Письмо 79-Б (ML-20B)

 

Письмо 79-Б (ML-20B)214

Синнетт ~ Е.П. Блаватской

Симла, 25 июля. (Получено в августе 1882 г.)

 

Моя дорогая Старая Леди.

Я приступил к попыткам ответить на письмо Н.Д.Х. сразу с тем, чтобы заметка могла сейчас же появиться в ближайшем номере «Теософа» за август, если К.Х. действительно этого хочет. Но я скоро попал в путаницу. Конечно, мы не получали информации, которая ясно исчерпывает поднятый теперь вопрос, хотя, я полагаю, что мы должны бы быть в состоянии из кусочков скомбинировать ответ. Трудность заключается в даче настоящего объяснения загадки Элифаса Леви в вашей заметке в октябрьском «Теософе».

Если он ссылается на судьбу этой, в настоящее время существующей расы человечества, то его указания, что промежуточное большинство Эго выбрасывается из природы, или уничтожаются, находились бы в прямом противоречии с учением К.Х. Они не умирают без воспоминаний, если они удерживают воспоминания в Дэва-Чане, и опять обретают их (даже о прошлых личностях, как о страницах книги) в период полного индивидуального сознания, предшествующего абсолютному сознанию в Пара-Нирване.

Но мне пришло в голову, что Э.Л., может быть, имеет в виду человечество как целое, а не просто людей четвёртого большого Круга. Большое количество личностей пятого большого Круга обречены на гибель, я понимаю, и эти могли бы быть промежуточной бесполезной частью человечества. Но тогда индивидуальные духовные Монады, как я понимаю, не погибают, что бы ни случилось, и если Монада достигает пятого большого Круга вместе со своими предыдущими личностями, сохранёнными на страницах его книги, ожидающей грядущего прочтения, она не будет выброшена и уничтожена потому, что некоторые из её страниц пятого Круга «негодны для опубликования». Таким образом, опять появляется трудность в примирении этих двух утверждений.

Но опять немыслимо, что духовная Монада, хотя и пережившая выбрасывание страниц своего третьего и четвёртого большого Круга, не может пережить выбрасывание страниц пятого и шестого больших Кругов. Получается, что неудача в реализации хороших жизней в этих больших Кругах означает уничтожение всей индивидуальности, которая тогда никогда уже не достигнет седьмого большого Круга. (Х)

(К.Х. — Это, конечно, немыслимо, потому нет никакой пользы обсуждать этот предмет.)

... Но, с другой стороны, если бы это было так, случай Элифаса Леви не был бы объяснён такой гипотезой, ибо задолго до этого индивидуальности, ставшие сотрудниками природы во зле, сами были бы уничтожены обскурацией планеты между пятым и шестым большими Кругами, если уже не обскурацией между четвёртым и пятым большими Кругами, ибо на каждый большой Круг приходится одна обскурация, так нам говорят (Х).

(К.Х. — Вы неправильно поняли учение, потому что вы не были осведомлены о том, что теперь вам рассказано:

а) кто истинные сотрудники природы;

б) что это вовсе не все сотрудники зла, кто попадает в восьмую сферу и уничтожается. (Уничтожаются внезапно, как человеческие Эго и личности, продолжая существовать в этом мире чистой материи под разными материальными формами невообразимо долгое время, прежде чем они возвращаются в первичную материю). Потенциальность ко злу сильна в человеке, даже сильнее, нежели потенциальность к добру. Исключение из правила Природы — исключение, которое в случае Адептов и колдунов становится, в свою очередь, правилом и так же имеет свои исключения. Внимательно прочтите отрывок, который Ч.К.М. не процитировал — на с. 352-353 «Изиды», т. 1, параграф 3. Опять-таки Е.П.Б. чётко не указывает, что упомянутый случай относится лишь к тем колдунам, чьё сотрудничество с природою ко злу предоставляет им средства овладеть ею и таким образом достигать также пан-эонического бессмертия. Но какое ужасное бессмертие и насколько предпочтительнее уничтожение подобным жизням! Разве вы не видите, что всё, что вы находите в «Изиде», чуть обрисовано, едва набросано — ничего завершённого или полностью раскрытого. Ладно, время настало, но где работники для такой огромной задачи?)

... Здесь есть ещё другая трудность, потому что некоторые люди пятого большого Круга уже находятся здесь, и не ясно, когда обскурация должна наступить. Наступит ли она вслед за этими avant couriers215 пятого большого Круга, которые не будут считаться зачинателями пятого, и эта эпоха в действительности начнётся только после того, как существующая раса совершенно вымрет — но эта идея не подходит. (5)

(К.Х. — Обскурация [планет] наступает, только когда последний человек какого-либо Круга перешёл в сферу следствий. Природа слишком хорошо, слишком математически приспособлена, чтобы допустить ошибки во время выполнения своих функций. Обскурация планеты, на которой теперь развиваются расы людей пятого большого Круга, будет, разумеется, «за теми несколькими avant couriers», которые теперь здесь. Но прежде чем это время наступит, нам придётся расстаться, чтобы более не встречаться как редактору «Пионера» со своим смиренным корреспондентом.)

... Добравшись вчера в своих размышлениях до этого места, я пошёл к Хьюму посмотреть, не может ли он разобраться в этой путанице, так что я мог бы написать то, что нужно, с этой почтой. Но заглянув в это и обратившись к октябрьскому «Теософу», мы пришли к заключению, что единственное возможное объяснение только то, что заметка в октябрьском «Теософе» совершенно неправильна и расходится со всем нашим последним учением. Разве, действительно, это разрешение вопроса? Я не думаю, иначе К.Х. не захотел бы, чтобы я это согласовал.

Но вы теперь поймёте, что при всём моём желании я совершенно не в состоянии справиться с поставленной задачей, и если мой дорогой Хранитель и Учитель любезно взглянет на эти заметки, он увидит дилемму, в которой я нахожусь.

И затем, таким способом, который причинит меньше беспокойства ему самому или через вас непосредственно, он, может быть, укажет линию, по которой требуемое объяснение должно быть направлено. Очевидно, это невозможно сделать для августовского номера, но я склонен думать, что это и не входило в его намерения, так как теперь времени осталось мало. (6)

(К.Х. — А теперь, доказав, что октябрьский номер «Теософа» не был «крайне неправилен» и также «не расходился с дальнейшим учением» — может ли К.Х. поставить вам задачу «примирить их»?

Чтобы ещё более примирить вас с Элифасом, я пришлю вам некоторое количество его рукописей, которые никогда не были опубликованы. Они написаны крупным, ясным и красивым почерком, и везде мои комментарии. Лучше этого ничего не сможет дать вам ключа к каббалистическим загадкам.)

...Мы все жалеем вас,216 что вы переутомляетесь среди жары и мух. Когда вы разделаетесь с августовским номером, может__ быть, вы сможете приехать сюда и немножко отдохнуть среди нас. Вы знаете, как мы будем рады видеть вас в любое время. Пока что мои личные планы в неопределённости. Может быть, мне придётся вернуться в Аллахабад, чтобы оставить Хенсмана свободным для поездки в Египет в качестве специального корреспондента. Я борюсь зубами и ногтями со своими хозяевами, чтобы отвратить такой результат, но в течение нескольких дней исход этой борьбы всё ещё остаётся нерешённым.

Всегда ваш А.П.С.

P.S. Так как вам может понадобиться напечатать письмо в этом номере, я его при сем прилагаю, но надеюсь, что этого не будет и что вы опять пришлёте его мне обратно, чтобы я мог надлежащим образом выполнить мою маленькую задачу с помощью нескольких слов касаемо линии следования.

 

* * *

 

214. Некоторые места в письме Синнетта к Блаватской были отмечены знаком «Х», а некоторые пронумерованы — все эти места в оригинале снабжены комментариями К.Х. в Письме №79-В (ML-20С), но здесь эти комментарии вставлены непосредственно в текст письма Синнетта. Подчёркнутые места в оригинале подчёркнуты синим карандашом К.Х. (вернуться ↑)

215. Первыми посланниками (англ.). (вернуться ↑)

216. Е.П.Б. (вернуться ↑)

  Письмо 79-Б (ML-20B)