Низкий поклон Махатме Ленину

 

 

 

 

«Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, не может быть бесплодным. Благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает этот идеал еще более возвышенным и прекрасным».

                                                                                                                             Махатма Ганди





22 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ  ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ЛЕНИНА, ВОЖДЯ  ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, СТОЛЕТИЕ КОТОРОЙ МЫ ОТМЕЧАЕМ В ЭТОМ ГОДУ.

 С раннего детства  в нашем сознании образ Ленина живёт как пример высокого и бескорыстного Служения человечеству. Идеи справедливости, альтруизма, братства, интернационализм, служение высшим идеалам нашли своё воплощение в жизни советского народа. Распад СССР сопровождался сломом всех духовных ориентиров. Образы, казавшиеся святыми и неприкосновенными, подверглись беспощадному препарированию. СЕГОДНЯ, КОГДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ввергнутое в пучину материализма, раздираемое противоречиями и конфликтами, МУЧИТЕЛЬНО ИЩЕТ ВЫХОД ИЗ ЗАТЯНУВШЕГОСЯ КРИЗИСА, СОВЕРШЕННО УНИКАЛЬНО ЗВУЧИТ ИМЯ В.И. ЛЕНИНА, КОТОРЫЙ СМОГ ПРОВИДЕТЬ  СЛЕДУЮЩИЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ШАГ ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОСУЩЕСТВИВ ИДЕЮ ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО ОБЩЕСТВА.  Сейчас, пройдя через тяжёлый опыт разрушения советского государства, на фоне  капитализма, в который ввергнута наша страна, глубокого раскола в общественном сознании, приводящего к национальным и религиозным конфликтам мы видим,- идеи Ленина живут, и нам является примером его жизнь и преданность высоким идеалам.

 

Пять лет, в течение которых Ленин руководил страной, не похожи ни на один из периодов истории нашей и вообще любой другой страны. До сих пор они остаются загадкой для исследователей всего мира, пытающихся объяснить с современных позиций процессы, происходившие тогда в Новой России. А разгадка, возможно, лежит совсем не там, где ищут экономисты и политологи. Уникальный советский проект по многим пунктам отвечал тому, как видели Новую Россию и Новый Мир Великие Мудрецы Востока, КОТОРЫЕ назвали Ленина своим «братом», «Махатмой», что в переводе с санскрита значит «наделенный великой душой».

 

Характеристики внешности Владимира Ильича, оставленные современниками, сложны и противоречивы. Но еще более сложна другая проблема — рассказ о духовном облике Ленина. «…Ни один портрет не даст подлинного физического образа Владимира Ильича, не покажет его таким, каким он был в действительности, тому, кто не знал и не видел его никогда, — заметила как-то Л.А. Фотиева, наблюдавшая его чуть ли не ежедневно на протяжении многих лет. — Еще во много раз труднее нарисовать духовный образ Ленина… Только общими силами, только коллективной работой лиц, близко знавших его, собирая все новые штрихи и новые детали его облика, жизни и деятельности, можно создать этот образ».

Источник: Фотиева Л. А. Из жизни В. И. Ленина. М., 1967. С. 136.





«…Я полагаю, что нет необходимости представить связный доклад о деятельности Ленина. Я думаю, что было бы лучше ограничиться сообщением ряда фактов, отмечающих некоторые особенности Ленина, как человека и как деятеля. Между этими фактами, может быть, и не будет внутренней связи, но это не может иметь решающего значения для того, чтобы получить общее представление о Ленине».

Источник: Из речи И.В. Сталина на вечере кремлёвских курсантов 28 января 1924года.



Сталин Иосиф Виссарионович, Российский революционер грузинского происхождения, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, Генералиссимус Советского Союза. С конца 1920-х - начала 1930-х годов до своей смерти в 1953 году Сталин был лидером Советского государства:

«Ленин был рожден для революции. Он был поистине гением революционных взрывов и величайшим мастером революционного руководства. Никогда он не чувствовал себя так свободно и радостно, как в эпоху революционных потрясений. Этим я вовсе не хочу сказать, что Ленин одинаково одобрял всякое революционное потрясение или что он всегда и при всяких условиях стоял за революционные взрывы. Нисколько. Этим я хочу лишь сказать, что никогда гениальная прозорливость Ленина не проявлялась так полно и отчётливо, как во время революционных взрывов. В дни революционных поворотов он буквально расцветал, становился ясновидцем, предугадывал движение классов и вероятные зигзаги революции, видя их, как на ладони. Недаром говорится в наших партийных кругах, что «Ильич умеет плавать в волнах революции, как рыба в воде».

Отсюда «поразительная» ясность тактических лозунгов и «головокружительная» смелость революционных замыслов Ленина.

Известно, что это революционное предвидение Ленина также сбылось впоследствии со всей точностью.

Гениальная прозорливость, способность быстро схватывать и разгадывать внутренний смысл надвигающихся событий—это то самое свойство Ленина, которое помогало ему намечать правильную стратегию и ясную линию поведения на поворотах революционного движения.

Источник: газета“Правда” № 34, 12 февраля 1924 г.



Джавахарлал Неру – один из самых видных политических деятелей мира, премьер-министр Индии, соратник М. Ганди, министр иностранных дел, лидер индийского национального освободительного движения (левого крыла). Его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди были премьер-министрами Индии (третьим и шестым соответственно).В 1927 году, Неру вместе с отцом, посетил СССР, где участвовал в праздновании 10-летия Октябрьской революции. Неру высоко ценил В. И. Ленина, которого назвал «мастером мысли и гением революции»:



«Прошло немного лет после его смерти, а Ленин уже стал неотъемлемой частью не только его родной России, но и всего мира. И по мере того, как идет время, величие его растет, он теперь один из тех немногих мировых деятелей, чья слава бессмертна. … Ленин продолжает жить, причем не в памятниках и портретах, а в своих колоссальных свершениях и в сердцах сотен миллионов рабочих, которых вдохновляет его пример, вселяя надежду на лучшее будущее».

Источник: http://felix-edmund.livejournal.com/613650.html



Бертран Артур Уильям Рассел - английский математик, логик, философ. Член Лондонского королевского общества, член совета Тринити-колледжа (Кембридж), лауреат Нобелевской премии по литературе, убежденный пацифист. Родился 18 мая 1872 г. в Рейвенскрофте (графство Монмаутшир), был потомком одного из старинных известных родов. 

В своих трудах писал: «... Наш век войдет в историю веком Ленина и Эйнштейна, которым удалось завершить огромную работу синтеза, одному - в области мысли, другому - в действии. Ленин казался мировой буржуазии разрушителем, но не разрушение сделало его известным. Разрушить могли бы и другие, но я сомневаюсь, нашелся ли бы хотя еще один человек, который смог бы построить так хорошо заново. У него был стройный творческий ум. Он был философом, творцом системы в области практики...



Конечно, торжество коммунизма Ленин рассматривал как нечто предопределенное, научно доказанное, так же верное, как предсказываемые астрономом затмения Солнца. Это делало его спокойным среди трудностей, мужественным среди опасностей, оценивающим всю русскую революцию, как эпизод в мировой борьбе...



...Ленин очень прост в обращении – в нем нет и следа высокомерия Трцкого...



Очевидно, что он не испытывает любви к роскоши и даже к комфорту. Он очень доброжелателен и держится с видимой простотой, без малейшего намека на высокомерие. При встрече с ним, не зная кто он, трудно догадаться, что он наделен огромной властью или вообще в каком-нибудь смысле является знаменитым. Мне никогда не приходилось встречать выдающейся личности, столь лишенной чувства собственной значимости. 



Я думаю, что если бы встретил его, не зная, кто он такой, то не догадался бы, что он великий человек; он произвел на меня впечатление крайне самоуверенного, несгибаемого ортодокса. Его сила коренится, я думаю, в его честности, мужестве и непоколебимой вере — религиозной вере в евангелие от Маркса...»

Источник: http://felix-edmund.livejournal.com/613060.html

По материалам:

1. http://www.wisdoms.ru/avt/b196.html

2. Практика и теория большевизма. Бертран Рассел. 1920 год. 

http://antimilitary.narod.ru/antology/russel/russel_bolshevism.htm




 

Джордж Бернард Шоу, английский драматург, по происхождению ирландец, лауреат Нобелевской премии в области литературы был современником Ленина. Вот, что он говорил в 1921 году, о советском руководителе:



«В данный момент есть один только интересный в самом деле государственный деятель Европы. Имя его — Ленин.

Если будущее будет таким, каким его предвидел Ленин, тогда мы все можем улыбаться и смотреть в будущее без страха. Однако если эксперимент его будет сорван и кончится неудачей, если мир будет упорствовать в сохранении капиталистического развития, тогда я должен с большой грустью проститься с вами, мои друзья ....

Мы, социалисты, завоевав немного удобств и комфорта, готовы ждать, но люди, желающие в самом деле что-нибудь сделать, как Ленин, не ждут.»

 

В 1931 году, он принял решение отпраздновать соё 75-летие в столице СССР. Так он своими глазами увидел, как живёт и строится первое в мире социалистическое государство, основанное и задуманное Лениным:



«Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны — страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».



«В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство».

Источник:http://felix-edmund.livejournal.com/611826.html

 

Климент Аркадьевич Тимирязев, русский естествоиспытатель, физиолог — основоположник русской и британской научных школ физиологов растений, историк науки, профессор Московского университета. Член-корреспондент Российской академии наук (1917; член-корреспондент Петербургской академии наук с 1890). Член Лондонского королевского общества c 1911. Почётный доктор Кембриджа, университетов Женевы и Глазго. Участвовал в работе Народного комиссариата просвещения.



«Большевики, проводящие ленинизм,— я верю и убежден,— работают для счастья народа и приведут его к счастью. Я всегда был ваш и с вами... Передайте Владимиру Ильичу мое восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле. Я считаю за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности. Я преклоняюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все знали...»

Источник: http://felix-edmund.livejournal.com/615649.html

 

Алексей Максимович Горький, - русский писатель, прозаик, драматург, так отзывался о В.И. Ленине:

«Лично для меня Ленин не только изумительно совершенное воплощение воли, устремленной к цели, которую до него никто из людей не решался практически поставить пред собою, — он для меня один из тех праведников, один из тех чудовищных, полусказочных и неожиданных в русской истории людей воли и таланта, какими были Петр Великий, Михаил Ломоносов, Лев Толстой и прочие этого ряда. Я думаю, что такие люди возможны только в России. Был он прост и прям, как все, что говорилось им.

Героизм его почти совершенно лишен внешнего блеска, его героизм — это нередкое в России скромное, аскетическое подвижничество честного русского интеллигента-революционера, искренне верующего в возможность на земле справедливости, героизм человека, который отказался от всех радостей мира ради тяжелой работы для счастья людей».

 

«…Как-то вечером, в Москве, на квартире Е.П.Пешковой, Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейн, сказал: — Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди, — И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело: — Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-м, — должность адски трудная».

«…Я уже говорил о его совершенно исключительном отношении к товарищам, о внимании к ним, которое проницательно догадывалось даже о неприятных мелочах их жизни. Но в этом его чувстве я никогда не мог уловить своекорыстной заботливости, которая, иногда, свойственна умному хозяину в его отношении к честным и умелым работникам.

Нет, это было именно сердечное внимание истинного товарища, чувство любви равного к равным…

Но сколько раз в его суждениях о людях, которых он вчера распинал и «разносил», я совершенно ясно слышал ноты искреннего удивления пред талантами и моральной стойкостью этих людей, пред их упорной и тяжелой работой адовых условий 1918—1921 годов, работой в окружении шпионов всех стран и партий, среди заговоров, которые гнилыми нарывами вздувались на истощенном войною теле страны. Работали — без отдыха, ели мало и плохо, жили в непрерывной тревоге.

Но сам Ленин как будто не испытывал тяжести этих условий и тревог жизни, потрясенной до самых глубочайших основ своих кровавой бурей гражданской распри. И только один раз, в беседе с М.Ф.Андреевой, у него, по ее словам, вырвалось что-то подобное жалобе:

— Что ж делать, милая М.Ф.? Надо бороться. Необходимо! Нам тяжело? Конечно! Вы думаете, мне тоже не бывает трудно? Бывает — и еще как!»

Источник: https://sovtime.ru/rulers/lenin/gorky-lenin



«Человек изумительно сильной воли, Ленин в высшей степени обладал качествами, свойственными лучшей революционной интеллигенции, – самоограничением, часто восходящим до самоистязания, самоуродования, до рахметовских гвоздей, отрицания искусства, до логики одного из героев Л.Андреева:

«Люди живут плохо – значит, я тоже должен плохо жить».



В тяжёлом, голодном 1919 году Ленин стыдился есть продукты, которые присылали ему товарищи, солдаты и крестьяне из провинции. Когда в его неуютную квартиру приносили посылки, он морщился, конфузился и спешил раздать муку, сахар, масло больным или ослабевшим от недоедания товарищам».

«Его частная жизнь была такова, что в религиозное время из него сотворили бы святого» - эта фраза Горького перекликается с другим высказыванием о Ленине, произнесённым на его смерть, патриархом Тихоном, в 1924 году.

Источник: http://felix-edmund.livejournal.com/606219.html

 

 О Ленине, которого обвиняют, в якобы гонениях на религию. Об отношении Ленина к православию, а не к церкви и её чиновникам, как к классовому врагу активно участвовавшему в войне с советской властью и в том числе способствовавших террору против большевиков, сказано словами и делами самого Ленина тут: http://felix-edmund.livejournal.com/607742.html



Патриарх Тихон и члены Патриаршего Священного Синода обратились в советскую прессу в связи со смертью Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова (Ленина)

24.01.1924.

«Прошу через Вашу газету выразить Мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова (Ленина). 

Патриарх Тихон 

Митрополит Тихон (Оболенский) 

Митрополит Серафим (Александров) 

Митрополит Петр (Полянский)



Заявление: 



Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ... Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе."

Источник: «Известия» №20 от 25 января 1924 года.



После смерти Ленина к Патриарху обратилось множество приходов и мирян с вопросом: могут ли они служить панихиду по Владимиру Ильичу? Тихон ответил: "По канонам Православной церкви возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви... Но Владимир Ильич Ленин не отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души».

Источник: «Вечерняя Москва» 25 января 1924 года.

Не об этих ли, качествах Ленина и отношения к нему народа, говорил Максим Горький? 

 

Великий князь Александр Михайлович Романов, сын великого князя Михаила Николаевича, внук Николая I, российский государственный и военный деятель.

Человек, у которого было больше чем достаточно поводов ненавидеть большевиков, как своих кровных врагов. Его мнение о Ленине и большевиках тем замечательно, что оно не смотря на возможную непреодолимую ангажированность в отношении к политике большевиков, всё же её ангажированность преодолевает и уже о делах Ленина судит, государственник и патриот, а не родственник убитых «красными». 



«Мне пришло в голову, что, хотя я и не большевик, однако не мог согласиться со своими родственниками и знакомыми и безоглядно клеймить все, что делается Советами только потому, что это делается Советами. Никто не спорит, они убили трёх моих родных братьев, но они также спасли Россию от участи вассала союзников.

...Британское министерство иностранных дел обнаруживало дерзкое намерение нанести России смертельный удар… Вершители европейских судеб, по-видимому, восхищались своею собственною изобретательностью: они надеялись одним ударом убить и большевиков, и возможность возрождения сильной России. Положение вождей Белого движения стало невозможным. С одной стороны, делая вид, что они не замечают интриг союзников, они призывали своих босоногих добровольцев к священной борьбе против Советов, а с другой стороны — на страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи, апеллируя к трудящимся всего мира...

Некогда я ненавидел их, и руки у меня чесались добраться до Ленина или Троцкого, но тут я стал узнавать то об одном, то о другом конструктивном шаге московского правительства и ловил себя на том, что шепчу: «Браво!».

Как все те христиане, что «ни холодны, ни горячи», я не знал иного способа излечиться от ненависти, кроме как потопить её в другой, ещё более жгучей. Предмет последней мне предложили поляки.

«Поляки вот-вот возьмут Киев! Извечные враги России вот-вот отрежут империю от её западных рубежей!».

Я не осмелился выражаться открыто, но, слушая вздорную болтовню беженцев и глядя в их лица, я всей душою желал Красной Армии победы.

Не важно, что я был великий князь. Я был русский офицер, давший клятву защищать Отечество от его врагов. Я был внуком человека, который грозил распахать улицы Варшавы, если поляки еще раз посмеют нарушить единство его империи.

Мне было ясно тогда, неспокойным летом двадцатого года, как ясно и сейчас, в спокойном тридцать третьем, что для достижения решающей победы над поляками Советское правительство сделало все, что обязано было бы сделать любое истинно народное правительство. Какой бы ни казалось иронией, что единство государства Российского приходится защищать участникам III Интернационала, фактом остаётся то, что с того самого дня Советы вынуждены проводить чисто национальную политику, которая есть не что иное, как многовековая политика, начатая Иваном Грозным, оформленная Петром Великим и достигшая вершины при Николае I...»

Источники: 

1. Великий князь Александр Михайлович Романов. «Книга воспоминаний», М., 1991 

http://militera.lib.ru/memo/russian/a-m/index.html

2. Великий князь Александр Михайлович Романов: о участии большевиков в судьбе его Родины 

http://felix-edmund.livejournal.com/565910.html

 

В 1920 году 6 октября английский писатель фантаст Герберт Уэллс встретился в Москве в Кремле с Владимиром Лениным. После встречи, родилась его книга «Россия во мгле», в ней есть глава называемая «Кремлёвский мечтатель», так писатель назвал Ленина. Отрывок их неё даёт понять, что в той исторической реальности, задуманное Лениным построение советского государства, было куда менее осуществимым, чем прилёт марсиан на Землю:

«Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром».

Источник:

Герберт Уэллс «Россия во мгле» 1920 г.

«Теперь, просматривая свою, написанную четырнадцать лет назад книгу, восстанавливая в памяти события того времени и сравнивая Ленина с другими знаменитыми людьми, которых я знал, я начинаю понимать какой выдающейся и значительной исторической фигурой он был. Я не сторонник теории об исключительной роли «великих людей в жизни человечества, но уж если вообще говорить о великих представителях нашего рода, то я должен признать, что Ленин был, по меньшей мере, действительно великим человеком».

Источник:

Герберт Уэллс «Опыт автобиографии»


http://felix-edmund.livejournal.com/606927.html

 

 

Ромен Роллан - французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед, иностранный почётный член АН СССР, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915): «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

«... Я не разделял идей Ленина и русского большевизма. Но именно потому, что я слишком индивидуалист, чтобы присоединиться и слишком идеалист, чтобы присоединиться к марксистскому кредо и его материалистическому фатализму, я придаю огромное значение великим личностям и горячо восторгаюсь личностью Ленина. Я не знаю более могучей индивидуальности в современной Европе. Его воля так глубоко взбороздила хаотический океан дряблого человечества, что еще долго след не исчезнет в волнах, и отныне корабль, наперекор бурям, устремляется на всех парусах вперед, к Новому миру. Никогда еще после Наполеона европейская история не знала такой стальной воли. Никогда еще, со своих героических времен, европейские религии не знали апостола столь несокрушимой веры.

И главное, никогда еще человеческая деятельность не выдвигала вождя, учителя людей, столь чуждого каких-либо личных интересов. Его духовный облик еще при жизни запечатлелся в сердцах людей и останется нетленным в веках» [1]

Исторический смысл Октябрьской революции открылся ему не сразу, но Роллан стал на ее сторону, как только Россия очутилась в огне интервенции. Защита нового мира была делом чести для писателя-гуманиста. Он осуждал блокаду Советской Республики французскими и прочими империалистами.

23 августа 1918 года Роллан писал П. Сеппелю, что видит в большевиках единственных наследников идей французской революции. «...Я не только не осуждаю большевизм, но я осуждаю самым решительным образом всю военную иностранную интервенцию против Советской Революции. Никогда не пойду я на соглашение с Питом и Кобургом. Пусть каждый народ будет у себя в доме хозяином». В поддержку молодой Советской России Роллан выступал на страницах социалистических газет «Юманите», «Попюлер».

1935 год был знаменательным в жизни Роллана — он по приглашению Горького приехал в СССР. Глаза друга с жадным любопытством изучали страну осуществленной ленинской мечты. На горьковской даче в Горках он с жадностью вглядывался в лица советских писателей. Ведь им предстояло совершить великое дело: запечатлеть в своих книгах преображение России — надежды всего человечества.

Роллан изучал язык по самодельной азбуке с помощью своей жены Марии Павловны. Он мечтал вместе с Горьким поехать на Волгу, если позволит здоровье. Он писал статьи в «Правду» и с готовностью отвечал на потоки писем — пионерам Игарки, студентам МГУ, рабочим ногинского завода «Электросталь», колхозникам Азово-Черноморского края. Роллан чувствовал себя вновь сильным и счастливым в этой молодой стране.[2]

Источники []:

1. «На смерть Ленина» – Ромен Роллан, Собр. соч., «Художественная литература», М., 1958, т. 13, с.117.

2. РОМЕН РОЛЛАН. М. Тахо-Годи. «Писатели Франции.» Сост. Е.Эткинд, Издательство «Просвещение», Москва, 1964 г. 

http://www.epwr.ru/quotauthor/341/


 

Сунь Ятсен, китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из китайских политических деятелей:

«За многие века мировой истории появились тысячи вождей и учёных с красивыми словами на устах, которые никогда не проводились в жизнь. Ты, Ленин, исключенье. Ты не только говорил и учил, но претворил свои слова в действительность. Ты создал новую страну. Ты указал нам путь...»

В.И. Ленин внимательно следил за революционными событиями в Китае и интересовался деятельностью Сунь Ятсена, был с ним в переписке.

Однако они расходились во взглядах: Сунь Ятсен предлагал модернизацию капиталистического строя. Ленин же настаивал на модели советского социализма.

Источник:

http://felix-edmund.livejournal.com/616609.html

 

 «…Прикрывать неприятную правду добренькими словами - самая вредная и самая опасная вещь для дела пролетариата, для дела трудящихся масс. Правде, как бы она горька ни была, надо смотреть прямо в лицо. Политика, не удовлетворяющая этому условию, есть гибельная политика…. Кто не делает этого, кто неправильно обеляет свое правительство, черня другие, тот на деле превращается в защитника империализма».

Источник:

В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, т.32, стр.12

 

По воспоминаниям Владимира Бонч-Бруевича, в 1918 году выздоровевший после покушения Ленин искренне возмущался реакцией общества на свою болезнь.

«Мне тяжело читать газеты, — жаловался он. — Куда ни глянешь, везде пишут обо мне... А эти портреты? Смотрите, везде и всюду... Да от них деваться некуда!.. Зачем все это?..»


 

Газета «Правда» 1 сентября вышла под шапкой: «Ленин борется с болезнью. Он победит ее! Так хочет пролетариат, такова его воля, так он повелевает судьбе!»

 

Владимир Ильич негодовал:

— Смотрите, что пишут в газетах?.. Читать стыдно... Пишут обо мне, что я такой, сякой, все преувеличивают, называют меня гением, каким-то особым человеком, а вот здесь какая-то мистика... Коллективно хотят, требуют, желают, чтобы я был здоров... Так, чего доброго, пожалуй, доберутся до молебнов за мое здоровье... Ведь это ужасно!.. И откуда это? Всю жизнь мы идейно боролись против возвеличивания личности, отдельного человека, давно порешили с вопросом героев, а тут вдруг опять возвеличивание личности! Это никуда не годится. Я такой же, как и все... В какие-то герои меня произвели, гением называют, просто черт знает что такое!»

Источник:

Бонч-Бруевич В. Д. Избранные сочинения. М., 1963. Т. 3. С. 296–298

 

 

Источники:

  1. Иосиф Виссарионович Сталин о Ленине http://leninism.su/lenin-now/4044-znamenitosti-o-lenine.html
  2. Джавахарлал Неру о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/613650.html
  3. Бертран Рассел о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/613060.html
  4. Бернард Шоу о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/611826.html
  5. Климент Аркадьевич Тимирязев о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/615649.html


  6. https://sovtime.ru/rulers/lenin/gorky-lenin  http://felix-edmund.livejournal.com/606219.htmlМаксим Горький о Ленине 
  7. Патриарх Тихон о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/608871.html
  8. Александр Михайлович Романов о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/611089.html
  9. Владимир Александрович Сухомлинов  о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/617263.html
  10. Герберт Уэллс о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/606927.html
  11. Ромен Роллан о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/615743.html
  12. Сунь Ятсен о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/616609.html
  13. Бонч-Бруевич В. Д. Избранные сочинения. М., 1963. Т. 3. С. 296–298