Глава XII. Два Откровения

<112> Г Л А В А    XII

ДВА ОТКРОВЕНИЯ

 

Мы можем теперь рассмотреть пять стадий, входящих в обряд посвящения:

  1. Откровение "Присутствия".
  2. "Видение".
  3. Приложение Жезла и воздействие на:
    • Тела,
    • Центры,
    • Каузальный проводник.
  4. Принятие присяги.
  5. Сообщение "Тайны" и Слова.

Стадии перечислены по порядку, и нужно помнить, что это неслучайный порядок, но он ведет посвященного от одного откровения к другому вплоть до той кульминационной стадии, когда ему сообщаются одна из тайн и одно из пяти слов могущества, которые открывают ему разные планы со всеми их эволюциями. Все, что нам здесь нужно, это перечислить пять главных частей, на которые естественно распадается обряд посвящения, но учащийся должен помнить, что каждая из этих пяти стадий - сама по себе завершенная церемония, которая может быть разделена на части. 

Приступим к рассмотрению различных стадий, останавливаясь вкратце на каждой из них и помня, что слова лишь ограничивают, скрывают настоящий смысл.

<113> Откровение "Присутствия".

Как раз в последние периоды цикла воплощений, когда человек мечется между парами противоположностей и, различая, начинает осознавать реальность и нереальность, у него в уме возрастает понимание того, что он сам есть бессмертное Существование, вечный Бог и частица Беспредельности. Связь между человеком на физическом плане и его внутренним Правителем вырисовывается все яснее, пока не совершится великое откровение. Тогда наступает момент в его существовании, когда человек сознательно встает лицом к лицу со своим реальным "Я" и знает реально, а не просто теоретически, что он и есть это "Я"; он осведомлен о Боге внутри себя не благодаря чувству слуха или вниманию к внутреннему голосу, направляющему и контролирующему, называемому "голосом совести". На этот раз осознавание имеет место благодаря зрению и прямому видению. Теперь он отзывается не только на то, что он слышит, но и на то, что он видит.

Известно, что первые развивающиеся у ребенка чувства это слух, осязание и зрение; младенец слышит звук и поворачивает голову; он чувствует и осязает; наконец, он сознательно смотрит, и в этих трех чувствах координируется личность. Это три жизненно важных чувства. Вкус и обоняние приходят позже, жить можно и без них, и если бы они отсутствовали, человек практически не испытывал бы затруднений в своих контактах на физическом плане. На пути внутреннего или субъективного развития последовательность та же.

Слух - отклик на голос совести, которая ведет, направляет и контролирует, он задействован в период обычной, нормальной эволюции.

Осязание - отклик на контроль или вибрацию и осознавание того, что находится вне отдельной человеческой <114> единицы на физическом плане. Оно задействовано в период постепенного духовного раскрытия, на Путях Испытания и Ученичества, вплоть до двери посвящения. Время от времени человек соприкасается с тем, что выше его; он осознает "касание" Учителя, эгоическую вибрацию и групповую вибрацию, и, благодаря этому оккультному чувству осязания, он приучается к внутреннему и тонкому. Он улавливает то, что относится к высшему "я", и, соприкасаясь с невидимым, привыкает к нему.

Наконец, Зрение - то внутреннее видение, которое рождается в ходе посвятительного процесса и является лишь распознаванием в силу всегда присущей, но неизвестной способности. Подобно тому, как у ребенка, имеющего с рождения хорошие и ясные глаза, наступает момент сознательного распознавания того, что видится, то же происходит и с человеческой единицей в момент ее духовного раскрытия. Орган внутреннего зрения всегда существовал, и то, что можно видеть, всегда присутствует, однако распознавания у большинства людей пока нет.

Такое "распознавание" посвященного является первой большой стадией посвятительной церемонии, и пока она не пройдена, все последующие стадии должны быть отложены. То, что распознается, различается при каждом посвящении и может быть примерно изложено следующим образом:

Эго, отражение Монады, само по себе тройственно, как и все остальное в природе, и отражает три аспекта божественности точно так же, как Монада отражает на высшем плане три аспекта Божества: волю, любовь-мудрость и активное познание. Поэтому:

При первом посвящении посвященный становится осведомлен о третьем или наинизшем аспекте Эго, аспекте активного познания. Он встает лицом к лицу перед тем проявлением великого солнечного ангела (Питри), которое есть он сам, его истинное "я". Он <115> знает теперь без всякого сомнения, что это проявление познания - на самом деле та вечная Сущность, которая веками демонстрировала свои силы на физическом плане в своих последовательных воплощениях.

При втором посвящении это великое Присутствие видится как двойственность, и другой аспект вырисовывается перед ним. Он осведомлен о том, что эта сияющая Жизнь, Которая отождествлена с ним, является не только познанием в действии, но и любовью-мудростью по своему происхождению. Он соединяет свое сознание с этой Жизнью и становится единым с нею, так что на физическом плане через посредство его личного "я" эта Жизнь видится как проявление любви-познания.

При третьем посвящении Эго встает перед посвященным как совершенная тройственность. "Я" узнается не только как активная любовь-познание, но и раскрывается также как фундаментальная воля или цель, с которой человек медленно отождествляется и знает, что в трех мирах для него в будущем ничего нет, они лишь сфера его активного служения, осуществляемого в любви для достижения цели, веками скрытой в сердце "Я". Теперь эта цель открыта, и с ней можно разумно сотрудничать, чтобы довести ее до исполнения.

Эти глубокие откровения излучают перед посвященным тройственное сияние:

Как лучистое ангельское существо. Оно видится внутренним глазом с такой же точностью зрения и суждения, как если бы человек стоял лицом к лицу с другим членом человеческого семейства. Великий солнечный Ангел, Который воплощает истинного человека и является его выражением на высшем умственном плане, это буквально его божественный предок, "Наблюдатель", Который в течение долгих циклов воплощений отдавал Себя в жертву с тем, чтобы человек мог БЫТЬ.

<116> Как сфера светоносного огня, соединенная со стоящим перед ней посвященным магнетической огненной нитью, которая проходит через все его тела и кончается в центре физического мозга. Эта "серебряная цепочка" (как она довольно неточно называется в Библии, где описываются ее отделение от физического тела и последующее удаление) исходит из сердечного центра солнечного Ангела, соединяя, таким образом, сердце и мозг - эту великую двойственность, проявляющуюся в нашей солнечной системе: любовь и познание. Эта огненная сфера соединяется со множеством других сфер, принадлежащих к той же группе и лучу, - и так буквально демонстрируется, что на высших планах мы все едины. Единая жизнь пульсирует и циркулирует во всех через огненные нити. Такова часть откровения, которое приходит к человеку, встающему перед "Присутствием" с оккультно открытыми глазами.

Как многоцветный девятилепестковый Лотос. Лепестки расположены в три круга вокруг трех центральных, плотно сомкнутых лепестков, закрывающих то, что в восточных книгах называется "Драгоценностью в Лотосе". Это Лотос редчайшей красоты, пульсирующий жизнью и сияющий всеми цветами радуги. При первых трех посвящениях открываются один за другим первые три круга, и при четвертом посвящении посвященный встает перед еще большим откровением и узнает тайну того, что находится в центральном бутоне. В этом отношении третье посвящение отличается от двух первых, так как при нем благодаря могуществу еще более великого Иерофанта, чем Бодхисаттва, впервые осуществляется касание электрического огня чистого Духа, скрытого в сердце Лотоса.

Во всех этих словах: "солнечный ангел", "огненная сфера", "лотос", скрыт какой-нибудь аспект центральной тайны человеческой жизни, который открывается лишь тем, у кого есть глаза, чтобы видеть. Таинственное значение этих образных выражений окажется лишь ловушкой или поводом для недоверия для человека, <117> который захотел бы их неправомерно материализовать. Мысль о бессмертном существовании, о божественной Сущности, о великом центре огненной энергии, о полном расцвете эволюции скрыта в этих терминах, и так их и надо рассматривать.

При четвертом посвящении посвященный встает перед Присутствием того аспекта Себя, который именуется "Его Отцом на небесах". Он встает лицом к лицу со своей собственной Монадой, той чистой духовной сущностью на наивысшем плане, за исключением одного, которая является по отношению к его Эго или высшему "я" тем, чем является его Эго по отношению к личности или низшему "я".

Эта Монада выражалась на ментальном плане тройственным образом через Эго, но сейчас все аспекты ума, как мы его понимаем, отсутствуют. Солнечный ангел, с которым до сих пор был контакт, удалился, форма, через которую он действовал (эгоическое или каузальное тело), исчезла, и остались лишь любовь-мудрость и та динамическая воля, которая есть первичная черта Духа. Низшее "я" послужило целям Эго и отброшено; Эго тоже послужило целям Монады и стало ненужным, и посвященный избавился от обоих, полностью освободился и способен установить контакт с Монадой, как ранее научился контактировать с Эго. В течение своих оставшихся появлений в трех мирах он управляется только самоинициированной волей и целью и создает свое тело проявления, тем самым определяя (в пределах кармических ограничений) собственные сроки. Упомянутая здесь карма - планетарная, а не личная. 

При четвертом посвящении он соприкасается с аспектом любви Монады, а при пятом - с аспектом воли и, тем самым, завершает установление своих контактов, отзывается на все необходимые вибрации и становится господином на пяти планах человеческой эволюции.

Кроме того, именно при третьем, четвертом и пятом посвящениях он становится осведомленным о том "Присутствии", которое включает в Себя даже эту духовную Сущность, его собственную Монаду. <118> Он видит свою Монаду как единую с Планетарным Логосом. По каналу своей Монады он видит те же самые аспекты (которые воплощает эта Монада) в более широком масштабе, и ему открывается Планетарный Логос, воодушевляющий все находящиеся на Его луче Монады. Передать эту истину словами почти невозможно; она касается отношения точки электрического огня, которой является Монада, к пятиконечной звезде, открывающей посвященному Присутствие Планетарного Логоса. Это практически невразумительно для среднего человека, для которого предназначена эта книга. 

При шестом посвящении посвященный, сознательно функционирующий как аспект любви Монады, вводится (через своего "Отца") в еще более включающее распознавание, и он осведомлен о Звезде, Которая охватывает его планетарную звезду подобно тому, как эта последняя была раньше увидена включающей в себя его собственную крошечную "Искру". Так он осуществляет сознательный контакт с солнечным Логосом и осознает внутри себя Единство всякой жизни и проявления.

Это распознавание расширяется еще больше при седьмом посвящении, так что два аспекта Единой жизни становятся реальностями для освобожденного Будды.

Таким образом, последовательный ряд ступеней ставят посвященного лицом к лицу с Истиной и Существованием. Вдумчивым учащимся очевидно, почему откровение Присутствия должно предшествовать всем прочим откровениям. Оно вызывает в уме посвященного следующие базовые реализации:

Его многовековая вера оправдывается, надежда и убеждение сливаются в неоспоримый факт. На смену вере приходит зрение, и невидимое становится зримым и известным. Он больше не сомневается, так как, благодаря своим собственным усилиям, он стал знающим.

Его единство со своими братьями доказано, и он понимает неразрывную связь, соединяющую его со всем человечеством. Для него братство уже не теория, а научно доказанный <119> факт, такой же бесспорный, как и разъединенность людей на физическом плане.

Бессмертие души и реальность невидимых миров для него теперь доказаны и безусловны. Если до посвящения эта вера была основана на кратких, мимолетных прозрениях и на глубоком внутреннем убеждении (как результате логического рассуждения и постепенного развития интуиции), то сейчас основанием ее являются зрение и неопровержимое распознавание своей собственной бессмертной природы.

Он сознает смысл и источник энергии и овладевает могуществом, научно выверяя и направляя его. Он знает теперь, откуда он его черпает, поскольку уловил доступные источники энергии. Прежде он знал, что такая энергия есть, и пользовался ею слепо и не всегда разумно; теперь же он видит ее при помощи "открытого ума" и может разумно содействовать силам природы.

Итак, откровение Присутствия оказывает многостороннее воздействие на посвященного, и потому Иерархия считает его необходимой предпосылкой для всех последующих откровений.

Откровение Видения

После того, как посвященный встретился лицом к лицу с Единым, с Которым он имел дело с незапамятных времен, и в нем пробудилось непоколебимое осознание единства фундаментальной жизни, проявляющейся через все малые жизни, следующим важным откровением является Видение. Первое откровение касалось того, что неопределимо, беспредельно и (для ограниченного ума) бесконечно в своей абстрактности и абсолютности. Второе откровение касается времени и пространства и вызывает в посвященном осознание - благодаря вновь пробужденному чувству оккультного зрения - <120> той роли, которую он играл и должен играть в плане, а позже и самого плана применительно к:

  • Его Эго.
  • Его эгоической группе.
  • Его лучевой группе.
  • Его Планетарному Логосу.

В этих четырех пунктах отражено постепенное осознавание посвященного в процессе четырех посвящений, предшествующих конечному освобождению.

 При первом посвящении он сознает ту относительно незаметную роль, которую ему придется играть в своей личностной жизни в период между моментом откровения и вторым посвящением. Этот период может занять еще одну или несколько жизней. Он знает свою направленность, он осведомлен о своей доле участия в служении расе; он видит план в целом применительно к себе, крошечной мозаике в общем узоре; он распознает, каким образом он - со своим особым складом ума, своими ментальными и прочими наработками и со своими способностями - может служить и что он должен исполнить, - прежде чем он сможет снова предстать перед Присутствием и получить еще большее откровение.

При втором посвящении ему показывается роль, которую его эгоическая группа исполняет в общем плане. Он получает большее представление о различных единицах группы, с которыми он внутренне связан; он узнает их личности, если они в воплощении, и до некоторой степени понимает кармические отношения, наличествующие между группами, индивидуумами и собой; ему дано проникнуть в специфическую цель группы и ее отношения к другим группам. Он в состоянии теперь работать с большей уверенностью, и его отношения с людьми на физическом плане становятся более прочными; он может помочь и себе, и другим в регулировании кармы, ускоряя, таким образом, <121> конечное освобождение. Групповые отношения укрепляются, и продвижение планов и целей может сопровождаться большим познанием. По мере укрепления групповых отношений на физическом плане налицо такое совместное действие и столь мудрое единство цели, что высшие идеалы материализуются и сила направляется на мудрое продвижение целей эволюции. На определенном этапе составляющие группу единицы добиваются умения работать вместе и, тем самым, стимулируют друг друга; они теперь способны к дальнейшему расширению познания, чтобы в результате приносить большую помощь.

При третьем посвящении посвященному открывается цель подлуча того луча, к которому он принадлежит, подлуча, на котором находится его Эго. Все эгоические единицы находятся на каком-то подлуче монадического луча. Такое знание дается посвященному, чтобы позволить ему в конце концов выяснить для себя (по линии наименьшего сопротивления) луч своей Монады. Энергетический поток этого подлуча определяет многие группы Эго, и поэтому посвященный узнает не только о своей эгоической группе и нацеленности ее познания, но и о многих других сходных группах. Их соединенная энергия движет их к четко поставленной конечной цели.

Постигнув до некоторой степени групповые отношения и развив способность работать с единицами в групповом составе, посвященный постигает тайну подчинения группы благу групп в их совокупности. Это демонстрируется на физическом плане как способность работать мудро, познавая, гармонично, с многообразными типами людей, участвовать в обширных планах и оказывать широкое влияние.

Ему частично открываются планы Планетарного Логоса, - видение это охватывает откровение плана и замысла в отношении планеты, хотя <122> увязка этих планов с учетом планетарных условий пока от него ускользает. При этом посвященный проходит через ряд постепенных реализаций к порталам четвертого посвящения. Благодаря полному освобождению посвященного от всех препятствий в трех мирах и разрыву всех уз ограничивающей кармы видение значительно расширяется, и можно сказать, что ему впервые открывается объем планетарной цели и кармы схемы. Урегулировав свою собственную незначительную личную карму, он может уделить внимание отработке планетарной кармы и исполнению далекоидущих планов той великой Жизни, Которая включает в себя все меньшие жизни. Он не только пришел к полному осознаванию целей и планов всех эволюций на собственной планетарной схеме, земле, но его кругозор охватывает и ту планетарную схему, что является дополнительной по отношению к нашей земле или ее полярной противоположностью. Он осознает связь между обеими схемами и прозревает гигантскую двойственную цель. Ему показывается, как эта двойственная цель должна превратиться в единый общий план, и с этого момента он все свои энергии направляет на планетарное сотрудничество, работая с двумя великими эволюциями на нашей планете: человеческой и дэва и через них. Он осуществляет урегулирования и последовательное приложение энергии для стимулирования разных царств природы, чтобы в результате слияния всех сил природы могло быть ускорено энергетическое взаимодействие между обеими схемами. Таким образом могут быть доведены до завершения планы солнечного Логоса, исполняемые обоими Планетарными Логосами. Теперь его привилегией является управлять в крошечном масштабе солнечной энергией, и он допускается не только в совещательные палаты своей собственной Иерархии, но ему разрешен вход и на совещания посланцев других планетарных схем <123> с Господом Мира и двумя великими главами отделов.

При пятом Посвящении видение открывает ему еще более обширный кругозор, и видится третья планетарная схема, образующая с двумя другими один из силовых треугольников, которые необходимы для осуществления солнечной эволюции. Как всякое проявление возвращается через двойственность и троичность назад, к конечному синтезу, так и эти схемы, являющиеся всего лишь силовыми центрами тела солнечного Логоса, проявляются сначала как отдельные единицы, живущие своей собственной целостной жизнью, затем как двойственности благодаря силовому взаимодействию между двумя любыми схемами, когда они помогают, стимулируют и дополняют друг друга, и, наконец, как солнечный треугольник, в котором сила циркулирует от одной вершины к другой и от одного центра к другому, пока энергия не сольется и не синтезируется и все три не будут работать в единстве.

Когда адепт пятого посвящения способен работать по планам трех Логосов, сотрудничая с Ними с возрастающим со временем мастерством, он становится готов к шестому Посвящению, которое допускает его к еще более высоким собраниям. Он становится участником в солнечных, а не только планетарных, замыслах.

При шестом Посвящении ему открывается чудеснейшее из всех видений. Он видит солнечную систему как единицу и получает краткое откровение, при котором его изумленному взору открывается фундаментальная цель солнечного Логоса: он впервые видит планы целиком, со всеми их вариантами. 

При седьмом Посвящении его видение выходит за солнечное не-преступи-кольцо и он видит то, что давно осознавал как базовый теоретический факт, а именно, что наш солнечный Логос вовлечен в планы и цели еще более великого Существования и что солнечная система является одним из многочисленных силовых центров, через которые выражает Себя космическая Сущность, <124> намного большая, чем наш солнечный Логос. В этих видениях одна великая цель лежит в основании их всех, - это откровение сущностного единства и тех внутренних связей, которые, будучи постигнуты, прочно поставят посвященного на путь самоотверженного служения и сделают его тем, кто работает для достижения синтеза, гармонии и базового единства.

Во время обряда Посвящения открытие глаз видения и осознавания проходит в три стадии, которые являют собой, тем не менее, единый процесс:

  1. Прошлое проходит перед ним, и он видит себя играющим многочисленные роли и понимает, что каждая из них способствовала постепенному развитию его сил и способностей, чтобы он мог служить своей группе и вместе с ней. Он видит и отождествляет себя - сообразно конкретному посвящению - с
    • самим собой в многочисленных предыдущих жизнях;
    • своей группой в составе предшествующих групп жизней;
    • своим эгоическим лучом, действующим в течение многих временных циклов;
    • своим Планетарным Логосом, функционировавшим в прошлом через многочисленные эволюции и царства во всей схеме, и так далее, пока он не отождествляется с прошлым единой жизни, протекающей через все планетарные схемы и эволюции солнечной системы. Это вызывает у него решимость изжить карму и знание (благодаря видению прошлых причин) того, как это должно быть сделано.
  2. Настоящее. Ему открывается та особая работа, которую надлежит исполнить во время текущего малого цикла. Это означает, что он видит не только то, что его касается в любой жизни, но знает и <125> непосредственную частицу плана - задействующую, может быть, несколько его циклов под названием жизни - которую Планетарный Логос стремится видеть завершенной. После чего можно сказать, что он без всякого сомнения знает свою работу и способен за нее взяться, ясно понимая, почему, как и когда.
  3. Будущее. Затем, для поощрения, дается увидеть не поддающуюся никакому описанию картину завершающей славы и несколько первостепенных моментов, олицетворяющих главные ведущие к ней шаги. Он в мгновенном проблеске видит славу, какой она будет, и тот светозарный путь, который все более возрастает в сиянии, пока не переходит в свет дня. На ранних стадиях он видит славу своей совершенной эгоической группы; потом - сияние луча, который несет с собой совершенных сынов человеческих одного конкретного цвета и типа; далее он опять мельком видит совершенство того великого Существа, Которое есть его собственный Планетарный Логос; наконец, ему открываются совершенство красоты и сияние как сумма всех остальных лучей спета, - солнце, блещущее во всей своей силе, Солнечный Логос в момент достижения цели.
 

  Глава XII. Два Откровения