К вопросу о Дэва-Чане

 

Схема эволюции Солнечного Логоса

(из переписки)

ВОПРОС:

В компиляции «Великий переход» я много раз перечитывала главу о Дэва-Чане, и вот что у меня отложилось:

Дэва-Чан это искусство устранения и осведомленность о его процессе, правильно? Далее, сказано, что в этом процессе человек начинает осознавать настоящее, прошлое и будущее и это состояние сознания называют дэвачаническим. Камический человек, это средний человек в посмертии, который не осведомлен, а кама-мансический человек нарабатывает навык удаления уже в воплощении, и все процессы в посмертии у него происходят быстрее. Я не поняла дальше: технику удаления можно натренировать, и восприятие настоящего, прошлого и будущего можно увидеть и в воплощении? Это и называется техникой просмотра и осознавания? Этого избегают ученики, потому что это граничит с одухотворенным эгоизмом, правильно? А как же вообще тренировать тогда, если это может привести к этой способности? Т.е. я имею ввиду четыре правила, о которых пишет Д.К., - вначале визуализация, отслеживание мотивов, концентрация сознания в голове, во время отхода ко сну, наблюдение. Или там ещё какая-то техника?

ОТВЕТ:

Я вижу, что я довольно примитивно объяснил Вам вопрос о Дэва-Чане в прошлом письме, и вышло, что я изложил только "теософское" понимание, не раскрывающее сути... Проблема в том, что состояние Дэва-Чана напрямую связано с другими основополагающими идеями, без которых любое объяснение будет неполным... Плюс, сюда накладывается еще и тот факт, что когда этот вопрос впервые освящался Махатмой К.Х. в письмах, единая терминология, понятная западному уму, еще не была выработана, поэтому одна и та же данность могла называться разными именами, и это создавало дополнительную трудность для понимания. И еще, о чем писал уже Д.К., Учителя намеренно накладывали такие "шоры" на Доктрину, чтобы она не могла быть освоена только конкретным умом... Здесь нужна интуиция, докапывающаяся до сущности того, о чем писали Учителя...

Поэтому для полноты изучения этого вопроса Вам не будет достаточно изучить только небольшую главу, данную в компиляции о смерти ("Великий Переход" проблема смерти и бессмертия). В конце той брошюры по вопросу Дэва-Чана есть еще выдержки из "Писем Махатм". Там много того, что обязательно войдет в "противоречие" с тем, что писал Д.К., и чтобы его преодолеть (поскольку в действительности его, противоречия, нет), нужно вникнуть в другие идеи, не отрывные от идеи Дэва-Чана. Та же техника устранения, что это такое, и как она связана с Дэва-Чаном? И почему ученики осваивают эту технику уже при воплощении (как кама-манасические и манасические люди), а обычные люди (камические) - только в посмертии?

Одно очевидно сразу, что Дэва-Чан, это состояние, связанное с притяжением Души, которое испытывает человек. Только в случае не развитого человека (в Письмах К.Х. пишет, что даже у дикаря есть свой Дэва-Чан) это состояние длится долго - он долго просматривает все самые священные, пусть и не очень возвышенные, моменты своей жизни, находясь в духовном состоянии созерцания прошлого и настоящего... Это можно назвать неким сном, но условно, поскольку это вполне духовное состояние, по отношению к которому как раз физическое воплощение, со своим затемненным, грубым сознанием является сном... Все зависит от точки смотрения. По отношению к земле Дэва-Чан, это духовное пробуждение. А по отношению к Буддхическому состоянию Дэва-Чан личности является сном. Все относительно.

Как я уже говорил, в «Письмах Махатм» иногда достаточно трудно ориентироваться, поскольку Учитель оговаривал Дэва-Чан как состояние личности ("возвышенного эгоизма"), а потом вдруг описывал его как состояние высших Архатов, или Бодхисаттв... Это сразу создает путаницу, но на самом деле это и есть те самые "шоры", которые обязательны при изложении оккультной Доктрины. Ключ к пониманию содержится в Законе Аналогии, который тоже нужно применять аккуратно.

Например, если Вы начнете изучать "Трактат о Космическом Огне" (если пойдет, хотя бы выборочно, но если не пойдет, то лучше отложить до времени), то очень быстро увидите одну особенность. О каком бы факте Доктрины Учитель не рассказывал, он все время параллелит действие этого факта на разных уровнях эволюций. То есть он всегда рассматривает факт Доктрины - и на микрокосмическом,, и на макрокосмическом уровне, называя единицу эволюции атомом - человеческим, планетарным, системным. Отсюда он все время иллюстрирует действие законов - для человека, для Небесного Человека (Планетарного Логоса), и для Великого Небесного Человека (Солнечного Логоса). Потому и наша главная Схема Планов называется Схемой эволюции Солнечного Логоса...

Собственно, и в брошюре о смерти есть это параллеленье, когда смерть рассматривается для каждой эволюции как уход на план абстракции относительно этой эволюции. Для человека это Каузальное Тело, Эго, располагающееся на Манасе. Для Планетарного Логоса - Сущности, чьим телом проявления является Планетарная Схема (семь цепей с их сорока девятью глобусами), - планом абстракции, аналогичным Эгоическому сознанию по отношению к человеку, является Монадический план. То есть при развоплощении целой Схемы - выражения Небесного Человека, - Жизнь удаляется на Монадический план... Для Солнечного Логоса планом абстракции является Космический Ментальный план, его Эгоический подплан, как это изображено на Схеме планов... При большой Маха Пралайе (смерти Солнечной системы) вся Жизнь системы удаляется на этот план... Стало быть, и у Солнечного Логоса, по аналогии, есть свой Дэва-Чан, только очень высокого порядка...

И подобные аналогии прослеживаются в любом аспекте Доктрины.

Особенность "Трактата о Космическом Огне" в том, что этот Трактат написан для ментально поляризованных учеников и мыслителей, а на ментальном плане Закон Аналогии вообще является главным инструментом соотнесения идей, поскольку действительно "что вверху, то и внизу", как говорит Евангелие. И это нужно всегда помнить, изучая Доктрину.

Возвращаясь к Дэва-Чану, и к тому, почему Махатма К.Х. говорит о нем, то как о состоянии, в которое попадает даже дикарь, а потом дает Буддийское описание Дэва-Чана как обители Бодхисаттв - все это по тому же закону Аналогии, по которому Учитель описывает Дэва-Чан для РАЗНЫХ эволюций. У Логосов есть свой Дэва-Чан, как он есть и у людей, но разница Писем, которые писал Махатма К.Х., и того Учения, которое через несколько десятилетий диктовал Его старший ученик Махатма Д.К. в том, что первый не предупреждал о "шорах", а второй - предупредил, хотя использовали их оба Учителя. Доктрина всегда дается одним и тем же способом, более структурно, или менее, но всегда оставляя труд для интуиции ученика.

Поэтому если говорить о Дэва-Чане для человека, то можно сказать, что он переживается, начиная с высших подпланов астрального плана, и заканчивая ментальной единицей, то есть четвертым подпланом ментального плана. На этом завершается Рупа-Лока, сфера форм, и начинается Арупа-Лока, сфера бесформенного, абстрактного сознания, или Манас, с тремя его подпланами (три верхних подплана ментального плана).

В Манасе (Пятом Принципе) уже нет состояния Дэва-Чана, как он переживается в Кама-Манасе (Четвертом принципе), поскольку в описании К.Х. человеческий Дэва-Чан является высшей формой духовного эгоизма и потому еще связан с миром форм. Хотя в нем уже присутствуют проблески каузального сознания, и осуществляется медленный процесс удаления...

Ученики, кто уже обладает мерой каузального сознания, способны быстро вычленять духовную эссенцию из пережитого опыта, и быстро формировать из нее лепестки и подлепестки Эгоического тела. Они не нуждаются в долгом переживании земного опыта, но быстро доделывают духовное понимание внутри него, и идут дальше, закланываясь старым "собой". В этом смысл первого закона групповой работы, Закона Жертвы (или тех, кто предпочитает умереть). Духовная практика хоть и оперирует дэвачаническим сознанием, но не останавливается на нем, а сразу забрасывает все впечатления в Пятый Принцип и выше, производя ту самую работу удаления на абстрактный уровень сознания, которую обычный человек начинает только в посмертии...

Вкратце это можно описать как смотрение на ситуацию глазами Души до тех пор, пока не произойдет полное разотождествление с формальным принципом ситуации, и все переживания от полученного в ней опыта не поднимутся в сферу бесформенного, как состояние освобождения от формы ситуации, понимая под последним все три мира форм (физический, астральный и ментальный). Тогда ученик способен свободно находиться в такой ситуации, только он будет ясно видеть ее сущность, и она уже никак не сможет его захватить, удержать, привязать. Это и называется одухотворение формы, владение ею, при отсутствии тождества с ней.

У ученика процесс одухотворения происходит быстрее, и уже в воплощении, нежели у камического (астрального) человека, привязанного к формам - в посмертии. Дэва-Чан обычного человека, это пролог к сознательной работе удаления ученика, работающего на физическом плане. У ученика за "просмотром и осознаванием" всегда следует заклание этапа, и устаревшее достижение (сознание определенного типа) на новой космической энергетике - отбрасывается. Новый посвятительный объем высвечивает новые глубины материи, с которыми нужно работать, и процесс повторяется на новом, более широком витке спирали. Поэтому то, что обычный человек переживает целую жизнь, ученик проходит за очень короткий срок, все время следуя за новым импульсом Души, не останавливаясь ни на прошлых достижениях, ни тем более на старых формах.

Поэтому да, при должной тренировке можно уже в воплощении натренировать технику "просмотра и осознавания", которые составляют ступени работы удаления. В результате чего у ученика уже в воплощении пробуждается каузальное сознание, и он становится способным видеть прошлое, настоящее и будущее как единое, неразрывное целое... Вначале это происходит спонтанно и редко, затем все чаще, и наконец, полное отождествление с Эгоическим сознанием кульминирует при Третьем Посвящении...

Техника тренажа остается той же. На нашем этапе нет другой техники, кроме как сознательного подхода ко всему в жизни. "Все, что делаешь, делай сознательно" наставляли дзен-буддисты. Это и есть отслеживание мотивов и концентрация сознания в голове днем, и перед отходом ко сну. Это и есть прижизненное овладение техникой дэвачанического смотрения (через канал Души), которое является одухотворением, окольцовыванием плотных природ...