытекающие из этого открытия. Несмотря на тот факт, что машина может заменить труд множества людей, что значительно способствовало обогащению тех, кто владеет капиталом, новые виды промышленности и расширение рынка создали новые сферы занятости, и потребности самого материалистического периода, который когда-либо был в мире, создали сильный импульс для накопления капитала и обеспечили работой бесчисленные миллионы людей. Возможности образования также возросли, а вместе с ними и требования трудящихся классов предоставлять им лучшие условия жизни, более высокую зарплату и больший досуг. С ними работодатели всегда боролись; они объединялись против пробуждающихся масс и создавали условия, заставлявшие трудящихся предпринимать ответные действия.
Группы просвещённых людей в Европе, Великобритании и Соединенных Штатах повели агитацию, стали писать книги, пользовавшиеся большим успехом, и побуждать имущие классы признать положение вещей и ужасные условия, в которых живут рабочий класс и крестьянство. Аболиционисты боролись против рабства: негров или белых, детей или взрослых. Быстро возникшая свободная пресса начала информировать «низшие классы» о том, что происходит; создавались партии, чтобы положить конец вопиющим злоупотреблениям; французская революция, сочинения Маркса и других авторов, гражданская война в Америке - все сыграли свою роль в защите простого человека. Люди во всех странах решились бороться за свободу и неотъемлемые человеческие права.
Постепенно служащие и чернорабочие объединились для защиты друг друга и борьбы за свои права. Возникло движение профессиональных союзов со своим грозным оружием: образованием ради свободы и забастовкой. Многие обнаружили, что в единстве сила и что вместе они могут бросить вызов работодателям и вырвать у них достойную зарплату, лучшие условия жизни и право на больший досуг, которое есть у каждого человека. Неуклонно возрастающее могущество труда и его международное значение хорошо известны и являются наиболее важным фактором в современном мире.87
Интересно проследить, как мечта о распорядительной благодетельной власти тех, кто работает с идеалами и через идеи, материализовалась - за последние годы - на физическом плане в виде диктатуры пролетариата (рабочего класса) в России. Были прославлены труд и рабочие, было ниспровергнуто правление буржуазии, контроль аристократии и интеллигенции, из страны были выставлены (убиты или изгнаны) некоторые из её представителей. Однако, несмотря на все ошибки, жестокости и отъявленный материализм, в основе всех этих действий стоят великие идеалы: удовлетворение потребностей всех, красота взаимного служения и божественность конструктивной работы.88
В будущем власть будет в руках развивающихся масс, и, благодаря их многочисленности, общему планированию и быстро возрастающей взаимосвязи между рабочими движениями во всём мире ничто не сможет остановить их прогресс.
Труд и профессиональные союзы сделали благородное дело. Труд поднялся на своё должное место в жизни наций, акцент поставлен на достоинстве человека. Работа профсоюзов была в действительности великим духовным движением, ведущим к возрождению божественного духа в человеке и выявлению духовных качеств, присущих расе.
Человечество быстро объединяется в единое большое составное тело под влиянием Закона Спроса и Предложения, и об этом следует помнить. Судьба расы и право решать национальные и международные вопросы, затрагивающие всё человечество, переходит в руки масс, рабочих классов и людей с улицы.
Но не всё благополучно с рабочим движением. Возникает вопрос: а не нужна ли ему хорошая домашняя уборка? Труд сам стал диктатурой, использующей в своих расчётах угрозы, страх и силу. Многие его лидеры - это могущественные и честолюбивые люди с глубокой любовью к деньгам и решимостью властвовать. Скудное жилье, мизерная зарплата и отвратительные условия жизни ещё встречаются повсюду, и не всегда вина за это лежит на работодателе.
Борьба рабочих продолжается; они упорно добиваются своего; сокращение рабочего дня и рост заработной платы -вот их постоянные требования. При отказе они пользуются своим оружием - забастовкой, которая, столь благотворная и полезная на начальном этапе активизации сил труда, теперь сама становится инструментом тирании в руках людей беспринципных и корыстных. Профсоюзные боссы приобрели такую власть, что многие из них превратились в диктаторов и эксплуатируют массы рабочих, которым раньше служили. К тому же профсоюзы чрезмерно разбогатели, так как несчётные миллионы сконцентрированы в больших национальных организациях. Рабочее движение само сейчас стало капиталистическим.
Могущественная группа, представляющая капиталистическую систему, как национальную, так и международную, и столь же могущественная группа профессиональных союзов с их лидерами противостоят сегодня друг другу. Обе существуют и в национальном, и в международном масштабе. Предстоит увидеть, какая из обеих групп будет в конце концов контролировать планету и не появится ли третья группа практических идеалистов, которая возьмётся за дело. Интересы духовных работников в современном мире не на стороне капиталистов и даже не на стороне труда, каков он в настоящее время; они на стороне человечества.
Мужчины и женщины доброй воли задаются вопросом: может ли конфликт между капиталом и трудом прекратиться, чтобы родился новый мир? Могут ли условия жизни настолько измениться, чтобы правильные человеческие отношения установились навсегда?89
Борьба между капиталом и трудом достигнет своей кульминации в Соединённых Штатах, но будет проходить и в Великобритании, и во Франции. Россия уже нашла своё собственное решение проблемы, но жизнь меньших наций мира определит и обусловит результат этой битвы, достигнутый в Британском Содружестве и в Соединённых Штатах.90
Проблема справедливого распределения ресурсов
Определённые факты очевидны: старый порядок потерпел неудачу. Наше время - это просто период, в котором людской эгоизм подошёл к своей высшей точке, и он или разрушит человечество или должен быть разумно нейтрализован.
Только из-за человеческого эгоизма (в наши дни скоростного транспорта) в одном месте тысячи людей умирают с голоду, в то время как в другом пища гниёт и портится. Только из-за созданных человеком жадных схем и финансовой несправедливости ресурсы планеты не универсально доступны под руководством некоторой мудрой системы распределения. Не существует законного оправдания недостатку предметов первой необходимости в любой части мира. Все эти скверные условия основаны на определённом национальном или расовом эгоизме и на неудаче осуществить какую-либо мудрую справедливую схему для обеспечения человеческой нужды во всём мире.91
Как известно, безопасности, счастья и мирных отношений желают все. Однако, пока великие державы в сотрудничестве с малыми народами не решат экономические проблемы и не осознают, что ресурсы земли принадлежат не одной нации, а всему человечеству в целом, мира не будет. Мировая нефть, полезные ископаемые и зерновые принадлежат всем людям повсеместно. Они необходимы для ежедневной жизни человека.
Поэтому истинная проблема Организации Объединённых Наций двояка: она включает задачу правильного распределения мировых ресурсов, чтобы освободить людей от нужды, и проблему обеспечения подлинного равенства возможностей и образования для людей во всём мире. Нации, располагающие природными ресурсами - не собственники; они - хранители этих мировых богатств, берегущие их для всех. Неизбежно наступит время, когда - в интересах мира и безопасности - капиталисты различных наций вынуждены будут это уразуметь и сменить древний принцип жадного стяжания (который до сих пор ими руководил) принципом соучастия.
В Великобритании, Соединённых Штатах и России есть государственные деятели, пытающиеся отстаивать интересы простого человека и говорить от его имени в конклавах наций. Пока что эгоистическая оппозиция делает их работу тщетной, а финансовые интересы во многих странах сводят на нет их усилия. У России нет таких интересов, но есть огромные людские и военные ресурсы, которыми она сдерживает капиталистические агрессивные притязания. Так война продолжается, а человек с улицы безнадёжно ждёт решений, которые приведут к миру во всём мире, основанном на безопасности и правильных человеческих отношениях.92