Три ведущие идеологии мира (часть 1)

Выдающееся проявление энергии Пятого Луча (Конкретного Знания) в мире может быть видимо в быстром формировании множества идеологий после 1900 года. Такие слова, как фашизм, коммунизм, национал-социализм, социализм в британском понимании, равно как и названия многочисленных школ психологии и философии были неизвестны сто лет назад; сегодня они у всех на устах, ими оперирует человек с улицы. Приток ментальной энергии в мир людей, достижение многими тысячами умственной активности и формирование ментальной поляризации стремящихся во всём мире - всё это произошло благодаря активности энергии Пятого Луча; это может считаться подготовительной работой для первого и второго посвящений2*.13

Массы людей всё ещё относительно мало эволюционировали, поэтому революции редко совершаются без кровопролития, так как идеи, которые предназначены для внедрения в массы, не сразу признаются и принимаются этими массами; они вызывают противоположные реакции, побуждающие тех, кто у власти к ошибочным действиям.

Не забывайте, что задача любого истинного государственного управления состоит в правильном синтезе, ведущем к правильной национальной и внутренней групповой активности. Эта проблема разрешается по двум направлениям. Прежде всего, это проблема выбора типа власти, которая должна быть признана народами; и во-вторых, это проблема методов, которые необходимо применить, чтобы выбранные властные меры были осуществлены или путём осуществляемого на практике контроля, или будут такой природы, что они вызовут широко проявленное, сознательное сотрудничество. Между этими двумя путями работы можно встретить множество промежуточных ступеней, однако, пока ещё ни разу не наблюдалась система сотрудничества, широко оказанного разумным большинством. Но мы движемся к такому состоянию мирового сознания и находимся на нашем пути к экспериментированию с ним.

Позвольте мне здесь кратко показать вам некоторые виды управления, которые были опробованы, или которые будут опробованы в будущем.

1. Управление признанной Духовной Иерархии. Эта Иерархия будет связана с массами людей цепью развитых мужчин и женщин, которые будут действовать как посредники между управляющим духовным органом и народом, ориентированным на мир истинных ценностей. Эта форма мирового управления будет осуществлена в неопределённом будущем. Когда такое управление станет возможным, планетарная Иерархия совершит главное Сближение с Землёй, и тысячи мужчин и женщин будут находиться в соприкосновении с Её организацией, поскольку они будут достаточно развиты для того, чтобы быть восприимчивыми к Её мыслям и идеям.

2. Управление сообществом просветлённых умов, признанных таковыми массами мыслителей, и поэтому избранные ими править. Это они будут делать через воспитание мыслителей расы групповыми идеями и их правильным применением. Распространённая в то время система образования будет использована как средство в достижении сознания масс и направления его по линии главных идей, и это будет сделано не силой, а благодаря правильному пониманию, анализу, обсуждению и последующему эксперименту. Как ни странно (с точки зрения многих), но Иерархия будет тогда действовать во многом через мировых учёных, которые будут к тому времени убеждены в фактической реальности души, станут мудры в использовании сил души и природы и составят связующую группу оккультистов.

3. Управление истинной демократии. Оно вновь будет возможно через правильное использование системы образования и постоянное обучение людей признанию более тонких ценностей, более правильных точек зрения, высшего идеализма, духа синтеза и сотрудничающего единства. Сотрудничающее единство отличается от навязанного единства тем, что субъективный дух и объективная форма функционируют по направлению к одной признанной цели. Сегодня такая вещь, как истинная демократия, неизвестна, и массы людей в «демократических» странах в той же мере находятся во власти политиков и финансовых сил, как и люди, находящиеся под властью диктатур, просвещённых или непросвещённых. Последние управляются эгоистичными идеалистами. Но я хочу, чтобы вы здесь отметили слово «идеалист»! Однако, когда в мире станет больше истинно пробуждённых людей и больше думающих мужчин и женщин, мы увидим очищение политической сферы и наших институтов представительной власти, так же, как и более взыскательной отчётности, требуемой людьми по отношению к тем, кого они выбрали в органы власти. В конце концов должна быть более тесная связь между системой образования, правовой системой и правительством, но они все будут направлены к усилию осуществить лучшие идеалы мыслителей своего времени. Это время не столь отдалено, как вы можете предполагать, особенно если первый шаг в этом направлении будет сделан Новой Группой Мировых Служителей.

Этот первый шаг связан с правильным пониманием доброй воли. Эти три системы, которые являются тремя главными системами, соответствуют трём главным Лучам синтеза, идеализма и разума, которые имеют другое название: Воли-Могущества, Любви-Мудрости и Активного Разума.

4. Управление диктатуры. Этот тип правления сам подразделяется на три части:

а.  Монархическое правление, обычно ограниченное сегодня волей людей или, вернее, действующими политиками, но символизирующее окончательное правление Иерархии при Царствовании Господа Мира.

б.  Правление лидера какого-либо демократического государства, который обычно называется президентом или некоторым другим государственным деятелем (не имеет значения, какое название он может выбрать), который часто является идеалистом, хотя ограниченным своей несовершенной человеческой природой, условиями периода, в котором он живёт, своими советниками и широко распространённой коррупцией и эгоизмом. Изучение людей, которые занимали должность такого ранга, предпринятое беспристрастным нейтральным человеком, обычно демонстрирует тот факт, что они управляли под влиянием некоторой идеи, которая была внутренне правильной (не имеет значения, как она применялась), которая была передовой в своей концепции и принадлежала затем Новому Веку. Это связывает их со вторым Лучом.

в. Правление диктаторов, чей оживляющий принцип не является ни одним из идеалов нового века, появляющихся в их определённое время, а является идеализмом более материального рода - общепризнанным идеализмом их времени. Они обычно не реакционны, но и не находятся среди интуитивных работников своего века, а принимают то, что обосновано, устоялось и это оформлено мыслителями этого времени - и затем придают этому материальный, национальный и эгоистический поворот и цель, и так внедряют это в массы страхом, силовыми методами и материальными обещаниями. Они, следовательно, почти всегда используют третьелучевые методы работы, так как они умны, целесообразны и материально конструктивны. Их методам недостаёт истинного идеализма, связанного, как и должно быть, с характеристиками нового века, и религиозных побуждений. Тем не менее, они, на самом деле, ведут расу к следующему шагу, так как они оказывают влияние на массы, приводящее к активизации мышления, и иногда в конечном итоге к сопротивлению как результату этого мышления.14

Сегодня определённые великие идеологические режимы разделили мир на противостоящие группы. Существуют великие демократии, в некоторых из них остаются несколько сохранившихся монархий; существуют тоталитарные державы, в которых суммируются древнее диктаторство и автократия прошлого - ничего нового не существует в политике фашистских режимов. Они являются по существу реакционными группами, так как тирания, жестокость и эксплуатация слабого - это часть древней истории. Демократии (со всей своей существующей неэффективностью) содержат в себе зародыш того, что истинно и ново, так как они являются выражением движущегося вверх подъёма к самоуправлению и самоопределению человечества в целом. Также существует коммунистический идеал, который является любопытным смешением индивидуализма, диктатуры, древнего конфликта между трудом и капиталом, Нагорной Проповеди и наихудших аспектов революции и эксплуатации. Направления, которым он последует, даже в ближайшем будущем, непредсказуемы.3* Существуют другие страны и народы, чьё правление обуславливается их окружением, и которые в настоящее время не играют реальной роли в мировых событиях, за исключением некоторых, поскольку более великие силы используют их. С другой стороны, существуют люди и племена, которые всё ещё неотступно следуют своим маленьким жизненным циклам, на которых не действует суматоха более высокоцивилизованных частей мира.

Позади всего этого разнообразия методов правления появляются определённые ясные очертания, которые указывают на широкие слияния и на тенденцию осуществить определённые синтезы. Появляются различные базовые направления мышления, которые, в новом мировом порядке, раскроются в тот главный синтез, которого так желает духовная Иерархия планеты, и который, пока сохраняя большие национальные и расовые очертания, произведёт лежащее в их основе субъективное состояние ума, которое положит конец веку разделённости. Желание этого сегодня активизируется государствами Европы, моделируется по линиям Британского Содружества Наций и Соединённых Штатов Америки; говорят о новом порядке в Азии, о добрососедской политике в Америке, о федеративном объединении демократических наций; существует также устойчивое распространение влияния Союза Советских Социалистических Республик. Определённые главные группировки будут казаться возможными и, вероятно, целесообразными. Они должны быть разделены следующим образом:

  1. Федеральное объединение демократий после войны. Оно должно включать Британскую Империю в целом, Соединённые Штаты, скандинавские страны и определённые североевропейские нации, включая Германию.
  2. Объединение латинских стран, включая Францию, Испанию, все средиземноморские страны, балканские государства (за исключением одного или двух, которые должны быть поглощены СССР) и Южную Америку.
  3. Союз Советских Социалистических Республик и определённые азиатские нации, работающие в сотрудничестве с ним (такие как Китай), и позже Япония.

Эти три великих блока не должны быть антагонистическими блоками, они будут работать в теснейшем единстве и экономическом сотрудничестве, являясь просто географическими сферами влияния. Каждая нация в составе трёх блоков будет сохранять свою суверенную независимость, но у этих независимых наций и между этими блоками будет существовать идентичность цели, единство усилий и признание экономического контроля со стороны Лиги Наций. Эта лига будет образована из представителей всех наций и их внутренних правящих корпусов. Выбранная тремя блоками, она будет контролировать все источники снабжения, распределять все поставки и определять всю экономическую политику.15

Одну базовую предпосылку можно изложить: платформы лидирующих идеологий не обязательно неверны или безнравственны; только навязывание идеологии силой и полицейскими мерами, её культивирование могущественными людьми или группами для собственной выгоды, плюс стремление держать людей в слепом неведении, чтобы они не имели свободного выбора - вот что фундаментально безнравственно и порочно.

Например, в сегодняшнем мире налицо великий кризис, представленный конфликтом между коммунистической и демократической точками зрения. Я упоминаю его первым, так как он имеет первостепенную значимость в глазах всех людей повсеместно. Он являет собой доминирующую духовную благоприятную возможность. С точки зрения среднего человека демократическая позиция, когда (судя по утверждениям сторонников) отстаивается человеческая свобода (как бы мало этой свободы пока по-настоящему ни достигалось), поддерживается - благодаря фактору свободы - Иерархией. Коммунизм, будучи навязываемой идеологией, прививаемой людям тоталитарной властью, рассматривается ими как зло. Но не сами по себе коммунистические теории неверны - это техники и методы, свирепствующие в тоталитарных государствах, противодействуют духовному плану. Навязывание коммунизма и все прочие тоталитарные методы заточают человеческую душу и разносят страх и ненависть повсюду. Когда демократические принципы будут навязываться миру или части мира тоталитарными методами, последнее будет в равной мере безнравственным...

Подлинная демократия ещё не известна; она ждёт того времени, когда образованное и просветлённое общественное мнение установят её власть. К этому духовному событию и устремлён род человеческий. Битва за демократию развернётся в Соединённых Штатах. Народ там сейчас голосует и формирует своё правительство на личностной основе, а не по духовному или интеллектуальному убеждению. Есть материальный, эгоистический аспект демократии (владычествующий в настоящее время), а есть духовный аспект, который почти не востребован; так же имеется не только материальный, но и духовный аспект коммунизма...

Есть, опять-таки, идеология социализма, которая некоторыми рассматривается как зло. Социализм может дегенерировать в тоталитаризм другого вида или стать более демократическим, чем общеизвестные проявления демократии. Эти результаты ясно обозначатся в Великобритании, где социалистическая точка зрения пользуется авторитетом в массах и представляет собой в настоящее время соединение идей национализации предприятий и свободного предпринимательства - комбинация, которая, если сохранится, может оказаться по-настоящему ценной.

Имеются и другие идеологии в политической, социальной и экономической сферах, но те, которые я рассматривал, образуют треугольник национальных и политических экспериментов, проводимых в различных странах мира. Все они имеют свою религиозную и духовную сторону; все окрашены материализмом; одна из них крайне тоталитарная и имеет своих сторонников; другая - жертва неразумного отсутствия интереса со стороны своего народа; третья - в родовых муках эксперимента, который может оказаться, а может и не оказаться успешным. Воздействие этих идеологий усиливает духовный рост человеческого семейства, потому что Дух (согласно эволюционному закону) всегда присутствует и всегда имеется тенденция стремления к Богу и божественному выражению. С точки зрения Иерархии, эти три идеологии составляют три аспекта единого великого духовного события; результат их взаимодействия может выразиться в ускоренном одухотворённом приближении к божественности, однако (если Силы Света не восторжествуют) эти доктрины могут затянуть человечество ещё глубже в волчью яму или тюрьму материализма.

Сильный интерес католической церкви к политике плюс её грубый материализм являются колоссальным препятствием для упрочения духовной позиции; если, однако, католическая иерархия сможет отречься или отказаться от своих материальных и политических амбиций и показать любовь Божью во всей её красоте, она многое сделает для того, чтобы вывести человечество из тьмы к свету. Вот почему акцентируются разногласия между Христианством и Коммунизмом - полемика, инициируемая римско-католической церковью, в которую коммунистические нации уже вовлекаются протестантскими церквями.

Если Соединённые Штаты также смогут отречься от своего грубого материализма, они поведут мир в духовных направлениях, не имеющих аналогов, и - при поддержке

Великобритании - обе эти великие демократические страны, демонстрируя правильные человеческие отношения и братство людей, смогут осуществить великие свершения для расы. Поскольку Великобритания усваивает чувство ценностей и, благодаря великим лишениям, отходит от материализма, есть надежда, что она сознательно отречётся от него.

Здесь я хочу напомнить, что духовной Иерархии нашей планеты всё равно, является ли человек демократом, социалистом или коммунистом, а также, если он католик, буддист или вообще неверующий. Ей важно только, чтобы человечество в целом воспользовалось духовной благоприятной возможностью, которая сегодня более явна, чем когда-либо раньше.

Общий эффект столкновения идеологий и результат противостояния мировых религий побудили людей в каждой стране к размышлению. Люди выходят из умственной летаргии, так долго им свойственной. Человек с улицы сегодня думает, анализирует, удивляется, планирует и решает. В прошлых веках это было характерно только для тех, кто получил образование, то есть тех «высших представителей», кто мыслил и планировал. Тенденция к умственной активности свидетельствует о зарождении новой, лучшей цивилизации и подготавливает основополагающие духовные события. Дух человека обычно бессознательно тянется к более духовной цивилизации и культуре. Я не сказал «к более религиозному выражению истины». Более духовная взаимосвязь прокладывает себе путь, и утверждение во всемирном масштабе правильных человеческих отношений - свидетельство тому. У нас в конце концов появится духовная сфокусированность, не связанная с ортодоксальными религиями, но которая будет созвучна скрытому духовному началу во всех религиях. В действительности люди не ожидают пришествия Христа как религиозного лидера; они ждут, что Он придёт к ним в сфере их самой большой нужды, чтобы указать дорогу к воскресению и откровению, которые неизбежно последуют вслед за отречением человека от материальных ценностей.16

 


2* Посвящение - это процесс расширения сознания, характеризующийся достижением духовного контроля над физической (1-е посвящение) и эмоциональной природами (2-е посвящение). Эзотерически 1-е и 2-е посвящения считаются не главными посвящениями или «посвящениями порога».

Вернуться к тексту

3* Высказывание, требующее дополнительного пояснения: 1) Учитель говорит именно об идеале, как воплощённой идее, с присущими этому воплощению искажениями. 2) этот отрывок написан в 1940 году, после репрессий 1936-1938 годов, и поэтому Учитель сомневается в дальнейшем векторе развития коммунистического идеала СССР, каким путём пойдёт это развитие - путём индивидуализма или диктатуры труда, Нагорной Проповеди или «худших аспектов революционности и эксплуатации». 3) Стоит учесть, что Учителя рассчитывали (см. «Экстернализацию Иерархии»), что Вторая Мировая война не выльется на физический план.

Вернуться к тексту

  Три ведущие идеологии мира (часть 1)