Письмо 59 (ML-12)

 

* Комментарий в печатном варианте книги.

 

Письмо 59 (ML-12)

М. ~ Синнетту

Получено в Аллахабаде в феврале 1882 г.

 

Ваша гипотеза гораздо ближе к истине, нежели гипотеза мистера Хьюма. Два фактора должны быть приняты во внимание:

а) определённый период;

б) определённая скорость развития, точно соответствующая ему. Хотя период Маха Юги147 почти немыслимо длинен, всё же он является определённым сроком, и в течение этого времени должен быть завершён весь порядок развития или, выражаясь оккультной фразеологией, погружение Духа в материю и его возвращение для нового восхождения. Цепь бус, где каждая бусина есть мир — иллюстрация, уже знакомая вам. Вы уже задумывались над жизненным импульсом, начинающимся с каждой манвантарой для развития первого из этих миров, чтобы усовершенствовать его и населить последовательно всеми воздушными формами жизни. Совершив в этом первом мире семь циклов — или эволюций, — в каждом из царств, как вы уже знаете, он проходит далее вниз по дуге, чтобы подобным же образом развить следующий мир в цепи, усовершенствовать его и оставить; затем следующий — и так далее до тех пор, пока семеричный Круг эволюций миров цепи не будет пройдён и Маха Юга не закончится. Тогда снова хаос — Пралайя. По мере своего движения этот жизненный импульс (на седьмом и последнем Круге от планеты к планете) оставляет после себя умирающие и — очень скоро — «мёртвые» планеты.

После того, как человек последнего, седьмого, Круга переходит в последующий мир, предыдущий со всей его минеральной, растительной и животной жизнью (за исключением человека) начинает постепенно умирать и с исходом последнего animalcula148 гаснет, или, как говорит Е.П.Б., потухает; это малая, или частичная, пралайя. Когда же Дух-человек достигает последней бусины цепи и переходит в конечную Нирвану, этот последний мир тоже исчезает, или переходит в субъективность. Таким образом, в звёздных галактиках рождение и смерть миров вечно следуют одно за другим правильной чередою Закона природы. И, как уже сказано, сейчас последняя бусина нанизана на нить Маха Юги.

Когда последний цикл развития человека закончится на нашей последней плодородной Земле и человечество достигнет в массе своей стадии Буддовости и выйдет из объективного существования в тайну Нирваны, тогда «пробьёт час», видимое станет невидимым, конкретное возвратится в своё доциклическое состояние рассеянных атомов.

Но мёртвые миры, оставленные позади несущимся вперёд жизненным импульсом, не будут вечно мёртвыми. Движение есть вечный закон всего сущего, и сродство, или притяжение, является его сотрудником во всех проявлениях. Трепет жизни снова соединит атомы и начнёт проявляться на инертной планете, когда наступит срок. Хотя её силы остаются в том же состоянии, спящими, но мало-помалу, когда час вновь пробьёт, она соберёт всё нужное для нового цикла человеческого проявления и даст рождение более высокому типу человека в моральном и физическом отношении, нежели в предшествующей манвантаре. И космические атомы уже в дифференцированном виде (в проявлениях силы, т.е. в механическом смысле, движений и следствий) остаются в том же состоянии, так же как и планеты, и всё остальное в процессе образования. Такова «гипотеза, которая полностью согласуется с вашим (моим) замечанием». Поскольку развитие планет так же прогрессирует, как и человеческая, или расовая, эволюция, час наступления пралайи приходит в серии миров, находящихся в последовательных стадиях эволюции: каждый достигает какого-то периода эволюционного развития и останавливается в своём развитии до тех пор, пока внешний импульс следующей манвантары не сдвинет его с этой точки подобно вновь заведённому хронометру. Вот почему я употребил выражение «в дифференцированном состоянии».

При наступлении пралайи ни человек, ни животное, ни даже растительная сущность не будут жить, чтобы быть свидетелями её, но останется Земля, или глобусы, с их минеральными царствами. И все они будут во время пралайи физически распавшимися, но не уничтоженными, поскольку у них есть своё место в эволюции и их «недостатки» вновь выступят из субъективности, они найдут определённую точку, из которой им придётся начать двигаться по цепи «проявленных форм». И это, как вы знаете, продолжается бесконечно в Вечности. Каждый из нас прошёл этот бесконечный круг и будет вечно повторять его. Каждое отклонение с пути и скорость прогресса от Нирваны к Нирване управляются причинами, которые человек сам же порождает в результате тяжёлых ситуаций, в которых оказывается.

Эта картина вечного движения может устрашать ум, привыкший мечтать о существовании бесконечного покоя. Но последнее представление не поддерживается ни аналогиями в природе, ни — каким бы невежественным меня не считали в вашей западной науке (разве это не так?) — данными этой науки. Мы знаем, что периоды деятельности и покоя следуют один за другим во всех проявлениях природы, от макрокосмоса с его Солнечными системами до человека и его планеты Земля, которая имеет свои периоды деятельности, сменяющиеся периодами сна. Одним словом, вся природа так же, как и порождённые ею живые формы, имеет своё время для восстановления сил. То же самое можно сказать и о духовной индивидуальности, Монаде, которая начинает своё нисходящее и восходящее циклическое вращение. Промежуточные периоды между каждым большим манвантарным «кругом» пропорционально продолжительны, чтобы вознаградить все существа за тысячи существований, пройденных на различных глобусах. Интервал между каждым новым «рождением расы», или между кольцами, как вы их называете, достаточно длителен, чтобы в этот промежуток времени, проведённый в сознательном блаженстве после возрождения Эго, вознаградить любую жизнь, полную страданий и борьбы. Вечность блаженства или страдания в качестве вознаграждения за действия, считающиеся достойными или недостойными, может быть предложена лишь тем, кто ещё не осознал страшного значения слова Вечность и не задумывался над законом совершенной справедливости и равновесия, который охватывает всю природу. Вам могут быть даны дальнейшие сведения, которые докажут, как точно соблюдается справедливость в отношении не только человека, но и подчинённых ему существ, и бросят некоторый свет, я надеюсь, на мучительный вопрос добра и зла.

А теперь, чтобы увенчать моё усилие (т.е. писание), могу заплатить один старый долг и ответить на ваш вопрос о земных воплощениях. Кут Хуми ответил на некоторые из ваших вопросов, по крайней мере, начал писать вчера, но был оторван обязанностями, но я как-нибудь ему помогу. Полагаю, вы не встретитесь с большими трудностями — их будет не так много, как до сих пор, чтобы разобраться в моём письме. Я стал очень ясным писателем с тех пор, как он упрекнул меня, что я заставляю вас терять очень ценное время при разборке нацарапанного мною. Его выговор достиг цели, и, как видите, я исправился и сошёл с путей зла.

Посмотрим, что говорит ваша наука об этнографии и других предметах. Самые последние заключения, к которым, по-видимому, пришли ваши западные мудрецы, если изложить вкратце, следующие. Теории, даже приблизительно верные, я подчеркну синим:149

1. Наиболее ранние следы человека, которые они могут найти, исчезают перед окончанием периода, о котором лишь ископаемые в скалах доставляют им единственные имеющиеся у них сведения.

2. Исходя из этого, они находят четыре расы человека, которые последовательно населяли Европу:

а) раса, селившаяся по течению рек, могущественные охотники (может быть, Нимрод?*), которые населяли западную Европу в тропической зоне того времени, употребляли оббитые каменные орудия самых примитивных видов и были современниками доисторических носорогов и мамонтов;

б) так называемый пещерный человек — раса, развившаяся во время ледникового периода (эскимосы, как говорят западные учёные, единственно оставшиеся представители этого типа) и имевшая более утончённые орудия и инструменты из оббитых камней, ибо они воспроизводили с удивительной точностью изображения различных животных, наиболее близких им, посредством остроконечных кремней на отростках оленьих рогов, костях и камнях;

в) третья раса — люди неолитического периода, обитатели швейцарских озёр, уже оттачивают свои каменные орудия, строят дома и лодки, делают глиняную посуду;

г) наконец, появляется четвёртая раса, пришедшая из Центральной Азии. Это светлокожие арийцы, которые сочетались с оставшимися темнокожими иберийцами — представленными теперь смуглыми басками Испании. Это раса, которую западные исследователи считают прародительницей современных народов Европы.

3. Учёные добавляют, что человек — обитатель течения рек — предшествовал ледниковому периоду, известному в геологии как плейстоценский период и имевший место около 240 000 лет тому назад, тогда как человеческие существа (смотрите Гейки*, Доукинса*, Фиске* и других) населяли Европу по крайней мере на 100 000 лет раньше.

За одним исключением они все ошибаются. Они подходят довольно близко, но тем не менее теряют след в каждом случае. Было не четыре, а пять рас, а мы являемся пятой расой, смешанной с остатками четвертой. (Более совершенная эволюция, или раса, появляется с каждым маха-циклическим Кругом.) Первая раса появилась на Земле не полмиллиона лет назад (по теории Фиске), а несколько миллионов лет назад. Последняя научная теория принадлежит немецким и американским профессорам, которые говорят устами Фиске: «Мы видим, что человек, обитатель Земли, оставался в течение, может быть, около полумиллиона лет, фактически немым». Он и прав, и не прав. Прав относительно того, что раса была «немой», ибо долгие века молчания потребовались для эволюции и обоюдного понимания речи, от стонов и бормотаний человека, чуть поднявшегося над самым развитым антропоидом (расы, теперь вымершей, ибо «природа закрывает дверь за собою» в своём движении вперёд — более, чем в одном смысле), до первого издающего односложные звуки человека. Но он не прав во всём остальном.

Кстати, вы должны прийти к какому-нибудь соглашению относительно терминологии, когда обсуждаете циклические эволюции. Наши термины непереводимы, и без основательного знания нашей полной системы понятий (которая не может быть выдана никому, за исключением настоящих посвящённых) они ничего определённого вам не дадут, но лишь послужат источником путаницы, как происходит с терминами «душа» и «дух»150 у всех ваших метафизических писателей — особенно у спиритуалистов.

Вы должны быть терпеливы с Субба Роу. Дайте ему время. Он теперь в своём тапасе*, и его нельзя беспокоить. Я ему скажу, чтобы он не пренебрегал вами, но он очень ревнив и рассматривает обучение англичанина как святотатство.

Ваш М.

Р.S. Написано хорошо, но бумага не годится для каллиграфии. Не могу писать по-английски кисточкой — было бы хуже.

 

* * *

 

147. То же, что гораздо чаще называется «Манвантарой»: совокупность четырёх Юг, или веков, по 4 320 000 000 Солнечных лет, «День Брахмы» согласно брахманической системе. (вернуться ↑)

148. Микроскопическое животное (лат.). (вернуться ↑)

149. Здесь подчеркнуто черным. (вернуться ↑)

150. Эти два типа сознания очень часто путают между собой, зачастую приравнивая одно к другому, тогда как Дух является высшей ипостасью человека, а Душа — промежуточным (хотя и достаточно высоким) этапом при восхождении от личности к Духу. (вернуться ↑)

 

«может быть, Нимрод?*» – Нимрод, согласно Библии — царь Сеннаарский, правнук Ноя, воин-охотник. (вернуться ↑)

«смотрите Гейки*, Доукинса*, Фиске* и других» (вернуться ↑)

Гейки – братья Арчибальд (1835-1924) и Джеймс (1839-1915), шотландские геологи, писатели, члены Лондонского Королевского Общества.

Доукинс – Уильям Бойд Доукинс (1837-1929) – британский геолог, археолог и писатель.

Фиске – Джон Фиске (1842-1901) – американский философ и историк.

«Он теперь в своём тапасе*» – Тапас – система аскезы в индуизме. (вернуться ↑)

 

  Письмо 59 (ML-12)