Письмо 92-Б (ML-22)

 

* * *

 

Письмо 92-Б (ML-22)

К.Х. — Хьюму

Получено в Симле осенью 1882 г.

 

Приходило ли вам когда-либо на ум — теперь, с точки зрения вашей Западной науки и того, что подсказывает ваше собственное Эго, которое уже охватило основоположения каждой истины, приготовьтесь осмеивать ошибочную идею, — так вот, не рождалось ли у вас предположение, что Мировой Разум, как и конечный человеческий ум, может иметь два признака или двойственную мощь — один произвольный и сознательный, другой непроизвольный и бессознательный (как механическая сила)? Чтобы согласовать трудность многих теистических и атеистических предположений, обе эти силы суть философская необходимость. Возможность первого, или произвольного и сознательного признака по отношению к Бесконечному Разуму, несмотря на утверждение всех Эго во всём существующем мире, навсегда останется лишь гипотезой, тогда как в конечном разуме это есть научный факт. Высочайший Планетный Дух так же невежественен относительно первого, как и мы, и гипотеза эта останется таковой даже в Нирване — это просто выводимая гипотеза как там, так и здесь.

Возьмите человеческий ум в связи с телом. Человек имеет два различных физических мозга: головной мозг с его двумя полушариями в передней части головы — источник волевых нервов; и мозжечок, помещающийся у задней стороны черепа — фонтан непроизвольных нервов, являющихся посредниками бессознательных или механических сил ума для действий. И как бы ни был слаб и неуверен контроль человека над его непроизвольными функциями, такими как кровообращение, сердцебиение, дыхание, в особенности во время сна, тем не менее насколько могущественнее и потенциальнее проявляется человек как владыка и повелитель слепого молекулярного движения — законов, которые управляют его телом (доказательства этого выявлены феноменальными силами Адепта и даже простого Йога), нежели тот, кого вы называете Богом, проявляется владыкой над неизменными законами Природы. В противоположность конечному, «бесконечный разум» (который мы именуем так лишь условно, ибо мы называем его бесконечной Силой) проявляет лишь функции своего мозжечка, существование же предполагаемого головного мозга допускается, как выше сказано, лишь гипотезой, выводимой из каббалистической теории (правильной во всех других отношениях), что Макрокосм есть прототип Микрокосма. Насколько мы знаем (подтверждение этого современной наукой принимается мало в расчёт) и насколько Высшие Планетные Духи подтвердили это (которые, запомните хорошенько, находятся в таком же отношении к транскосмическому миру, проникая за первичный покров космической материи, как и мы, переходя за покров этого, нашего грубого физического мира), бесконечный разум являет им, так же как и нам, не более, нежели точное и бессознательное биение вечного и общего пульса Природы на протяжении мириадов миров в пределах, так же как и вне пределов первичного покрова нашей Солнечной системы.

Столько мы знаем. В пределах и до крайних границ, до самого крайнего предела космического покрова мы знаем достоверность этих фактов благодаря личным опытам. Что же касается сведений, собранных о том, что делается за этими пределами, мы обязаны Планетным Духам и нашему Благословенному Владыке Будде. Конечно, это может быть рассматриваемо как сведение, идущее из вторых рук. Есть такие, которые скорее предпочтут считать даже планетных богов «заблуждающимися» бесплотными философами, если и не настоящими лжецами, нежели допустят очевидность факта. Пусть будет так. «Каждый человек властелин своей мудрости», — гласит тибетская пословица; и он свободен почтить, либо унизить своего раба. Тем не менее я буду продолжать для пользы тех, которые всё же смогут схватить суть моих объяснений проблемы и понять её разрешение.

Существует особая способность непроизвольной мощи Бесконечного Разума, которого никто и никогда не подумал бы назвать Богом, — быть вечно развивающейся субъективной материей в объективные атомы (вы должны запомнить, что эти два прилагательных употреблены лишь в относительном смысле) или космическую материю для того, чтобы развиться впоследствии в формы. И это та же самая непроизвольная механическая сила, которую мы видим такою напряжённо-деятельною во всех определённых законах природы, которая управляет и контролирует то, что называется Вселенной или Космосом. Есть несколько современных философов, которые доказали бы существование Творца по факту движения. Мы говорим и утверждаем, что это движение — универсальное вечное движение, которое никогда не прекращается, никогда не ослабевает и не увеличивает свою скорость даже в промежутках между [Манвантарами] — во время пралай, или «ночей Брамы», но продолжается подобно мельнице, приведённой в действие, несмотря на то, есть ли что молоть или нет (так как пралайя означает временную потерю всякой формы, но ни в коем случае не уничтожение космической материи, которая вечна) — мы говорим, что это непрестанное движение и есть единое, вечное и несозданное Божество, которое мы в состоянии признать. Рассматривать Бога как разумного духа и в то же время признавать его абсолютную нематериальность — значит представить себе бессмыслицу, абсолютную пустоту. Рассматривать Бога как Существо, как Эго и укрыть его разум под спудом по каким-то таинственным причинам есть самая законченная нелепость; наградить его разумом перед лицом слепого, грубого Зла — значит делать из него врага — коварного Бога. Существо, хотя бы и гигантское, наполняющее пространство и имеющее длину, ширину и плотность — это, конечно, божество Моисея. «Небытие» и простой принцип приводит вас непосредственно к буддийскому атеизму или ведическому примитивному Акосмизму*.

Что лежит по ту сторону и вне миров форм и существ, в мирах и сферах в их наиболее одухотворённых состояниях (может быть, вы сделаете одолжение нам, сказав, где это «по ту сторону» может быть, когда вся Вселенная бесконечна и беспредельна) совершенно бесполезно для кого бы то ни было искать, раз даже Планетные Духи не имеют ни знания, ни ощущения того. Наши величайшие Адепты и Бодхисаттвы сами никогда не проникали за нашу Солнечную систему (эта мысль, кажется, замечательно отвечает вашей предвзятой теистической теории, мой уважаемый брат), тем не менее они знают о существовании других подобных Солнечных систем с той же математической точностью, как и любой западный астроном знает о существовании невидимых звёзд, к которым он никогда не может приблизиться или исследовать их. Но о том, что лежит в пределах миров и систем не в транс-бесконечности (забавное выражение), но скорее в цис-бесконечности*, в состоянии чистейшей и непредставляемой нематериальности, никто никогда не знал и не будет в состоянии сказать, следовательно, это и есть нечто несуществующее для мира. Вы свободны поместить в эту вечную Пустоту разумные или произвольные силы вашего Божества, если только вы можете представить себе нечто подобное.

А пока мы можем сказать, что движение управляет законами природы, и что оно управляет ими как механический импульс, данный текущей воде, который будет двигать её вдоль прямой линии или же вдоль сотен боковых борозд, которые ей случится встретить на её пути, безразлично, будут ли эти борозды естественными углублениями или же каналами, искусственно приготовленными рукою человека. И мы утверждаем, что где только есть жизнь и бытие в какой бы то ни было высоко одухотворённой форме, там нет места для морального управления, ещё менее для морального Правителя — Существа, которое в то же время не имеет формы и не занимает пространства! Воистину, если Свет сиял во тьме и тьма не знала его, то это потому, что таков естественный закон, но насколько это яснее и наполнено смыслом для того, кто может сказать, что Свет ещё менее способен понять тьму и никогда не может узнать её, ибо, проникая во тьму, Свет убивает её, уничтожает мгновенно. Чистый и всё же имеющий волю Дух есть абсурд для ума. Следствие организма не может существовать независимо от организованного мозга, а организованный мозг, созданный из ничего, ещё большее заблуждение. Если вы спросите меня: «Откуда тогда неизменные законы? Законы не могут создать сами себя», — тогда я в свою очередь спрошу вас: откуда их предполагаемый Создатель? Создатель не может создать или сделать себя, если его мозг не создался, ибо это будет утверждением, что мозг действовал ранее своего существования; как может разум, проявление организованного мозга, действовать ранее возникновения своего творца!

Всё это напоминает спор из-за старшинства. Если наши доктрины слишком расходятся с вашими теориями, мы лучше откажемся от этой темы и поговорим о чём-либо другом. Изучите законы и доктрины непальских Свабхавиков, главной буддийской философской школы Индии, и вы найдёте их наиболее учёными, так же как и наиболее научно-логическими спорщиками в мире. Их пластичная, невидимая, вечная, вездесущая, бессознательная Свабхават есть Сила, или Движение, вечно порождающее своё электричество, которое есть жизнь.

Да, существует сила такая же беспредельная, как и мысль, такая же мощная, как безграничная воля, такая же проникающая, как субстанция жизни, и настолько невообразимо ужасная в своей разрывной силе, что, если бы она была употреблена как рычаг, она могла бы потрясти мир до самого центра, но эта Сила — не Бог, раз существуют люди, которые изучили тайну подчинения этой силы своей воле, когда это необходимо. Оглянитесь вокруг себя и посмотрите на мириады проявлений жизни, так бесконечно многообразных — жизни в движении и изменяемости. Что причиною этому? Из какого неисчерпаемого источника произошли они, каким образом? Из невидимого и субъективного они вошли в нашу маленькую плоскость видимого и объективного. Дети Акаши, конкретные эволюции из эфира, Сила сделала их познаваемыми и Сила со временем уберёт их из поля зрения человека. Почему одно растение в вашем саду произросло в таком виде, а другое, слева от него, в совершенно ином? Не есть ли это следствия различных действий Силы — несхожие сочетания? Если бы существовало совершенное однообразие проявлений во всём мире, мы имели бы полное тождество форм, цвета, видов и свойств во всех царствах природы. Бесконечное разнообразие, которое преобладает, обязано движению с проистекающими из него столкновениями, нейтрализацией, равновесием и сочетанием.

Вы говорите о разумном и добром (качество выбрано довольно неудачно) Отце, моральном руководителе и правителе мира и человека. Некоторое условие вещей существует вокруг нас, которое мы называем нормальным. В этих пределах ничто не может случиться, что превысило бы наш ежедневный опыт «божественных, неизменных законов». Но предположим, что мы изменим это условие, без которого волос не упадёт с вашей головы, как говорят вам на Западе, и используем его лучше. Струя воздуха доносится до меня с озера, вблизи которого я пишу сейчас это письмо наполовину замёрзшими пальцами; посредством некоторых комбинаций: электрических, магнетических, одических или других воздействий, я изменяю качество воздуха, благодаря которому немеют мои пальцы, в более тёплый ветер. Этим я воспрепятствовал намерению Всемогущего и развенчал его по своей воле! Я могу это сделать, и, когда я не хочу, чтобы Природа производила странные и чересчур заметные феномены, я заставляю моё «Я», природу видящее и на природу влияющее, внезапно просыпаться к новым восприятиям и ощущениям, и таким образом становлюсь своим собственным Создателем и повелителем.

Неужели вы думаете, что вы правы, говоря, что «законы возникают»? Неизменные законы не могут возникать, раз они вечные и не созданные, движущиеся в Вечности; и сам Бог, если бы он существовал, не имел бы силы остановить их. И когда я сказал, что эти законы были случайными per se,237 я имел в виду их случайные сочетания, никогда не отрицал сами законы или, вернее, закон, ибо мы признаём лишь единый закон во Вселенной, закон гармонии, совершенного равновесия. Тогда для человека, наделённого такой тонкой логикой и таким тонким пониманием смысла идей вообще и слов особенно, — для человека столь точного, каким вы обычно являетесь, бросаться словами по поводу «всемудрого, могучего и полного любви Бога», кажется, по меньшей мере, странным. Я совершенно не протестую, как вы это думаете, против вашего теизма и веры в какой-либо абстрактный идеал, но я не могу не спросить вас: откуда вы знаете или можете знать, что ваш Бог всемудр, всемогущ и полон любви, когда всё в природе — физической и моральной — доказывает, что если подобное существо есть, то всё в нём противоречит тому, что вы говорите о нём? Странное противоречие, которое, видимо, одолевает сам ваш разум!

Трудность объяснения факта, что «неразумные Силы могут произвести высокоразумные существа, как мы сами», перекрывается вечным прогрессом циклов и процессом эволюции, в вечном движении совершенствующей свою работу. Не веря в циклы, совершенно лишним будет для вас изучение того, что создаст лишь новый предлог для вас, мой дорогой брат, для опровержения этой теории и рассуждений ad infinitum.238 Также совершенно неповинен я в ереси, в которой обвинён по отношению к духу и материи. Представления о материи и духе как о совершенно различных и одинаково вечных, конечно, никогда не могли быть в моей голове, как бы мало я ни знал о них, ибо это одна из элементарных и фундаментальных доктрин оккультизма — что эти двое есть одно и отличны лишь в относительных проявлениях и только в ограниченном познавании чувственного мира.

Итак, будучи далеко не «лишёнными философской широты », доктрины наши показывают лишь единый принцип природы — духо-материю, или материю-дух, третий, конечный Абсолют, или квинтэссенция обоих — если мне разрешат употребить столь ошибочный термин в данном приложении — лишь он один поддаётся видению и духовному восприятию «Богов» или планетных Духов (в пределах их осведомлённости). Этот третий принцип, говорят философы Веданты, есть единственная реальность, всё остальное лишь Майя, ибо ни одно из подобных Протею проявлений духа и материи, или Пуруши и Пракрити, не рассматривалось когда-либо в другом свете, нежели как временное заблуждение чувств. Даже в еле намеченной философии «Изиды» эта идея ясно проведена. В книге «Kiu-te» Дух назван ультимативной сублимацией материи, а материя — кристаллизацией Духа. Нельзя дать лучшей иллюстрации, нежели в простейшем феномене льда, воды и пара и конечное рассеяние последнего. Феномен этот в обратной последовательности проявления называется Духом, падающим в зарождение, или материю. Эта троица, превращающаяся в Единство, — доктрина такая же древняя, как мир мысли — была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в Александрийских школах и превратили её в Отца, или зарождающего духа; Сына, или материю, — человека; и в Святого Духа — нематериальную сущность, или вершину равностороннего треугольника, — идея, находимая и по сей день в пирамидах Египта. Итак, ещё раз доказано, что вы совершенно не понимаете смысл, когда ради сокращения я употребляю фразеологию, обычную для западников. Но, в свою очередь, я должен заметить, что ваше представление, будто материя есть лишь временная аллотропическая* форма Духа, отличающаяся от него, как уголь от алмаза, настолько же антифилософское, как и ненаучное с точки зрения Востока и Запада. Уголь является лишь видом остатка материи, тогда как материя per se неразрушима и, как я утверждаю, единосущна с духом — тем духом, который мы знаем и можем представить. Лишённый материи Пуруша (Дух) не может проявляться, следовательно, перестаёт существовать, становится ничем. Без Духа, или Силы, даже то, что наука именует как «неорганическая материя» (так называемые минеральные ингредиенты, которые питают растения), никогда не могла быть вызвана в формы. Есть момент в существовании каждой молекулы и атома материи, когда по той или иной причине последняя искра Духа, или движения, или жизни (называйте это, как хотите), извлекается, и в тот же момент с быстротою, превышающей молниеносное сверкание мысли, атом, молекула или совокупность молекул уничтожаются, чтобы вернуться в первичную чистоту интракосмической239 материи. Они притягиваются к своему источнику со скоростью шарика ртути к его центральной массе. Материя, сила и движение суть троица физической объективной природы, так же как и троичное единство духа-материи принадлежит духовной и субъективной природе. Движение вечно, ибо Дух вечен. Но никакое движение не может быть представлено вне его соотношения с материей.

Вернёмся к вашей изумительной гипотезе, что зло с сопровождающей его свитой преступлений и страданий не есть следствие материи, но есть, вероятно, мудрая схема морального правителя мира. Хотя подобная идея допустима для вас, воспитанного на губительном заблуждении христианства, что «пути Господни неисповедимы», для меня она совершенно невообразима. Должен ли я снова повторить, что лучшие Адепты исследовали Мир в продолжении тысячелетий и нигде не нашли такого макиавеллистического комбинатора, но лишь повсюду тот же неизменный, неумолимый закон. Потому вы должны извинить меня, если я положительно отказываюсь терять время на такие детские рассуждения. Не «пути Господни», но скорее пути некоторых людей, очень умных во всём, за исключением одной слабости, непонятны мне.

Как вы говорите, это «ничего не значит» между нами лично. Но это значит много, если вы хотите учиться и предлагаете мне учить. Хоть убейте меня, не понимаю, как я могу передать вам то, что знаю, если вы неизменно, а priori противоречите азбуке того, что я знаю, отвергаете тот фундамент, на котором зиждятся тайны оккультной вселенной по эту или по ту сторону завесы? Мой дорогой брат, или мы что-то знаем, или ничего не знаем. В первом случае какая вам польза от вашего обучения, раз вы думаете, что вы лучше знаете? Во втором случае — зачем вам терять время? Вы говорите, что не имеет значения, являются ли эти законы выражением воли разумного сознательного Бога, как вы думаете, или же составляют неизбежные атрибуты неразумного бессознательного «Бога», как я считаю. Я говорю, что это значит всё, и так как вы серьёзно верите, что эти фундаментальные вопросы (о духе и материи, о Боге и не-боге) «находятся, предположительно, за пределами нас обоих» — другими словами, что ни я, ни наши величайшие Адепты не знают больше вас, — то чему же я вас в таком случае могу учить? Вы знаете, что для того, чтобы научиться читать, вам сперва следует заучить ваши буквы, и всё же, вы хотите узнать течение событий до и после Пралайи, о каждом событии здесь, на этой планете после начала нового цикла — тайну, передаваемую только на одном из последних посвящений, как было сказано мистеру Синнетту, ибо письмо моё к нему о Планетных Духах было просто случайностью, вызванной одним из его вопросов.

А теперь вы скажете, что я ускользаю от прямого ответа. Что я беседовал с вами по второстепенным вопросам, но не объяснил вам всего, что вы хотите знать и о чём вы просили рассказать. Что я «увёртываюсь», как всегда. Простите, что я возражу вам, но ничего подобного нет. Существуют тысячи вопросов, на которые мне никогда не разрешат ответить, и увёртыванием было бы, если бы я вам ответил иначе, как сейчас. Я говорю вам откровенно, вы неспособны учиться, ибо ум ваш слишком наполнен, и нет ни одного свободного угла, откуда первоначальный жилец его не вылез бы и не начал выгонять нового пришельца. Потому я не исчезаю, но даю вам время поразмыслить и сделать вывод, а главное — хорошо усвоить данное вам ранее, прежде нежели вы ухватите что-либо другое. Мир силы есть мир оккультизма и единственный, куда высочайшие Адепты погружаются для исследования тайн бытия. Следовательно, никто, кроме этих посвящённых, не может знать что-либо об этих тайнах. Руководимый своим Гуру (Учителем) ученик прежде всего открывает этот мир, затем его законы, затем их центробежную эволюцию в мир материи.

Чтобы сделаться совершенным Адептом, требуются долгие годы, но, наконец, ученик становится мастером. Скрытое становится явным, тайна и чудо исчезают навсегда. Он видит, как направить силу в том или другом направлении, чтобы произвести желательные следствия. Тайные химические, электрические или одические свойства растений, трав, кореньев, минералов, животной ткани так же обыкновенны для него, как перья ваших птиц для вас. Ни одно изменение в эфирных вибрациях не может ускользнуть от него. Он прикладывает своё знание и являет феномен! И он, который начал, отвергая всякую мысль о возможности чуда, тотчас же причислен к чудотворцам и либо почитаем глупцами как полубог, либо отвергаем ещё большими глупцами как шарлатан!

Чтобы показать вам, какова точность такой науки, как оккультизм, дайте мне сказать вам, что способы, которыми мы пользуемся, все изложены для нас до мельчайших подробностей в своде правил, в кодексе столь же старом, как и человечество, но каждый из нас должен начать с начала, а не с конца. Наши законы так же неизменны, как и законы Природы, и они были известны человеку целую вечность, прежде чем «надменный боевой петух» — современная наука — вылупился из яйца. Если я не дал вам modus operandi240 или начал не с того конца, то, по крайней мере, я показал вам, что мы строим нашу философию на опыте и выводе, если вы не предпочитаете подвергать сомнению и оспаривать этот факт, подобно всем остальным фактам.

Учите, прежде всего, наши законы и воспитывайте ваши чувствования, дорогой брат. Овладевайте вашими непроизвольными силами и развивайте в правильном направлении вашу волю — и вы сделаетесь Учителем из ученика. Я не откажу дать то, на что я имею право. Только я должен был учиться пятнадцать лет до того, как подошёл к доктрине о циклах и должен был сперва учиться более простым вещам. Но как бы то ни было и что бы ни случилось, я верю, что мы больше спорить не будем, что и бесполезно, и болезненно.

 

* * *

 

237. Сами по себе, по сути, в чистом виде (лат.). (вернуться ↑)

238. До бесконечности (лат.). (вернуться ↑)

239. Интра (лат.) — внутри, в пределах. (вернуться ↑)

240. Образ действия, модель поведения (лат.). (вернуться ↑)

 

* * *

 

«примитивному Акосмизму*» – Акосмизм (греч., «безмирие») – философское и религиозное учение, проповедующее взгляды о ничтожности мира, отрицающее реальность Вселенной и рассматривающее её как иллюзию, где только вечный непроявленный Абсолют реален. (вернуться ↑)

«транс-бесконечности (забавное выражение), но скорее в цис-бесконечности*» – Транс – за пределами, цис – по эту сторону (лат.). (вернуться ↑)

«аллотропическая* форма Духа» – Аллотропия – означает свойство некоторых химических элементов существовать в двух или более различных формах, различных по строению и свойствам. (вернуться ↑)

  Письмо 92-Б (ML-22)