Письмо 18-А (ML-142А)

 

Письмо №18-А (ML-142А) написано Дамодаром К. Маваланкаром, который был важной фигурой в начальные дни существования Т.О. Он был чела Махатмы К.Х. и, в конце концов, присоединился к Учителю.

Синнетт, искренне заинтересованный в процветании Т.О., попросил некоторых рекомендаций. Здесь содержатся рекомендации Дамодара.

 

 

Письмо 18-А (ML-142А)

Дамодар К. Маваланкар ~ Синнетту

Получено в Аллахабаде 20 февраля 1881 г.

 

ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

Относительно Устава и Организации Общества позволяю себе сделать следующие предложения. Вопросы, на которых я настаиваю, мне кажутся очень насущными, так как я беседовал со многими туземцами и претендую на лучшее знание индийского характера, нежели его может знать чужеземец.

Кажется, преобладает всеобщее мнение, что Общество является религиозной сектой. Думаю, это впечатление имеет своим источником общее мнение, что всё Общество посвящено оккультизму. Насколько я могу судить, это не так. Если это так, то самая лучшая линия поведения, которую следовало бы принять, это сделать всё Общество тайным и закрыть двери для всех, за исключением немногих, которые показали бы свою решимость посвятить всю свою жизнь изучению оккультизма. Если это не так, и Общество основано на широком гуманистическом принципе Всеобщего Братства, пусть оккультизм, одно из его многих направлений, будет совершенно тайным. С незапамятных времён это священное знание с большой осторожностью охранялось от масс, и потому, что некоторые из нас имели огромное счастье соприкоснуться с некоторыми из Хранителей этого неоценимого сокровища, разве с нашей стороны правильно воспользоваться их добротой и вульгаризировать тайны, которые они считают более неприкосновенными, нежели свои жизни? Мир ещё не подготовлен, чтобы услышать правду об этом. Демонстрируя факты неподготовленной, обычной публике, мы только выставляем на посмешище тех, которые были добры к нам и приняли нас как своих сотрудников для несения добра человечеству. Надоедливо толкуя об этом вопросе, мы в известной мере опротивели публике. Мы дошли даже до того, что бессознательно для нас самих заставили публику поверить, что наше Общество находится под исключительным руководством Адептов, между тем как фактически вся исполнительная власть находится в руках Основателей, и наши Наставники лишь дают нам совет в исключительных случаях крайней необходимости. Публика увидела, что она превратно поняла эти факты, так как время от времени в управлении Обществом были раскрыты ошибки, причём некоторые из них могли легко быть избегнуты проявлением обыкновенного здравого смысла. Вследствие этого она пришла к заключению, что:

1) или Адепты вообще не существуют; или

2) если они существуют, то у них нет никакой связи с нашим Обществом, и поэтому мы являемся бесчестными мошенниками; или

3) если у них есть какая-либо связь с Обществом, то это должно быть на очень низком уровне, раз под их руководством происходили такие ошибки.

Кроме нескольких благородных исключений, когда нам полностью доверяли, наши туземные члены приходили к одному из этих трёх заключений. Поэтому, по моему мнению, необходимо немедленно принять меры к устранению этих подозрений. Для этого я вижу лишь одно средство:

1) или всё Общество посвятить оккультизму, в случае чего оно должно быть таким же тайным, как масонская ложа или ложа розенкрейцеров, или

2) никто не должен что-нибудь знать об оккультизме, за исключением тех очень немногих, которые своим поведением доказали своё решение посвятить себя его изучению. Так как наши «Братья» находят первую версию нежелательной, категорически запрещают её, то остаётся лишь вторая.

Другой важный вопрос — это принятие членов. До сих пор каждому, кто выражал желание присоединиться и мог найти двух поручителей, было разрешено вступить в Общество, и мы не расспрашивали, каковы его мотивы присоединиться к нам. Это привело к двум плохим следствиям.Люди думают или делают вид, что думают, что мы принимаем членов просто из-за их вступительного взноса, на который существует Общество, и многие присоединялись просто из любопытства, думая, что, уплатив вступительный взнос в размере десяти рупий, они смогут увидеть феномены. И когда они в этом разочаровывались, они оборачивались против нас и начинали оскорблять наше дело, для которого мы работали и которому отдали свою жизнь. Лучшим способом исправить это зло было бы исключить этот класс людей. Естественно, возникает вопрос, как это может быть сделано, так как наш Устав так либерален, что допускает каждого? Но в то же время наш Устав предписывает вступительный взнос в размере 10 рупий. Это слишком низкая сумма, чтобы исключить ищущих диковин, которые могут позволить себе потерять такую незначительную сумму, если их любопытство не будет удовлетворено. Поэтому взнос надо настолько повысить, чтобы присоединялись только те, кто действительно искренни. Нам нужны люди принципиальные, с серьёзными целями. Один такой человек может сделать больше для нас, нежели сотни охотников до феноменов. По моему суждению, взнос надо повысить до 200 или 300 рупий. Можно возразить, что таким образом мы можем исключить действительно хороших людей, искренних и убеждённых, но не способных платить. Но я думаю, что лучше рискнуть возможной потерей одного хорошего человека, нежели допустить толпу бездельников, один из которых может уничтожить работу, сделанную всеми полезными людьми. И всё же даже такой случай может быть избегнут. Мы сейчас принимаем в члены без уплаты взноса людей, которые кажутся особенно достойными, — то же самое можно делать и при предложенном изменении.

Почтительно представлено на рассмотрение мистера Синнетта, по личному приказу Брата Кут Хуми.

 

Дамодар К. Маваланкар, член Теософского Общества

 

Стоят, начиная слева: Дж.Н. Усморла, Е.П. Блаватская, Тукарам Татия*.

Сидят, начиная с третьего слева: Дамодар К. Маваланкар, Г.С. Олькотт, Бхавани Шанкер*.

 

В начале 1881 года Основателей навестил Учитель Илларион*, в результате этой встречи было принято решение внести изменения в Устав Т.О. Теперь вперёд выдвигалась идея Братства, сохраняя оккультизм внутри закрытых эзотерических секций.

17-18 февраля 1881 года в Бомбее (Мумбай) состоялся Генеральный Совет, на котором был пересмотрен и утверждён Устав Т.О. и поставлены ближайшие цели:

1. Сформировать ядро всеобщего Братства Человечества;

2. Изучать арийскую литературу, религию и науку;

3. Доказать важность этого вопроса и исправить искажения, затемняющие его;

4. Исследовать скрытые тайны природы и латентные силы в человеке, на которые восточная философия в состоянии пролить свет.

Единодушным голосованием членов Совета было утверждено, что Президент (Олькотт) и Секретарь-референт (Е.П.Б.) должны занимать свои посты пожизненно. Все остальные служащие должны занимать свои посты в течении одного года или до тех пор, пока Президентом не будут назначены преемники, согласованные с Генеральным Советом.

  Письмо 18-А (ML-142А)