Роль революций

 

 Под воздействием различных Лучей в соответствии с их циклами активности появлялись малые группы людей, играли свою роль во всеобщей группе и исчезали, часто не имея представления об участии в синтезе и о своих коллегах в подобных группах. Как можно видеть, сделав исторический обзор в любой сфере деятельности, работа, совершённая ими для расы, их вклад в дело прогресса рода человеческого очевиден. У меня нет времени на перечисление всех этих групп, их конкретных вкладов, описание проделанной ими работы или субъективных импульсов, побуждавших их к работе. Я могу лишь обозначить направленность их устремления и посоветовать какому-нибудь просветлённому исследователю истории проследить и описать золотую нить их духовной работы по подъёму ментального уровня расы, когда они вводили человека в мир, в котором он живёт, открывая ему глаза не только на природу материи и формы, но и на скрытые глубины его собственного существования.

Итак, за последние три столетия одна за другой появлялись группы и играли свою роль, и сегодня мы пожинаем плоды их свершений. В культурной группе, например, мы видим поэтов елизаветинского века, музыкантов Германии и викторианского века. Также известны группы художников - основателей знаменитых школ, составляющих славу Европы. Две знаменитые группы, одна культурная, другая политическая, также сыграли свою роль, - одна привела к Ренессансу, другая - к французской революции. Результаты их работы всё ещё ощущаются, так как современное гуманистическое движение с его акцентом на прошлом, которое реализуется в настоящем, и его поисками корней человеческого наследия в предыдущих тенденциях вышло из Ренессанса. Революции и решимость драться за божественные права человека находят своё первичное открывающее воздействие и импульс во Французской революции. Восстания, формирование политических партий, классовая борьба, неистовствующая сегодня, и раскол каждой страны на враждующие политические группировки прежде были спорадическими, но за последние 200 лет стали наблюдаться повсеместно; все они являются результатами групповой активности, вызванной Учителями. Благодаря ей люди росли, учились думать, и даже если они мыслят неправильно и проводят губительные эксперименты, торжество добра неизбежно и неминуемо. Временные лишения, депрессии, войны и кровопролития, нужда и безнравственность могут ввергнуть немыслящих людей в глубины пессимизма. Однако тем, кто знает и кто чувствует внутреннюю направляющую руку Иерархии, известно, что сердце человечества здорово и что из нынешнего хаоса, а, возможно, и в результате его появятся те, кто будет способен овладеть ситуацией и будет соответствовать задаче объединения и синтеза. Этот период оккультно называется «веком восстановления того, что было расколото при падении». Пришло время, когда разъединённые части могут воссоединиться и целое может быть восстановлено в своём первоначальном совершенстве.54

Следует также обращать внимание на идеалистов и работников мира, берущихся проводить тот или иной идеал, в котором, по их представлениям, воплощено всё желанное и заключено решение проблем, как они видят их вокруг себя. Сюда можно отнести нынешних мировых лидеров и диктаторов, как бы они себя ни называли. То, что методы их часто нежелательны, безусловно верно, однако это относительно несущественно. Правильно или неправильно, но они действуют под вдохновением идеи и производят бесспорные изменения в умах своих собратьев и в состоянии мира и вызывают ментальный отклик мировой общественности. Поэтому мир оказывается в долгу перед ними, поскольку они инициируют перемены, изменяющие и ускоряющие мировой ритм. Таким образом, они готовят нас к ещё более революционным переменам Нового Века.55

Педагогам следует особо выделять те великие моменты человеческой истории, когда вспыхивала божественность в человеке, указывая новые пути мышления, новые способы человеческого планирования и тем самым навсегда изменяя течение человеческих дел. В такой момент родилась Великая Хартия Вольностей; в такой момент Французская революция вынесла на передний план идеи свободы, равенства и братства; в такой момент был сформулирован американский Билль о Правах, и в такой момент - уже в наше время - в открытом море были сформулированы Атлантическая Хартия и Четыре Свободы. Вот те великие концепции, которые должны управлять Новым веком с его возникающей цивилизацией и будущей культурой.56

В 1725 году на проходящем раз в сто лет великом собрании Иерархии было решено повлиять на группу душ, ожидавших воплощения, и побудить их ускорить своё нисхождение в жизнь физического плана. Выполнение этого решения привело к появлению современной цивилизации с её положительными и отрицательными результатами. Культура, ставшая выдающейся чертой викторианской эпохи, великие движения, заставившие человека осознать свою сущностную свободу, реакция против догматизма церкви, великие и поразительные достижения науки самого недавнего прошлого, а также нынешние пролетарская революция и революция в отношениях полов являются следствиями «импульсивного» и ускоренного воплощения душ, чьё время ещё по-настоящему не пришло, но чьё обусловливающее влияние было необходимо, чтобы разрешить некоторые трудности (имевшие место с 1525 года). Упомянутые отрицательные результаты - это трудности, возникающие из-за преждевременного развития и нежелательного раскрытия того, что можно назвать (впрочем, не совсем справедливо) злом.

Благодаря высокоразвитому мышлению и «своеволию» эти души часто производили опустошение в различных областях. Однако, умей мы заглядывать вперёд, как Те, Кто находится на внутренней стороне, и имей мы возможность сравнить сегодняшний «свет» человечества с тем, каким он был лет двести-триста назад, мы увидели бы, какие гигантские шаги были пройдены. Это подтверждается и тем фактом, что с 1925 года стал возможен приход отряда «обусловливающих душ» под названием Новая Группа Мировых Служителей. Путь ей открыт благодаря тому, что было сделано группой душ, которые, повинуясь импульсу Иерархии, ускорили своё воплощение. Слова «обусловливать» и «обусловливающий» употребляются здесь так часто, потому что очень точно отражают смысл. Благодаря своему эволюционному уровню, благодаря стадии своего раскрытия и благодаря восприимчивости к групповой идее и Плану, воплощаясь, эти души могут начинать более или менее проводить этот План в жизнь и пробуждать в человеческом сознании отклик на него. Таким образом они в состоянии «подготовить путь для прихода Владыки». Эти символические слова показывают определённый уровень духовной культуры человечества. Души эти подчас едва различают свою грандиозную задачу, а в большинстве случаев и вовсе не сознают своего призвания «избранных». Как души, находящиеся под водительством Иерархии, перед воплощением они ощущают в себе импульс «идти и помогать страждущей планете, освобождая узников, которых низшие желания держат в скорбном заточении» (цитируя «Древний Комментарий»), но стоит им оказаться в одеянии из плоти, как всякая память об этом тут же улетучивается и своим физическим мозгом они уже не ведают о том, что намечено их душой. Остаётся лишь тяготение к специфическим видам деятельности. Но работа, тем не менее, идёт.

Некоторые души приходят в воплощение по собственной воле и согласию; они действуют, опираясь на чёткое знание, и работают над злободневными проблемами своего времени. Это ключевые фигуры каждой эпохи, психологически определяющие свой исторический период. Именно они задают темп и выполняют работу первопроходцев. Они фокусируют на себе как ненависть, так и любовь мира, трудятся либо как Строители, либо как Разрушители и, возвращаясь, несут с собой плоды победы в виде свободы, завоёванной ими для себя или других. Они отмечены психологическими шрамами, нанесёнными им теми, кто выполнял противоположные задачи, но возвращаются с уверенностью, что выполнили своё предназначение и выполнили успешно.57

Человечество настолько успешно развивалось, что сегодня цели и теории, задачи и намерения, выраженные в мышлении людей, в их книгах и статьях, показывают: волевой аспект божества, в своём первом зародышевом проявлении, начал делать своё присутствие ощутимым. Рассмотрели ли вы этот намёк? Осознали ли вы, что подъём масс и их решимость преодолеть трудности и все преграды, дабы прийти к лучшему состоянию мира, указывают именно на это? Уловили ли вы тот факт, что революции прошедших двух столетий являются знаками проявления духовного аспекта? Этот дух есть жизнь и воля; мир сегодня демонстрирует знаки новой жизни. Продумайте это в приложении к современности и текущим событиям и постарайтесь увидеть путь, по которому движется мир под вдохновением духовной Воли.58

Полностью атеистический подход России к религии, проявленный к моменту и в период революции, гораздо более здравый, чем подход Германии. Можно быть уверенным, что дух человека в его сущностной божественности восстанет неповреждённым из этого опыта в ответ на зов бессмертного духа. Этот зов может ясно прозвучать в пустоте, будучи вызванным временем и обстоятельствами; он не встретит препятствий, если единственной проблемой, с которой ему придётся столкнуться, будет агностицизм и позиция сомнения. Однако навязывание древних мифов в попытке положить конец потребности в истине и тщательно спланированная атака на Христа, признаваемого всем миром, опасна, порочна и ведёт к регрессу - именно в этом были виновны вожди Германии. Им не удалось погасить духовную жизнь нации, потому что в Германии религия не была искажена так сильно, как в России, и не требовала столь радикального очищения. Мыслителям полезно помнить об этом. В мистической России семена духовной жизни раскрываются в новой красоте, и торжествующий духовный идеал находится на пути к проявлению.59

Наряду с этим нынешняя программа католической церкви имеет определённую политическую подоплёку, и её отношение к коммунизму взращивает семена ещё одной мировой войны. Политическая активность католической церкви не несёт мира, под какой бы маской она ни выступала.

Греческая православная церковь дошла до такой стадии коррупции, лихоимства, жадности и сексуального зла, что в русскую революцию она на время была упразднена. То было мудрым, необходимым и правильным действием. Акцент этой церкви был исключительно материальным, хотя она никогда не обладала (и не будет обладать) таким могуществом, каким обладала в прошлом римско-католическая церковь. Отказ революционной партии в России признавать эту коррумпированную церковь был мудрым и целесообразным; он не нанёс вреда, ибо чувство Бога никогда не может быть изгнано из человеческого сердца. Если бы все церковные организации исчезли с лица земли, то чувство Бога, распознавание и знание Христа возросли бы, получив свежий, новый импульс. Церковь в России вновь получила официальное признание и новую благую возможность. Она ещё не играет роли в делах мира, но есть надежда, что в конце концов она станет возрождающей духовной силой. Велики требования, предъявляемые ей людьми, и она не должна быть реакционной, какими могут быть (и являются) церкви в других частях мира.60

Разумные молодые люди всех стран активно отвергают ортодоксальную теологию, государственную церковность и контроль со стороны церкви. Им не интересны ни человеческие толкования истины, ни давние ссоры между основными мировыми религиями. В то же время они глубоко заинтересованы в духовных ценностях и искренне ищут подтверждения своих глубоко внутренних и невысказанных осознаний. Их взоры обращены не к разного рода писаниям или системам так называемого вдохновенного духовного знания, а к неопределимому большему Целому, в котором они стремятся слиться и раствориться, например, в государстве, идеологии или в самом человечестве. В этом выражении самопожертвования можно усмотреть проявление глубочайшей истины всех религий и оправдание послания Христа. С высоты Своего положения Христос отнюдь не озабочен тем, принимают ли люди теологические интерпретации учёных мужей и церковников, однако Он очень озабочен тем, воспроизводят ли люди ключевую ноту Его жертвенной жизни и служения; для Него не существенно принятие деталей и истинности евангельского повествования, так как для Него гораздо большее значение имеет упорный поиск истины и субъективного духовного опыта. Он знает, что в каждом человеческом сердце есть нечто, инстинктивно отзывающееся на голос Бога, и что глубоко в Христовом сознании кроется надежда на высшую Славу.

Поэтому при новом мировом порядке духовность вытеснит теологию, живой опыт займёт место богословских догм. Духовные реальности будут утверждаться с возрастающей очевидностью, в то время как аспект формы отойдёт на второй план. Динамически проявляющаяся Истина станет ключевой нотой новой мировой религии. Живой Христос займёт Своё законное место в человеческом сознании и засвидетельствует осуществление Своих планов, жертвы и служения; хватка церковности ослабнет и исчезнет. Только те останутся водителями и лидерами человеческого духа, кто говорит из своего живого опыта и кому чужды конфессиональные барьеры, кто осознает продолжающееся откровение и новые нарождающиеся истины. Эти истины будут основываться на древних реальностях, но будут адаптированы к современным потребностям и последовательно проявят откровение божественной природы и божественного качества. Бог известен как Разум и Любовь. Мы получили это знание от прошлого. Теперь Его следует познать как Волю и Цель, и это будет откровением будущего.61

  Роль революций