Письмо 48

 

 

 Письмо 48

Космологические заметки из рукописи А.П. Синнетта

Вопросы задавались А.П.С. или А.О.Х. своим Наставникам.

Январь 1882 г.

 

Вопрос 1. Каковы различные виды знания?

Ответ. Реальное (Dgyu) и нереальное (Dgyu-mi). Dgyu становится Фохатом в активном состоянии — активным посредником воли-электричества — нет другого названия.

Вопрос 2. Каково различие между этими двумя видами знания?

Ответ. Реальное знание имеет дело с вечными истинами и первоначальными причинами. Нереальное знание — только иллюзорными следствиями.

Dgyu не зависит от веры или неверия человека. Dgyu-mi требует веры — основан на авторитете.

Вопрос 3. Кто обладает реальным знанием?

Ответ. Только Лха, или Адепт, обладает реальным знанием, поскольку его ум находится en rapport113 с Вселенским Умом. Лха создал совершенное слияние своей души с Вселенским Умом в его полноте, что делает его в данном периоде божественного существования пребывающим в сфере абсолютного разума, знания законов природы, или Dgyu. Профан не может стать Dang-ma (очищенной душой), ибо он лишён средств восприятия Chhag, генезиса, или начала вещей.

Вопрос 4. Существует ли разница между тем, что порождает первоначальные причины и тем, что порождает их окончательные следствия?

Ответ. Никакого. Всё в оккультной Вселенной, охватывающей все первоначальные причины, основано на двух принципах: Космической энергии (Фохате, или дыхании мудрости) и Космической способности к формированию и восприятию идей. Thyan Kam («знание того, как осуществлять») даёт импульс Космической энергии в правильном направлении.

Всё, что существует на Земле как конечное, в Фохате существует как первоначальное.

Вопрос 5. Что есть единое вечное во Вселенной, независимое от всего другого?

Ответ. Пространство.

Вопрос 6. Что сосуществует с пространством?

Ответ.

I. Продолжительность.

II. Материя.

III. Движение, ибо оно есть неугасаемая жизнь (сознательная или бессознательная, смотря по обстоятельствам) материи, даже во время пралайи, или ночи ума.

Когда Chyang, или всеведение, и Chyang-mi-shi-khon, невежество, оба спят, эта латентная бессознательная жизнь по-прежнему поддерживает материю, которую она оживляет в неутомимом беспрестанном движении.

IV. Акаша (Bar-nang), или Космическая атмосфера, или Астральный свет, или Небесный Эфир, которая либо в своём латентном, либо в активном состоянии окружает и пронизывает всю материю в движении, причём является и её результатом, и средством, которым Космическая энергия воздействует на её источник.

V. Пуруша, или 7-й принцип Вселенной.

Линга-Шарира состоит из эфирных элементов своего (телесного ?) организма, никогда не оставляет тело, кроме как в момент смерти, и остаётся поблизости [после смерти].

Вопрос 7. Должны ли мы понимать Пурушу как другое название пространства или как нечто иное, занимающее каждую частицу пространства?

Ответ. То же самое. Сваямбху114 занимает каждую частицу пространства, которое само беспредельно и вечно, следовательно, в определённом смысле должен быть пространством. Сваямбху становится Пурушей, когда соприкасается с материей.

Вопрос 8. Есть ли Вселенский Ум — совокупность всех умов Дхиан-Чоханов, или Планетных Духов, — результат воздействия Пуруши на материю, как духовная душа в человеке есть воздействие духа на материю?

Ответ. Да.

Вопрос 9. Должны ли мы рассматривать семь принципов как всю материю и весь дух в качестве единого целого, как если бы дух находился на одном полюсе, а материя — на другом?

Ответ. Да, именно так.

Вопрос 10. Если так, должны ли мы рассматривать их как различные состояния материи или духа, или как?

Ответ. Состояния, условия, называйте, как хотите. Я называю это Kyen — причиной; сама она является результатом предыдущей или какой-то первоначальной причины.

Вопрос 11. Вся материя состоит из первичных молекул.

Как мы можем представить себе различные состояния материи?

Ответ. Так как молекулы всё более разряжаются, то пропорционально они становятся более растворёнными, и чем больше расстояние между нашим глобусом и ими — я не подразумеваю здесь сферу, которая доступна вашей науке, — тем сильнее меняется их полярность: отрицательный полюс приобретает более сильное свойство отталкивания, а положительный постепенно теряет свою силу притяжения. (А сейчас настало время для ваших людей Dgyu обозвать меня тибетским ослом, а для меня — возвратить этот комплимент.)

Вопрос 12.

ЧЕЛОВЕК

ТИБЕТСКИЙ

САНСКРИТ

РУССКИЙ

 1. A-Ku

Рупа

Тело

 2. Zer (жизненный луч)

Прана: Дживатма

Жизненный принцип

 3. Chhu-lung (одно из трёх стремлений)

Линга Шарира

Астральное тело

 4. Nga-Zhi (сущность Действия)

Кама-Рупа

Форма-желание

 5. Ngi (Физической эго

Линга Деха Бхут

Животная Душа

 6. Lana. Sem-Nyed (Духовная Душа)

Атман Майяви-рупа

Духовная Душа

 7. Hlün Dhub (Самосущий)

Махатма

Дух

 

ВСЕЛЕННАЯ

ТИБЕТСКИЙ

САНСКРИТ

РУССКИЙ

 1. Sem-Chan (Одушевлённая Вселенная).

 S.Sa — земля как элемент

Брахма. Вселенная

Пракрити = Материя

Iyam = Земля

Организованная Материя

 2. Zhihna (Жизненная Душа)

Пуруша

Живительный Вселенский Дух

 3. Yor Wa (иллюзия)

(Майя) Акаша

Астральная, или Космическая, атмосфера

 4. Od (свет, сияющий активный Астральный Свет)

Вак (Камакаша)

Космическая Воля

 5. Nam Kha (пассивный Эфир)

Яджна (латентная форма в Брахме = Пуруше, обусловленная действием «Вак»)

Вираджи (?)

Вселенская Иллюзия

 6. Kon Chhog (Несотворенный Принцип)

Нараян — Дух, парящий над водами и отражающий в себе Вселенную

Вселенский Ум

 7. Nyng (Продолжительность в вечности или пространстве)

Сваямбхува в пространстве

Латентный Дух, Эйн Соф

 

 

Вопрос 13. Sem chan, одушевлённая Вселенная; S. Sa, земля как элемент. К какому классу тогда относится космическая, или неорганизованная, материя?

Ответ. Zhi-gyu (космическая материя), Thog (пространство). Nyng (продолжительность), Khor wa (движение) — все одно.

Огонь, как и всё другое, имеет семь принципов. Од, один, но не самый материальный — шестой.

Вопрос 14. Всей космической, или организованной, материи присуще движение. Что же тогда для неё осуществляет Zhihna, жизненная душа, или живительный принцип?

Ответ. Теперь вы видите. Аналогично можете спросить, что делает для человеческого тела жизненный принцип, когда он входит в него в соединении с другими пятью. Мёртвое тело состоит из молекул, полных жизни, не так ли? Всё же, когда жизненная душа покинула это целое — что же оно, как не мёртвое тело? Оставьте вашу пансофию и спуститесь к нашему Dgyu.

Мы верим в спонтанное зарождение, вы — нет. Мы утверждаем: поскольку Zhihna — положительная, а Zhi-gyu (gyu — материальный, в данном смысле Земля) — отрицательная, то только когда они входят в контакт по мере того, как первая побуждается воздействовать на вторую, появляется организованная, живая, действующая сама по себе материя. Всё невидимое, неощутимое (дух вещи) — положительно, ибо принадлежит к миру реальности; всё плотное, видимое — отрицательно. Первичное и конечное, положительное и отрицательное. Таков наш проявленный мир. По мере того как силы развиваются и разница между организованной и неорганизованной материей увеличивается, начинает осуществляться тенденция к противоположному. Силы притяжения и отталкивания постепенно ослабевают. Затем происходит полная перемена свойств, и на время восстанавливается равновесие в противоположном порядке. С каждым шагом вперёд, или в сторону их первичного хаотического состояния, их свойство больше не переменяется взаимно, а постепенно ослабляются, пока они не достигнут мира не-бытия, где существует вечное механическое движение, несотворённая причина, от которой происходят в ходе непрестанного нисходящего и восходящего вращения источники бытия из не-бытия; последнее — реальность, первое — майя, временное из вечного, следствие из его причины, причём следствие в свою очередь становится причиной ad infinitum.115 Во время пралайи это восходящее и нисходящее движение прекращается, остаётся только присущая бессознательная жизнь — все творящие силы парализованы, и всё покоится в ночи ума.

Вопрос 15. Должны ли мы рассматривать любой принцип как немолекулярный?

Ответ. Приходит время, когда полярность перестаёт существовать или действовать, как и всё другое. В ночи ума всё уравновешено в беспредельном космосе в состоянии не-действия, или не-бытия.

Вопрос 16. А является ли космическая материя немолекулярной?

Ответ. Космическая материя может быть немолекулярной не более, чем организованная материя. 7-й принцип так же молекулярен, как и первый, но отличается от него не только тем, что его молекулы всё больше удаляются друга от друга и становятся более разрежёнными, но и тем, что он теряет свою полярность. Старайтесь понять и постичь эту идею, и остальное станет лёгким.

Панспермическая* и теоспермическая* концепции, как их преподают ваши школы, обе будут стоять у нас на дороге. Вы никогда не будете способны осознать их абсурдность, пока не уясните непрестанную деятельность того, что Оккультная Наука называет Центральной Точкой, как в её активном, так и пассивном состоянии. Как я сказал, мы верим в спонтанное зарождение, в независимое происхождение материи, как живой, так и мёртвой, и доказываем это, а это больше того, что могут сказать ваши Пастеры, Уаймены и Гексли*. Если бы они знали, что Zhihna нельзя изъять, или выкачать из стеклянного сосуда как воздух, и что поэтому там, где есть Пуруша, не может быть теплового предела органической жизни, они бы меньше болтали попусту и наговорили бы миру меньше абсурдностей, чем они уже успели.

Короче говоря, движение, космическая материя, продолжительность, пространство имеются повсюду, и ради ясности поместим или вообразим это разнообразие внутри или вверху круга («неограниченного»). Они пассивны, отрицательны, бессознательны, и всё же вечно движимы присущей им латентной жизнью, или силой. Во время дня активности эта циклическая сила, выбрасывая из причинного латентного принципа космическую материю, как колесо водяной мельницы выбрасывает клубы водяной пыли вокруг своей вращающейся окружности, вводит её в контакт с теми же принципами, но чьё состояние уже изменилось, поскольку они вышли из состояния первичной пассивности вечной неизменности. Таким образом, те же принципы начинают приобретать, так сказать, зародыши полярности. Затем, входящий во Вселенский Ум Dyan Kam развивает эти зародыши, даёт начало и, издавая импульс, передаёт его Фохату, который, вибрируя вместе с Акашей, являясь Од (состоянием космической материи, движением, силой и т.д.), проходит по линиям космических проявлений, создавая вся и всё; слепо — да, но в столь же точном соответствии с прототипами, представленными в вечном уме, насколько хорошее зеркало отражает ваше лицо.

Вопрос 17. О гипотетическом Абсолюте и беспредельной Конечной Причине.

Ответ. Абсолютное и беспредельное состоит из обусловленного и предельного. Причины обусловлены своими способами существования и атрибутами как индивидуальные совокупности, — и не обусловлены и вечны в своей сумме как коллективная совокупность.

Вопрос 18. Если Абсолют — слепой закон, как он может породить разум?

Ответ. Но пассивный латентный разум — или принцип, рассеянный по всей Вселенной, который в своей чистой нематериальности есть не-разум и не-сознание и который, как только заточён в материю, преобразуется в обоих — может.

Вопрос 19. Абсолют, если он разумен, должен быть всемогущим, всезнающим и абсолютно добрым?

Ответ. Пожалуйста, объясните, почему.

Вопрос. На Востоке Абсолют, сам будучи бессознательным, считается связанным с разумом эманациями, предположительно обусловленными. «Насколько эта гипотеза удовлетворяет ум в отношении возможности развития разума из не-разума», зависит от конкретного ума.

Ответ. Что вам известно о постепенном развитии мозга, начиная с силурийского периода?

Вопрос 20. Затруднение с относительно источника зла, рассмотренное с помощью сравнения с рафинированием сахара.

Ответ. И чем больше сахар рафинирован, тем больше брожение, вызываемое им в желудке, и тем больше червей.

А.П. Синнетт: Бесполезно (Покажите мне философа, который мог бы доказать, что это бесполезно!)116 говорить, что зло столь же необходимо для того, чтобы сделать добро явным, как тьма — для того, чтобы сделать свет воспринимаемым. Для обусловленного — может быть, для всемогущего — нет такой необходимости. (Сначала его докажите.) Но ясно, что обусловленный посредник — не конечная причина. Над ним стоит закон или принцип, который обусловливает его. (Каким образом? Где? Нет, только если вы не создаёте чего-либо вне абсолютного и беспредельного.) Проблемы по ту сторону завесы, отделяющей непроявленную конечную причину от проявленной Вселенной, находятся вне постижения умов, обусловленных в этой Вселенной. (Воистину, нет!) Абсолютное беспредельное невообразимо, и мы не можем ни понять его, ни объяснить его пути человеку. (Тогда зачем тратить время на это? Кто уполномочил вас это делать? Ваше всепроникающее верховное могущество существует, но это как раз материя, жизнь которой есть движение, воля и нервная сила, электричество. Пуруша может мыслить только через Пракрити.)

Вопрос 21. Так вы хотите сказать следующее:

«Так это или нет (касательно гипотезы об Абсолюте, находящемся по ту сторону обусловленного), это есть и должно всегда оставаться чистой гипотезой. Высшие разумы во Вселенной ничего не знают об этом — насколько они могут исследовать, проявленная Вселенная не ограничена и беспредельна. Наша философия принимает только то, что известно, — и познаваемо. Это, по общему признанию, непознаваемо даже для Планетных Духов; это бывшая гипотеза, несуществующая, — зачем тогда рассматривать её.... Даже если бы эта концепция была правильной, каким образом она касается нас? В течение тысячелетий высочайшие Планетные Духи исследовали Вселенную; они не нашли никаких пределов её, и ничто в ней не руководится и не управляется каким-либо внешним импульсом — всё, наоборот, происходит от внутренних импульсов, которые они понимают и которых достаточно, чтобы объяснить всё, о чём они когда-либо знали. А quоi bon117 тогда вводить эту ненужную концепцию о чём-то (которое, как несуществующее для нас, есть ничто), находящемся снаружи и за пределами того, что является для нас беспредельным и вечным, если — существует оно или нет, — оно не играет никакой заметной роли в чём-либо, касающемся нас. Факт тот, что ваши западные философские концепции монархичны, наши — демократичны. Вы способны думать о Вселенной лишь как об управляемой царём, тогда как мы знаем, что она — республика, в которой правит совокупный внутренний разум».

Ответ. Мы могли бы сказать больше — но не лучше. Это как раз то, что мы бы сказали.

Вопрос 22. Кто изобретатели мира?

Ответ. Дхиан-Чоханы — Планетные Духи.

Вопрос 23. Вселенную можно воспринимать, главным образом, как пространство, наполненное беспредельной, вечной и однородной массой молекул с присущим им движением, латентной бессознательной жизнью. (В этом своём пассивном непроявленном состоянии её можно рассматривать как хаос?)

Ответ. Да, если бы только люди были способны представить, что такое настоящий хаос, чего они не могут.

Размышления: Хотя она, действительно, является единством, её можно в различных аспектах воспринимать как (Thog) пространство, если иметь в виду её безграничную протяжённость, сосуществующее с (Nyng) вечностью, если иметь в виду её бесконечную продолжительность (Zhi-gyu), как космическую материю, если иметь в виду её молекулы, и как Khoriva — космическую силу, если иметь в виду её всепроникающее движение.

Но эти четыре концепции должны указывать не на четыре элемента, составляющих целое, а скорее, на четыре свойства, или атрибута, любой вещи, так же как на Земле вещь может быть горячей, блестящей, тяжёлой и находиться в движении. Так как эта Вселенная едина и неделима в её пассивной непроявленной форме, этот хаос для нас является несуществующим (Для вас, но зачем говорить за других?),118 но повсюду в нём рассеяны центры активности, или эволюции, и где бы и когда бы ни преобладала активность, эти части целого дифференцируются, и там, где это происходит, однородность прекращается. Таким образом, дифференциация происходит благодаря:

1. Большей или меньшей взаимной близости молекул.

2. Их большей или меньшей разрежённости.

(Что означает пункт 2? Как могут первичные молекулы становиться тоньше или толще — ех nihil119, и т.д.?)

Я не думал, что атомы рассматриваются вами как nihil. Разве в науке молекулы не рассматриваются как составные атомы? Ваша наука знает только о таких составных молекулах, а первичный атом является для неё гипотетической абстракцией и всегда останется таковой. Наука ничего не может знать о природе атомов вне сферы следствий на её глобусе, и даже этот атом она называет неделимым, а мы — нет, ибо мы знаем о существовании и свойствах вселенского растворителя — сущности Панчамахабутам* — пяти элементов. Даже существование атомов, составляющих невидимую среду, через которую проходит сила, мгновенно магнетизирующая короткий железный стержень, помещённый в центр обруча два ярда диаметром, вокруг которого намотана проволока, плотно покрытая резиновой изоляцией, — даже существование таких атомов, о которых я говорю, остаётся открытым вопросом, и наука, озадаченная и недоумевающая, не может решить, происходит ли это действие на расстоянии без или с участием некой таинственной среды — или как?

3. Изменениям в их полярности.

(Эта дифференциация в активности есть проявление, и всё, дифференцирующееся таким образом, начинает существовать, или становится нами воспринимаемым. Каждый центр активности (а эти центры бесчисленны) выражает какую-либо Солнечную систему, но эти центры всё же rari nantes in gurgite vasto,120 висящие во всепроникающем океане непроявленной Вселенной, из которого беспрестанно развиваются новые проявления и в забвение которого вечно возвращаются те, чей цикл завершён.

Чередования активности и пассивности составляют циклический закон Вселенной. Как у микрокосма — человека — есть дни и ночи, часы бодрствования и сна, так они есть и у Земли, которая, будучи макрокосмом относительно него, есть микрокосм относительно Солнечной системы; так они есть и у последней, которая также, будучи макрокосмом относительно глобуса, сама является микрокосмом относительно Вселенной. Что у самой Вселенной тоже должны быть свои дни и ночи активности и пассивности, возможно, следует из аналогии, но если так, то они охватывают невообразимые периоды, и этот факт остаётся непознаваемым наивысшими разумами, обусловленными во Вселенной.)

4. Правильно ли это? Если нет, то, когда вся Вселенная уходит в пралайю (каков ваш тибетский термин?), как может кто-либо что-нибудь знать об этом?

Ответ. Maha bar do — так называется период между смертью и перерождением человека, а также Chhe bar do. Об этом можно знать, ибо это наше тщательное исследование, или, как вы говорите, — [вывод] по аналогии. Ночь Солнечной системы, пралайя индусов, Maha bar do, или великая ночь ума тибетцев, подразумевает распад всех форм и возвращение той части Вселенной, которую занимает эта система, в своё пассивное непроявленное состояние — пространство, наполненное движущимися атомами. Всё остальное исчезает на время, но материя, которую представляют эти первичные атомы (временами объективная, временами потенциальная, или субъективная, иногда организованная, иногда неорганизованная), — вечна и неразрушима, а движение есть непреходящая жизнь (сознательная или бессознательная, смотря по обстоятельствам) материи. Поэтому даже во время ночи ума, когда все остальные силы парализованы, когда Chyang (всезнание) и Chyang mi shi kon (неведение) спят и всё остальное покоится, эта латентная бессознательная жизнь непрестанно удерживает молекулы (которым она присуща) в слепом безрезультатном и бесцельном движении inter se.121 И почему оно должно быть более бесцельным и безрезультатным, чем бессознательное слепое движение атомов в любом зародыше, готовящемся к перерождению?

Вопрос. Солнечная система исчезла даже для высших разумов в других Солнечных системах.

Верно ли это? Могут ли Планетные Духи какимто образом воспринимать пассивные небытийные части Вселенной?

Ответ. Могут.

Вопрос. Я знаю, что Адепты могут изъявлением воли создавать формы из космической материи, но, вероятно, эта космическая материя на много степеней отстоит от той, которая существует в пассивной латентной Вселенной и которую, возможно, скорее следует называть потенциальной, нежели космической материей.

Ответ. Потенциальность — это возможность, а не действительность. Найдите лучшее слово.

Вопрос. Но ничего не было уничтожено более, чем когда-либо было создано; только эта недавно активная, организованная, проявленная и существующая часть Вселенной, теряя всю дифференциацию своих частей, перешла в своё первичное, пассивное, однородное, непроявленное и в отношении всех разумов несуществующее, или непостижимое, состояние. Она возвратилась в хаос.

Если спросить: откуда происходят эти чередования активности и пассивности, ответ такой: они суть закон, присущий Вселенной. (Здесь последовало бы ваше замечание, аргумент о ненужности создания никакого разума вне самоуправляемой Вселенной.)

Ответ. Если вы сможете показать мне хоть одно существо или объект во Вселенной, который не возникает и не развивается благодаря слепому закону и в согласии с ним, только тогда ваш аргумент будет убедительным и замечание необходимым. Доктрина эволюции есть вечный протест. Эволюция означает раскрытие «evolute» из «involute», процесс постепенного роста. Единственное, что, наверное, могло быть спонтанно сотворено — это космическая материя, и изначальность означает у нас не только первородство, но и вечность, ибо материя вечна и является Hlun dhub, а не Kyen — причиной, которая сама является результатом какой-то первичной причины. Итак, в конце каждой Маха-пралайи весь космос движется к коллективному совершенству, а каждый атом (который вы называете первичным, а мы — вечным) излучает из себя более тонкий атом — ведь каждый индивидуальный атом содержит в себе фактическую потенциальность развития миллиардов миров, всё более совершенных и возвышенных — как получилось, что нет ни одного признака наличия такого разума вне самоуправляемой Вселенной?

Вы принимаете последнюю гипотезу: частица вашего бога пребывает в каждом атоме. Он делится ad infinitum, он остаётся скрытым in abscondito122, и логическое заключение, к которому мы приходим, таково: так как беспредельный ум Дхиан-Чоханов знает, что новые излучённые атомы неспособны к какому-либо сознательному или бессознательному действию, пока не получат интеллектуальный импульс от них, следовательно, ваш бог ничуть не лучше, чем слепая материя, движимая столь же слепой вечной силой, или законом, который и есть эта материя или предполагаемый бог. Ну, ладно, не будем тратить время на такие разговоры.

Размышления. Период пассивности кончается, ночь ума прекращается, Солнечная система пробуждается и вновь входит в проявление и существование, и всё в ней опять такое же, каким было до наступления ночи. Хотя прошёл период, невообразимый для человеческого ума, он прошёл лишь как здоровый сон без сновидений. Опять начинает действовать закон активности, центр эволюции возобновляет свою деятельность, источник бытия начинает фонтанировать вновь.

Я делаю вывод, что так и должно быть, иначе материя, выброшенная из вихря, или центральной точки, не нашла бы никого в дифференцированном состоянии, от кого она могла бы получить свой собственный импульс или дифференциацию.

Ответ. Когда пробивает час, космические атомы, уже в дифференцированном состоянии, остаются status quo, так же как и небесные тела, и всё другое в процессе формирования. Так что вы поняли идею.

Размышления. Во всё ещё пассивной части Вселенной, в которой висит и которой насыщена вновь проявленная Солнечная система, в не-бытии, где совершается вечное механическое движение — её несотворённая причина, — образуется вихрь, который в своём непрестанном вращении постоянно выбрасывает в поляризованную, активную, проявленную, сознательную Вселенную неполяризованный, пассивный, непроявленный и бессознательный Вселенский элемент.

Назовите это движением, космической материей, продолжительностью или пространством, ибо это является всем этим и всё же единым, это Вселенная, проявленная и непроявленная, и больше ничего нет во Вселенной. Но в тот момент, когда это выходит из пассивности (или не-бытия) в активность (или бытие), оно начинает менять своё состояние и дифференцироваться в результате контакта с тем, что уже раньше изменилось; так вечное колесо и вращается, и следствие сегодняшнего дня становится причиной завтрашнего, и так далее на веки веков. Но всегда нужно помнить: не-бытие — пассивное, вечное, реальное; бытие — активное, преходящее и нереальное. Ибо, будет ли его жизненный путь длиннее или короче (в зависимости от получаемых им импульсов), проявленное рано или поздно распадается в непроявленное, и бытие растворяется в не-бытии.

Но как насчёт наивысших Планетных Духов? Они, несомненно, не возвращаются в не-бытие, а переходят в более высокие или, по крайней мере, иные Солнечные системы.

Ответ. Высшее состояние Нирваны есть высшее состояние не-бытия. Приходит время, когда вся бесконечность спит или отдыхает, когда Всё вновь погружено в единую вечную и несотворенную совокупность всего. Совокупность латентной бессознательной потенциальности.

Размышления. Заявлялось, что дифференциация первоначального элемента есть основа проявленной Вселенной, и теперь мы должны рассмотреть семь различных принципов, которые составляют эту Вселенную и управляют ею, или, другими словами, семь различных состояний, или условий, в которых этот элемент существует в ней.

Ответ. Нет конечного или первичного замысла, кроме как применительно к организованной материи. Замысел — это Kyen, причина, возникающая от первичной причины. Латентный замысел существует извечно в едином нерождённом вечном атоме, или центральной точке, которая везде и нигде и называется ° ° ° ° (наше самое тайное имя, которое не может быть сообщено и которое даётся при посвящении высшим Адептам). Так что я могу вам дать шесть названий принципов нашей Солнечной системы, но вынужден умолчать об остальных и даже о названии седьмого. Назову его «неизвестным» и объясню, почему. Damze (брамин) не выдаст вам название даже венца Акаши, а будет говорить о шести первичных силах природы, представленных астральным светом. Я скоро назову вам эти принципы. Вначале хорошенько изучите уже изложенное.

 

* * *

 

113. В связке, в контакте (фр.). (вернуться ↑)

114. Самосущное бытие (санскр.). (вернуться ↑)

115. И так до бесконечности (лат.). (вернуться ↑)

116. В скобках здесь и далее (в этом абзаце) даны комментарии Учителя. (вернуться ↑)

117. Зачем? (фр.). (вернуться ↑)

118. Замечание Учителя. (вернуться ↑)

119. Из ничего (лат.). (вернуться ↑)

120. Редкие пловцы в огромном море (лат.). (вернуться ↑)

121. Между собой, взаимное (лат.). (вернуться ↑)

122. В тайне (лат.). (вернуться ↑)

 

«Панспермическая* и теоспермическая* концепции» – Панспермия – гипотеза о возможности переноса живых организмов или их зародышей через космическое пространство и, как следствие, – зарождении жизни на Земле в результате занесения её из космоса. Теоспермия – креационизм, гипотеза о том, что всё, что есть, создано Богом. (вернуться ↑)

«сущности Панчамахабутам*» – Панчамахабутам – «пять великих элементов», в порядке возрастания их тонкоматериальности: земля, вода, огонь, воздух и Акаша. (вернуться ↑)

  Письмо 48