Письмо 22 (ML-9)

 

 

Письмо 22 (ML-9)

К.Х. ~ Синнетту

Получено в Бомбее 5 июля 1881 г.

 

Добро пожаловать, дорогой друг и блестящий автор, добро пожаловать обратно! Ваше письмо под рукой, и я счастлив видеть, что ваш личный опыт с «избранными» в Лондоне оказался таким успешным. Но я предвижу, что теперь более, чем когда-либо, вы превратитесь в воплощённый вопросительный знак. Берегитесь! Если ваши вопросы будут найдены преждевременными со стороны тех, от кого зависит разрешение на выдачу знаний, то вместо получения моих ответов в их девственной чистоте вы можете получить их превращёнными в ярды бессмысленной болтовни. Я зашёл слишком далеко, чтобы ощущать руку на моём горле каждый раз, как только я начинаю попирать ногами границы запрещённых тем, но недостаточно, чтобы избегнуть ощущения неловкости, как вчерашнему червю, перед нашей «Вековой Скалой» — моим Чоханом. Всем нам должны быть завязаны глаза, прежде чем последовать дальше, иначе нам придётся остаться вовне.

А теперь, как насчёт книги?52 Le quart d'heure de Rabelais53 пробил и застаёт меня если не совсем несостоятельным должником, всё же как бы трепещущим при мысли, что первый пробный выпуск может оказаться не на высоте; требуемая цена — несоответствующая моим скудным средствам; я сам — доведённым pro bono publico54 перешагнуть через ужасное: «Ты можешь ступать до сего места, но не дальше», и яростная волна гнева Чохана заливает меня синими чернилами, и всё! Я очень надеюсь, что вы не заставите меня потерять «мою должность».

Поистине так. Я смутно догадываюсь, что вы будете очень нетерпеливым по отношению ко мне, и ясно понимаю, что вы не должны таким быть. Одной из прискорбных необходимостей жизни является то, что царственные потребности иногда принуждают человека как бы игнорировать дружеские требования, не в смысле нарушения слова, но откладывать на время слишком нетерпеливые ожидания неофитов как менее важные. Одна из таких потребностей, которую я называю повелительной, есть потребность вашего будущего благосостояния, реализация мечты, которую вы лелеяли вместе с С.М.55 Эта мечта (может, назвать её видением?) была в том, что вы и миссис К.56 (почему забыли Теософ. Общ.?) «являетесь участниками в большом плане явления оккультной философии миру». Да, это время должно настать, и оно недалеко, когда вы все правильно поймёте кажущиеся противоречивыми фазы таких явлений и очевидность вынудит вас примирить их.

Но сейчас дело обстоит не так; между тем помните, что мы ведём рискованную игру, и ставками являются человеческие души, потому я прошу вас быть терпеливым. Помня, что я должен следить за вашей Душой и за своей тоже, я собираюсь это осуществить любой ценою, даже ценою риска не быть понятым вами, как не был понят мистером Хьюмом. Работа становится тем более трудной, так как я являюсь одиноким работником на этом поприще, и это будет до тех пор, пока я не докажу своим Старшим, что по крайней мере вы имеете в виду дело и притом по-настоящему серьёзное. Как мне отказано в высшей помощи, так и вам нелегко будет найти помощь в том обществе, в котором вы вращаетесь и которое собираетесь расшевелить. Также в течение некоторого времени мало радости вам будет от тех, кто заинтересован непосредственно. Наша Старая Леди слаба, её нервы доведены до состояния скрипичных струн, таков же её измученный мозг. Олькотт далеко в изгнании, пробивается назад к спасению, будучи скомпрометирован более, чем вы можете представить, своими неблагоразумными поступками в Симле, и учреждает теософские школы. Мистер Хьюм, который однажды обещал стать первоклассным борцом в битве Света против Тьмы, теперь сохраняет своего рода вооружённый нейтралитет, на который странно взирать. Сделав чудесное открытие, что мы являемся корпорацией допотопных иезуитских ископаемых, увенчанных ораторскими прикрасами, он остался только для того, чтобы обвинять нас в перехватывании его писем Е.П.Б.! Однако он находит некоторое утешение в мысли, «какие аргументы он выставит в другом месте (Орнитологическое Общество Эйнджел Линнен) против существа, означаемого именем Кут Хуми».

Истинно, наш весьма интеллектуальный и когда-то общий друг имеет в своём распоряжении поток слов, достаточный, чтобы нести военный корабль ораторской лжи. Тем не менее я уважаю его... Но кто следующий? Ч.К. Мэсси? Но тогда он несчастный родитель около полдюжины незаконных отродий. Он наиболее очаровательный, преданный друг, глубокий мистик, великодушный, благородный человек, джентльмен, как говорят, с ног до головы; он опробован, как золото, у него имеется всё, что требуется для изучающего оккультизм, но ничего, что требуется для Адепта, мой добрый друг. Будь что будет, но его секрет принадлежит ему, и у меня нет никакого права его разболтать. Доктор Уайлд? Он христианин до мозга костей. Худ? Приятная натура, как вы говорите; мечтатель и идеалист в мистицизме — и всё же не работник. С. Мозес? А! Вот оно. С.М. почти опрокинул теософскую ладью, спущенную на воду три года тому назад, и он будет делать всё, что в его силах, чтобы повторить это опять, несмотря на нашего Императора57. Вы сомневаетесь? Слушайте.

Это странная, редкая натура. Его оккультные психические энергии громадны; но они лежали свернувшись, в спящем состоянии, совершенно не известные ему самому, пока каких-нибудь восемь лет тому назад Император не взглянул на него и не заставил его дух вознестись. С того времени в нем появилась новая жизнь — двойное существование, но его натура не могла перемениться. Будучи воспитан как студент теологии, он обладал умом, пожираемым сомнениями. Он отправился на гору Афон и затворился в монастыре, где изучал восточногреческую религию, и там он был впервые замечен своим «Духом-Водителем» (!!). Конечно, греческая казуистика не смогла рассеять его сомнений, и он поспешил в Рим, причём папство его тоже не удовлетворило. Оттуда он побрёл в Германию с такими же отрицательными результатами. Отказавшись от сухой христианской теологии, он не отказался от предполагаемого автора христианства. Ему нужен был идеал, и он нашёл его в последнем. Для него Иисус — реальность, когда-то воплощённый, а теперь развоплощённый Дух, который «доставил ему доказательство своей персональной тождественности», как он думает, не в меньшей степени, чем другие «Духи», в том числе и Император. Тем не менее ни религия Иисуса, ни его слова, как они зафиксированы в Библии, и принимаемые С.М. за настоящие, не принимаются полностью этим беспокойным духом. Императору, которого впоследствии постигла та же самая участь, повезло ничуть не лучше. Его ум [С.М.] слишком положительный. Легче выскрести начертания, выгравированные на титаниуме, чем удалить то, что раз запечатлелось в его мозгу.

Каждый раз, когда он находится под воздействием Императора, он живо воспринимает реальности оккультизма и превосходство нашей науки над спиритуализмом. Как только он остаётся один, он оказывается под пагубным водительством тех, в которых он крепко верит, отождествив их с развоплощёнными Духами, — и всё перепутывается опять! Его ум не поддаётся никаким советам, не прислушивается ни к каким доводам, кроме своих собственных, а последние — все на стороне спиритуалистических теорий. Когда старые теологические путы упали с него, он вообразил себя свободным человеком. Несколькими месяцами позднее он стал смиренным рабом и орудием «Духов»! Только когда он стоит лицом к лицу со своим внутренним «Я», только тогда он понимает, что существует нечто более высокое и благородное, нежели болтовня ложных духов. Это было в один из таких моментов, когда он первый раз услышал голос Императора, и это был, как он сам говорит, «как голос Бога, говорящий его внутреннему «Я». Этот голос стал ему знакомым с течением времени, и всё же очень часто он не слушает его. Простой вопрос: если бы Император был тем, кем С.М. его считает, не подчинил бы он к этому времени волю последнего своей?

Только Адептам, т.е. воплощённым духам, запрещается нашими мудрыми и непреступаемыми законами полностью подчинять себе другую, более слабую волю, волю свободнорождённого человека. Последний способ действий есть наилюбимейший метод, к которому прибегают «Братья Тьмы», колдуны, призраки-элементарии и который, как редчайшее исключение, употребляется Высочайшими Планетными Духами, теми, которые уже не могут более заблуждаться. Но это случается на Земле лишь при основании каждого нового человеческого рода, при соединении и заключении двух концов большого цикла. И они остаются с человеком не более времени, необходимого для того, чтобы вечные Истины, которым они учат, могли бы настолько сильно запечатлеться на пластичном уме новых рас, чтобы уберечь их от возможности быть утраченными или преданными окончательному забвению в последующие века отдалённым потомством. Миссия Планетного Духа — лишь явить основной тон Истины. И как только Он направил эту вибрацию для непрерывного следования своему течению вдоль цепи этой расы и до конца цикла, обитатели высочайших населённых сфер исчезают с поверхности нашей планеты до следующего «воскрешения во плоти». Вибрации Первичной Истины есть то, что ваши философы называют «врождёнными идеями».

Император затем повторно сказал ему, что «только в оккультизме ему следует искать, и тогда он найдёт грань истины, дотоле ему неизвестную». Но это совсем не мешает С.М. отворачиваться от оккультизма каждый раз, как только какая-нибудь теория последнего сталкивается с его собственными предвзятыми спиритуалистическими взглядами. Ему медиумизм казался хартией на свободу его Души, воскресением от духовной смерти. Ему было разрешено пользоваться им до тех пор, пока была необходимость утвердить его веру; было обещано, что ненормальное уступит нормальному; ему было приказано готовиться к тому времени, когда «Я» в нём станет сознательным по отношению к своему духовному независимому существованию, будет действовать и говорить лицом к лицу со своим Учителем и поведёт жизнь в Духовных Сферах нормально и совсем без внешнего или внутреннего медиумизма. И всё же, осознав то, что он называет «внешним духовным действием», он больше не отличал галлюцинаций от истины, ложного от действительного, смешивая иногда элементалов с элементариями, воплощённых духов с развоплощёнными, хотя «Голос Бога» достаточно часто говорил об этом и предостерегал его против «тех духов, которые носятся в земной сфере».

При всём том, он крепко верит, что неизменно действует под руководством Императора и что духи приходят к нему с разрешения его «руководителя». В таком случае, Е.П.Б. была там с согласия Императора? И как же вы примирите следующие противоречия? Всё время с 1876 г., действуя по непосредственным указаниям, она старалась раскрыть ему глаза на действительность, которая совершалась вокруг него и в нём. Действовала ли она с согласия Императора или против его воли, это он должен знать, так как в последнем случае она могла бы похвастаться, что она сильнее, более мощна, чем его «руководитель», который никогда ещё не протестовал против её вторжения. Что происходит теперь? Описывая ей с острова Уайта в 1876 г. одно видение, длившееся у него 48 часов подряд, в течение которого он разгуливал и разговаривал как обычно, но не сохранил ни малейшего воспоминания о чём-либо внешнем, он просит её сказать ему, было это видение или галлюцинация. Почему он не спросил об этом Императора? «Вы мне можете сказать, так как вы там были» — говорит он... «Вы изменились, всё же это были вы сами, если у вас есть «Я»... Полагаю, что оно у вас есть, но я об этом не любопытствую...». В другой раз он видел её в своей собственной библиотеке, как она смотрела на него, приближаясь и делая ему некоторые масонские знаки той ложи, которую он знал. Он сознается, что «видел её так же ясно, как видел Мэсси, который там был». Он видел её несколько раз и иногда, зная, что это Е.П.Б., не мог её узнать. «Вы мне кажетесь и по внешности, и по письмам такой различной временами, ваши ментальные установки так различаются иногда, что моё мышление вполне допускает, что вы, как мне об этом убедительно рассказывали, являетесь совокупностью существ... Моя вера в вас абсолютна».

В каждом своём письме он крикливо требовал «одного из живых Братьев»; но на её недвусмысленное заявление, что один уже взял его на своё попечение, он сильно возражал. Когда ему помогли освободиться от его слишком материального тела, он отсутствовал в нём иногда часами и днями; в это время его пустая машина управлялась издали внешним, живым воздействием, а как только он возвращался, у него начинало создаваться неизгладимое впечатление, что он всё это время служил носителем другого разума развоплощённого, а не воплощённого Духа; истина никогда не приходила к нему в голову. «Император, — писал он ей, — возражает против вашей идеи о медиумизме. Он говорит, что не должно быть реального антагонизма между медиумом и Адептом». Если бы он употребил слово «провидец» вместо «медиума», смысл был бы передан более правильно, ибо человек редко становится Адептом без того, чтобы не родиться провидцем. Затем опять, в сентябре 1875 г., он ничего не знал о Братьях Тьмы, наших величайших, наиболее жестоких и (почему бы не признать этого) наших наиболее могущественных врагах. В этом году он действительно спросил Старую Леди, наелся ли Бульвер недожаренных свиных котлет или видел сон, когда он описывал «отвратительного стража порога». «Приготовьтесь, — ответила она ему, — приблизительно через двенадцать месяцев вы встретитесь с ними лицом к лицу и будете с ними сражаться». В октябре 1876 г. они начали свою работу над ним. «Я сражаюсь, — писал он, — врукопашную с легионами бесов в течение трёх недель; мои ночи стали страшными муками, соблазнами и грязными намёками. Я вижу, как они свирепо вперяют в меня взоры, без умолку бормочут, завывают и скалятся. Все виды грязных предложений, смущающих сомнений и содрогающего страха обрушиваются на меня, и теперь я понимаю «обитателя порога» из «Занони»; я ещё непоколеблен, их искушения становятся слабее, присутствие менее близко, ужаса меньше...».

Одну ночь она [Е.П.Б.] простёрлась перед своим Высшим, — это одна из немногих вещей, которых тёмные братья боятся, — умоляя Его совершить мановение руки через океан, чтобы С.М. не умер и чтобы Теософ. Общество не лишилось своего лучшего сотрудника. «Он должен быть испытан», — был ответ. Он воображает, что Император послал искусителей, потому что С.М. явился одним из тех неверующих, которые должны видеть; он не поверил бы, что Император не мог предотвратить их появление. Он наблюдал за ним, но не мог прогнать их, если жертва, сам неофит, не окажется более сильным. Но подготовили ли эти человеческие бесы в союзе с элементариями его к новой жизни, как он хотел? Будучи воплощениями тех враждебных влияний, которые осаждают внутреннее «Я», борющееся за свою свободу и продвижение, они бы никогда не вернулись, если бы он успешно победил их утверждением своей собственной независимой воли, отказом от своего медиумизма, от своей пассивной воли. Всё же они вернулись.

Вы говорите об Императоре: «Император, несомненно, не есть астральная душа С.М. и, конечно, не из более низкого мира, чем наш не привязанный к земле Дух». Никто никогда не говорил, что он такого рода. Е.П.Б. никогда вам не говорила, что он есть астральная душа С.М., но то, что он часто по ошибке так воспринимал Императора, который на самом деле является его собственным высшим «Я», его божественным Атманом, а не Линга-Шарирой или астральной Душой, или Кама-Рупой — независимым двойником. Император не может противоречить самому себе. Император не может быть невежественным в отношении истины, так часто неправильно истолкованной со стороны С.М. Император не может проповедовать оккультные науки и затем защищать медиумизм, даже не в той высшей форме, как описывает его ученик.

Медиумизм ненормален. Когда при дальнейшем развитии ненормальное заменяется естественным, тогда водители отбрасываются, пассивное повиновение более не требуется, медиум научается применять собственную волю, употреблять собственные силы и становится Адептом. Это процесс развития, и неофиту надо идти до конца. До тех пор, пока он подвержен случайным трансам, он не может быть Адептом. Но С.М. проводит две трети своей жизни в трансе.

На ваш вопрос, не является ли Император «Планетным Духом» и может ли Планетный Дух быть человеком, я прежде всего скажу, что не может быть такого Планетного Духа, который не был бы когда-либо материальным, то есть тем, что вы называете человеком. Когда наш Великий Будда, Покровитель всех Адептов, преобразователь и учредитель законов оккультной системы, достиг сначала Нирваны на Земле, он стал «Планетным Духом». Его Дух в одно и то же время мог носиться в полном сознании в межзвёздном пространстве и находиться по желанию в его собственном физическом теле. Ибо божественное «Я» получило совершенное освобождение от материи настолько, что оно могло по желанию создавать себе внутреннего заместителя и оставлять его в человеческой оболочке днями, неделями, иногда годами, ни в каком смысле не повреждая этой заменой ни жизненного принципа, ни физического ума своего тела. К слову сказать, это есть высочайшая степень достижения Адепта, на которую человек может надеяться на нашей планете. Но это так же редко, как и сами Будды. Последний Хобилган, который достиг этого, был Цзон-Ка-Па из Коконора (XIV столетие), обновитель эзотерического и простонародного Ламаизма. Многие «пробиваются через скорлупу яйца», но малочисленны те, которые способны полностью осуществить свою Нирвва Намастака*, когда они находятся целиком вне тела.

Сознательная жизнь в Духе так же трудна для некоторых натур, как и плавание для некоторых тел. Хотя человеческое строение по своему объёму легче воды и каждый человек рождается с этой способностью, но так мало кто развивает способность ступать по воде, и смерть от утопления наиболее частая случайность. Планетный Дух (подобный Будде) может по желанию переходить в другие тела более или менее лучистой материи, населяющие другие области Вселенной. Существует много других состояний и степеней, но нет отдельного и вечно установленного класса Планетных Духов. Есть ли Император «планетник», воплощённый или развоплощённый, есть ли он Адепт во плоти или вне её, я не волен это сказать, как и не волен сказать С.М., кто я или даже кто такая Е.П.Б. Если С.М. сам предпочитает молчание по этому поводу, то и не имеет права спрашивать меня. Но наш друг С.М. должен бы знать, кто такой Император, ибо с его персоной у него было время для общения. Не удовлетворяясь утверждениями Императора и не соглашаясь уважить его желание остаться безличным и неизвестным, за исключением данного титула, С.М. боролся с ним, подобно Якову, месяцами, чтобы установить личность этого духа. Он всё повторял библейское: «Умоляю тебя, назови своё имя», и, хотя получал в ответ: «Где это сказано, что ты должен спрашивать моё имя? Что тебе в имени моём?», ему было разрешено приклеивать ярлык, как к чемодану. И таким образом, он успокоился, ибо он «видел Бога лицом к лицу», который, поборовшись и видя, что не одолел, сказал: «Пусти меня!» — и был вынужден согласиться на условия, предлагаемые С. Мозесом. Я вам очень советую для вашего собственного осведомления задать этот вопрос вашему другу. Почему он должен с нетерпением ожидать моего ответа, раз он всё знает об Императоре? Разве этот «Дух» не рассказал ему однажды повествование, странное повествование о том, что ему не следовало рассказывать о себе и что он запретил ему даже когда-либо упоминать? Что ещё ему нужно? Факт, что он стремится узнать через меня истинную природу Императора, является довольно хорошим доказательством, что он совсем не так удостоверился в его тождественности, как ему думается, или, вернее, как он заставляет себя верить. Или этот вопрос есть отговорка?

Я могу ответить вам, что я сказал Г.Т. Фехнеру* в день, когда он хотел узнать взгляд индусов по поводу его писаний. «Вы правы, что каждый алмаз, каждый кристалл, каждое растение и звезда имеют свою индивидуальную душу, не говоря уже о человеке и животном, и существует Иерархия душ от самых низших форм материи вверх до Мировой Души!..; но вы ошибаетесь, прибавляя к указанному утверждению, что дух ушедших поддерживает непосредственные психические сообщения с душами, ещё связанными с телом, — они этого не делают». Взаимное положение обитаемых миров в нашей Солнечной системе уже одно исключало бы эту возможность. Ибо я надеюсь, что вы отказались от забавной идеи естественного результата раннего христианского воспитания, что могут быть человеческие разумы, населяющие чисто духовные сферы? Вы тогда так же легко поймёте заблуждение христиан, которые собрались сжигать нематериальное в материальном физическом аду, как и ошибку более образованных спиритуалистов, которые убаюкивают себя мыслью, что кто-то другой, а не обитатели двух миров, непосредственно соединённых с нашим, могут сообщаться с ними. Как бы ни были бестелесны и очищены от грубой материи чистые Духи, всё же они подвержены физическим и мировым законам материи. Они не могут избежать этого, даже если бы они заткали пропасть, отделяющую их миры от нашего. Они могут быть посещаемы в духе, их же дух не может спуститься и достичь нас. Они притягивают, но они не могут быть притягиваемы — их духовная полярность будет непреодолимым препятствием на пути. (Кстати, вы не должны доверять «Изиде» буквально. Эта книга — только пробное усилие для того, чтобы направить внимание спиритуалистов от их предвзятых концепций к истинному пониманию вещей. Автор должна была намекать и указывать в правильном направлении; сказать, чем вещи не являются, и не сказать, чем они являются. По вине корректора вкралось несколько серьёзных ошибок (как на стр. 1, глава 1, том 1, где божественную Сущность заставляют эманировать из Адама, вместо обратного процесса).

Раз уж мы начали говорить об этом предмете, то постараюсь объяснить вам ещё яснее, в чём заключается эта невозможность. И, таким, образом вы получите ответ относительно Планетных Духов и духов спиритических сеансов. Цикл разумных существований начинается с высочайших миров или планет; термин «высочайшие» означает здесь «наиболее духовно совершенные». Эволюционируя из космической материи (которая есть Акаша, первичный, а не производный пластичный посредник, или же эфир науки, инстинктивно подозреваемый, но не доказанный, как и многое остальное), человек прежде всего эволюционирует из этой материи в её наиболее возвышенном состоянии, появляясь на пороге Вечности как совершенно бесплотная Духовная Сущность — скажем, Планетный Дух. Он лишь одной чертой отделён от общей Духовной Мировой Субстанции (Анима Мунди греков) — или от того, что человечество в своём духовном вырождении унизило до мифического личного Бога. Следовательно, в этой стадии Дух-человек в лучшем случае есть неизменная действующая Сила, потому немыслящий Принцип. (Термин «неизменная» опять употреблён здесь, чтобы обозначить это состояние для временного существа; неизменность приложима здесь только к внутреннему принципу, который пропадёт и исчезнет, как только крупица материи в нём начнёт свою циклическую работу Эволюции и превращений.) В его последующих нисхождениях, пропорционально увеличению материи, он будет более и более выявлять свою деятельность.

Далее, скопление звёзд-миров (включая нашу планету), населённых разумными существами, может быть уподоблено орбите или, скорее, эпициклоиду, образуемому из колец наподобие цепи, миров, сцепленных между собою, сумма которых представляет воображаемое бесконечное кольцо или круг. Прогресс человека через весь этот круг, от его начальной и до конечной точки, которые встречаются в высочайшей точке окружности, есть то, что мы называем Маха-Юга или Великий Цикл, Kuklos, голова которого теряется в венце Абсолютного Духа, нижняя же точка окружности находится в абсолютной материи — точке прекращения деятельности активного принципа. Если, употребляя более знакомое определение, мы назовём Великий Цикл — макрокосмосом, а его составные части, или связанные между собою звёздные миры, — микрокосмосами, то смысл, придаваемый оккультистами, представляя каждый из последних как совершенную копию первого, становится очевидным. Большой является прототипом меньших циклов. И как таковой, каждый звёздный мир будет иметь, в свою очередь, свой цикл эволюции, который начинается с более чистой и кончается более плотной, или материальной, природой. По мере нисхождения каждый мир является более и более теневым, становясь в противоположной точке абсолютной материей. Движимый непреодолимым циклическим импульсом, Планетный Дух должен спуститься прежде, чем он сможет снова начать восхождение к первоначальному состоянию. В своём пути он должен пройти всю лестницу эволюции, не пропуская ни одной ступени, останавливаясь на каждом звёздном мире, как на станциях. Кроме неизбежного цикла нашего и каждого соответствующего звёздного мира, он должен выполнить на них также свой собственный цикл «жизни», возвращаясь и воплощаясь столько раз, сколько раз он был неуспешен в завершении здесь круга своих жизней, ибо он умирает, пока не достигнет просветления, как правильно изложено в «Изиде». (До этого места мысль миссис Кингсфорд о том, что человеческое Эго перевоплощается во многие последовательные человеческие тела, является правильной. Что же касается его рождения в животных формах после человеческого воплощения, то это результат её неточности в выражении идей и мыслей. Ещё одна женщина — и опять всё сначала! Она смешивает Душу и Дух; отказывается отличать животное от духовного Эго, Джив-Атму (или Линга-Шариру) от Кама-Рупы (или Атма-Рупы) — две настолько различные вещи, как тело и ум, ум и мысль. Вот что происходит.)*

После круговращения, так сказать, по дуге цикла, вращаясь вне и внутри его (ежедневное и годовое вращение Земли есть недурная иллюстрация), когда Дух-человек достигает нашей планеты, которая является одной из нижайших, потеряв на каждой остановке часть эфирной и приобретая усиление материальной природы, дух и материя становятся приблизительно уравновешенными в нём. Но тут ему нужно выполнить земной цикл. И подобно тому, как в нисходящем процессе инволюции и эволюции материя всегда стремится заглушить дух, когда достигается низшая точка его странствований, однажды чистый Планетный Дух сводится к тому, что наука соглашается называть примитивным или первобытным человеком посреди такой же первобытной природы, говоря геологически, ибо физическая природа идёт вровень с физиологическим, так же как и с духовным человеком, в своём цикловом беге. В этой точке великий Закон начинает свою работу отбора. Материя, найденная совершенно разобщённой с духом, отбрасывается в ещё более низшие миры — «в шестые Врата», или на путь «перерождения» растительного и минерального мира, также и примитивных животных форм. Отсюда материя, переработанная в лаборатории Природы и лишённая духа, поступает обратно к своему Первоначальному Источнику; Эго, очищенное от отбросов, в состоянии ещё раз возобновить свой прогресс, в то время как отсталые Эго погибают миллионами. Это торжественный момент выживания наиболее приспособленного и уничтожения непригодных. Только материя (или материальный человек) вынуждена под своей же тяжестью опускаться до самого дна «цикла необходимости », чтобы принять там животную форму. Что же касается победителя этого бега во всех мирах, Духовного Эго, оно будет подыматься от звезды к звезде, от одного мира к другому, вращаясь прогрессивно вверх, чтобы вновь стать тем же чистым Планетным Духом, а затем ещё выше, чтобы наконец достичь первоначальной точки и оттуда погрузиться в Тайну. Никогда ни один из Адептов не проникал за покров первоначальной Космической материи. Высочайшее, наиболее совершенное видение ограничено миром форм и материи. Но моё объяснение этим не заканчивается. Вы желаете знать, почему предполагается чрезвычайно трудным, даже совершенно невозможным для чистых развоплощённых духов сообщаться с людьми через медиумов или Phantomosophy. Я отвечаю:

  1. вследствие антагонистических атмосфер, соответственно окружающих эти миры;
  2. вследствие полного различия физиологических и духовных условий;
  3. потому, что эта цепь миров, о которой я только что говорил вам, есть не только эпициклоидная, но и эллиптическая орбита существований, имеющая, как каждый эллипс, не один, но два фокуса, которые никогда не могут приблизиться один к другому. Человек — у одного фокуса, чистый Дух — у другого.

На это вы могли бы возразить, но я не могу ни помочь, ни изменить факта. Но существует ещё гораздо более мощное препятствие. Подобно чёткам, составленным из чередующихся белых и чёрных бус, так же и эта цепь миров составлена из миров причин и следствий, последние — непосредственный результат, произведённый первыми. Таким образом, становится очевидным, что каждая сфера причин (а наша Земля есть одна из них) не только не соприкасается, но в действительности отделена от её ближайшего соседа — высшей Сферы Причинности — непроницаемой атмосферой (в её духовном смысле) следствий, граничащих и даже соприкасающихся, но никогда не смешивающихся со следующей сферой. Ибо одна активная, другая пассивная; мир причин позитивен, мир следствий негативен. Это пассивное сопротивление может быть преодолено лишь при условиях, о которых ваши самые учёные спиритуалисты не имеют ни малейшего представления. Всякое движение, так сказать, полярно.

Очень трудно передать вам смысл того, что я подразумеваю здесь, но доведу до конца. Предусматриваю мою неудачу представить вам то, что для нас аксиомные истины, в какой-либо иной форме, нежели в простом, логическом предположении, ибо эти истины доступны в абсолютном и ясном доказательстве их лишь для высочайших Ясновидцев. Но я дам вам пищу для мысли и ничего другого. Промежуточные сферы, будучи лишь тенями, отброшенными мирами Причин, становятся негативными благодаря последним. Они являются большими остановками, станциями, на которых нарастает новое Самосознающее Эго — саморождённое потомство старых и развоплощённых Эго нашей планеты. Прежде, нежели новый феникс, возрождённый из пепла своего родителя, сможет подняться выше, к лучшему и более духовному и совершенному миру (всё же миру материальному), он должен пройти через процесс как бы нового рождения. И как на нашей планете, где две трети детей мертворождённые или умирают во младенчестве, так и в наших мирах следствий. На Земле это всё ещё физиологические и умственные недостатки, грехи прародителей, которые сказываются на потомстве. В стране теней новое и ещё не сознательное Эго — утробный плод — становится справедливой жертвой прегрешений своего старого «Я», карма которого (заслуга и проступок) одна лишь ткёт его будущую судьбу. В этом мире мы находим лишь бессознательные, самодействующие экс-человеческие машины, души в их переходном состоянии, спящие способности и индивидуальность которых лежат, как бабочка в своём коконе — спиритуалисты же хотят, чтобы они говорили разумно! Захваченные иногда в водоворот ненормальных медиумистических течений, они становятся бессознательным эхом мыслей и идей, кристаллизованных вокруг присутствующих спиритуалистов. Каждый позитивный, хорошо направленный ум способен нейтрализовать подобные второстепенные, подчинённые следствия на сеансах.

Мир ниже нашего ещё хуже. Наш, по крайней мере, безвреден, и больше грешат те, кто беспокоит его, чем он сам, будучи потревожен. Последний же, позволяя удерживать полное сознание, будучи во сто раз более материальным, положительно опасен. Понятия об аде, чистилище, рае и воскрешении есть карикатурное, искажённое эхо единой Истины, преподанной человечеству в младенчестве его рас каждым Первым Вестником — Планетным Духом, упомянутым ранее, воспоминание о котором осталось в памяти человека, как о Элу халдеев, Озирисе египтян, Вишну, первых Буддах индусов и так далее.

Низший мир следствий есть сфера подобных искажений мыслей, наиболее чувственных представлений и картин, антропоморфических божеств, порождений их творцов, чувственных человеческих умов людей, которые никогда не переросли своей животности на Земле. Если помнить, что мысли вещественны и имеют упорство, связанность и жизнь, что они настоящие сущности — остальное станет понятным. Лишённый тела создатель притягивается к своему творению и порождениям, поглощённый ими как Мальстрёмом58, созданным его собственными руками. Но я должен остановиться, ибо едва ли хватит тома, чтобы объяснить всё, что сказано в этом письме.

Что касается вашего удивления, что взгляды трёх мистиков «далеко не тождественны». И что же доказывает этот факт? Если бы они были наставляемы развоплощёнными, чистыми и мудрыми Духами, даже теми, которые находятся на высшем плане, на одну только ступень выше нашей Земли, разве не были бы учения тождественны? Отвечу на возникающие вопросы: «Не могут ли духи так же, как и человечество, расходиться в идеях?» — Тогда их учения не будут более авторитетны, нежели учения смертных людей. — «Но они могут принадлежать к разным сферам?» — Если в различных сферах предполагаются противоречивые доктрины, то эти доктрины не могут заключать Истину, ибо Истина едина и не может допустить противоположные взгляды. И чистые Духи, которые видят её, как она есть, совершенно лишённую покрова материи, не могут заблуждаться. Теперь, если мы допустим, что различные аспекты, или части, всей Истины видимы различным посредникам или разумным сущностям, каждая при различных условиях, так же, как, например, разные части одного ландшафта раскрываются перед разными людьми на разных расстояниях и с разных точек зрения; если мы допустим факт различных посредников (индивидуальные Братья, например), стремящихся развить Эго различных индивидуумов, не подчиняя совершенно их волю своей (так как это воспрещено), но пользующихся для этого их физическими, моральными и интеллектуальными особенностями; если мы добавим к этому бесчисленные космические влияния, которые искажают и отклоняют все усилия закончить определённую задачу; если мы вспомним, кроме того, явную враждебность Братьев Тьмы, стоящих всегда на страже, чтобы смутить и отуманить мозг неофита, — я думаю, не будет трудно понять, как даже определённое духовное продвижение может до некоторой степени направить различных индивидуумов к кажущимся различным заключениям и теориям.

Признаваясь вам, что я не имею права вмешиваться в секреты и планы Императора, я должен сказать, что пока что он, однако, оказался самым мудрым из нас. Если бы наша линия поведения была такая же, если бы я, например, позволил бы вам прийти к выводу и затем поверить (положительно ничего не сообщая о себе), что я «бестелесный ангел», дух прозрачного энергетического строения из надзвёздной прозрачной зоны, мы оба были бы счастливее. Вы бы больше не ломали своей головы о том, «будут ли такого рода органы всегда необходимы», и я бы не очутился в неприятной необходимости отказывать другу в «личной беседе и непосредственных отношениях». Вы могли бы слепо доверять всему, что исходит из меня, и я бы чувствовал себя менее ответственным за вас перед моими «Водителями». Однако время покажет, что может или не может быть сделано в этом направлении.

Книга издана, и мы должны терпеливо ждать результатов этого первого серьёзного выстрела по врагу. «Art Magic»* и «Изида» написаны женщинами и, как полагают спиритуалисты — никогда не могли бы надеяться на серьёзное рассмотрение. Следствие этого сперва будет бедственным, ибо пушка откатится и выстрел рикошетом ударит автора и его смиренного героя, который не собирается уклоняться. Но он также заденет Старую Леди, воскресив в Англо-Индийской прессе прошлогодние выкрики. Thersites59 и литературные филистимляне усердно возьмутся за дело: нападки, едкие эпиграммы и coups de bec60 густо посыпятся на неё, хотя мишенью будете вы один, так как редактор «Пионера» далеко не пользуется любовью со стороны своих коллег в Индии. Спиритуалистические газеты уже открыли кампанию в Лондоне, и редакторы янки из печатных органов «Ангелов» не будут отставать от них, от небесной «службы контроля», извергающей свои отборнейшие scandalum magnatum61. Некоторые люди науки (и ещё более их поклонники) — паразиты, греющиеся на солнышке и воображающие, что они сами солнце, вероятно, не простят вам слова, действительно слишком лестные, которые классифицируют умственные силы бедного неизвестного индуса, как «настолько превосходящие европейскую науку и философию, что только самые широко мыслящие представители той и другой в состоянии понять, что в человеке существуют такие силы» — и т.д. Но что из этого! Всё это было предвидено, и этого следовало ожидать. Когда первый шум и звон враждебной критики замолкнет, вдумчивые люди будут читать и задумываться над этой книгой, как они никогда не задумывались над наиболее научными усилиями Уоллеса и Крукса62, чтобы примирить современную науку с Духами, и малое семя будет расти и процветать.

Между тем, я не забываю своих обещаний вам. Как только попаду в вашу спальню, я постараюсь...63 Я надеюсь, что мне будет разрешено столько сделать для вас.

Если целыми поколениями мы уберегали мир от знания нашего Знания, то это лишь вследствие его абсолютной неподготовленности. И если, несмотря на данные доказательства, он всё ещё отказывается уступить очевидности, тогда мы в конце этого Цикла ещё раз удалимся в уединение и в наше царство молчания. Мы предложили открыть первоначальный strata64 человеческого существования, его основную природу и обнажить чудесные сложности его внутреннего «Я» (нечто никогда не доступное, недосягаемое физиологией или даже психологией) в его конечном выявлении, и доказать это научно. Их не касается, что эти раскопки так глубоки, скалы так круты и остры, что, погружаясь в этот бездонный океан, большая часть из нас погибает в этих опасных исследованиях, ибо мы были ныряющими и пионерами, а люди науки лишь жнут там, где мы сеяли. Это наша миссия — нырять и приносить жемчужины Истины на поверхность, их же — очищать и оправлять их в научные драгоценности. И если они откажутся дотронуться до безобразной ракушки, настаивая, что в ней нет и не может быть драгоценной жемчужины, тогда мы ещё раз умоем руки от ответственности перед человечеством.

Бесчисленные поколения строил Адепт Храм незыблемых скал, гигантскую Башню Беспредельной Мысли, где обитал Титан и будет, если это нужно, обитать один, выходя из неё лишь в конце каждого цикла, чтобы пригласить избранных из человечества сотрудничать с ним и помочь ему просветить суеверного человека. И мы будем продолжать эту периодическую работу; мы не позволим смутить нас в наших филантропических попытках до тех пор, пока основание нового мира мысли не будет построено так прочно, что никакое количество противодействия и невежественного лукавства, направляемое Братьями Тьмы, не сможет превозмочь. Но до этого дня окончательного торжества кто-то должен быть принесён в жертву, хотя мы принимаем лишь добровольные. Неблагодарная задача унизила её, привела её к разрушению, страданию и обособлению65. Но она получит свою награду в будущей жизни, ибо мы никогда не бываем неблагодарными. Что же касается Адепта — не такого, как я, дорогой друг, но гораздо более высокого, — вы могли бы закончить свою книгу следующими строками из «Бодрствующего Сновидца» Теннисона* (вы его не знали):

«Как мог ты знать его? Ты всё ещё находился

В самом узком кругу; он же почти достиг

Последнего, который в сфере белого пламени,

Чистый, без жара, в обширном пространстве

Ввысь разгорается, и эфир чёрно-синий

Облекает все другие жизни...»

Заканчиваю. Затем помните семнадцатое июля...66, для вас станет самой возвышенной реальностью. Прощайте.

Искренне ваш К.Х.

.

* * *

 

52. «Оккультный Мир» Синнетта, только что опубликованный. (вернуться ↑)

53. «Четверть часа Рабле» — время платить по счетам (фр. поговорка). (вернуться ↑)

54. «Желанием общественного блага» (лат.). (вернуться ↑)

55. Здесь и далее эти инициалы означают Уильяма Стейнтона Мозеса, известного лондонского спиритуалиста, иногда печатавшегося под псевдонимом М.А. Оксон. (вернуться ↑)

56. Анна Б. Кингсфорд, английская спиритуалистка, сыгравшая значительную роль в Т.О. в Англии, позднее — президент Лондонской Ложи. Известна своей книгой «Совершенный Путь», впервые опубликованной в 1881 г. (вернуться ↑)

57. Император — один из Братьев, воздействующий на С.М. (от латинского «Imperator» — повелитель). (вернуться ↑)

58. Водоворот в Норвежском море. (вернуться ↑)

59. Злоречивый и неугомонный крикун, крайне негативный образ в Илиаде. (вернуться ↑)

60. Колкие шутки (фр.). (вернуться ↑)

61. Дискредитация достоинства человека (лат.). (вернуться ↑)

62. Альфред Рассел Уоллес и сэр Уильям Крукс*. Крукс был известным английским учёным и членом Королевского (научного) Общества. В то время он был одним из пяти советников Т.О. Сделал несколько замечательных открытий в том, что он именовал «лучистой материей», а гораздо позднее в своих письмах Махатма упомянул, что именно его (Крукса) оккультное исследование привело его к открытиям. (вернуться ↑)

63. Здесь три строки в оригинале письма полностью зачёркнуты автором. (вернуться ↑)

64. Слой, пласт (лат.). (вернуться ↑)

65. Вероятно, речь идет о Е.П.Б. (вернуться ↑)

66. Здесь снова вычеркнуты шесть строк в оригинале. (вернуться ↑)

 

* «Нирвва Намастака*» – Синоним Нирвана Мастака, – санскритский термин, который можно перевести как «Высшая Нирвана» или «Освобождение». (вернуться ↑)

* «что я сказал Г.Т. Фехнеру*»Густав Теодор Фехнер (1801-1887) – немецкий психолог, основоположник психофизиологии и психофизики, профессор Лейпцигского Университета. Махатма Кут Хуми встречался с ним в Лейпциге в пору своего «обучения» в Европе. В книге Дж. Барборки так описывается свидетельство пребывания Махатмы Кут Хуми в городе Лейпциге, во время учёбы в университете, и его встречи с профессором Фехнером ещё до образования Теософского Общества: «Ч.К. Мэсси, друг Синнетта, скептически относился к факту существования Махатм, и А.П. Синнетт сразу написал ему об этом случае. Услышав, что Махатма К.Х. писал ему о своей беседе с Фехнером, Мэсси решил проверить, так ли это было на самом деле. С этой целью он написал доктору Хуго Вернекке, жившему в Веймаре, попросив его получить у Фехнера информацию об этой встрече. Вернекке вступил в переписку спрофессором, находившимся в Лейпциге, и получил следующий ответ: «То, о чём осведомляется г-н Мэсси, в основных чертах соответствует действительности. Имя упомянутого индуса, приезжавшего в Лейпциг, было, однако, не Кут Хуми, а Ниси Канта Чаттопадхьяйя. В середине семидесятых он около года жил в Лейпциге, где вызывал к себе определённый интерес из-за своей национальности, но в прочих отношениях никак особенно не выделялся. Он был представлен нескольким семьям и стал членом Академического философского общества, в котором Вы также состояли, там он однажды прочитал лекцию по буддизму… Я также слышал как-то в приватном кругу его лекцию о положении женщин в Индии. Я очень хорошо помню, как он посетил меня однажды, и хотя я не могу вспомнить содержания нашей беседы, его утверждение, что я спрашивал его о вере индусов, скорее всего, верно».

• Джеффри Барборка «Махатмы и их учение», стр. 325 – цитата из книги «Evolution as Outlined in the Archaic Eastern Records», стр. 181 (вернуться ↑)

«отказывается отличать животное от духовного Эго, Джив-Атму (или Линга-Шариру) от Кама-Рупы (или Атма-Рупы) – две настолько различные вещи, как тело и ум, ум и мысль. Вот что происходит*» – Текст в скобках был зачеркнут в оригинале письма синими чернилами, используемыми Учи телем. Скорее всего, данный отрывок неправильно введён учеником, осаждавшим письмо, так как здесь присутствует путаница в терминах – Джив-Атма в действительности соответствует Атма-Рупе, а Кама-Рупа – Линга-Шарире. (вернуться ↑)

«Art Magic*» – «Искусство Магии» – книга «Art Magic: Or Mundane, Sub Mundane, and Super Mundane Spiritism» спиритуалистки Э. Бриттен. (вернуться ↑)

  Письмо 22 (ML-9)