Письмо 15

* Комментарий в печатном варианте книги.

 

Письмо 15

Взгляд Чохана на Т.О.

 

Несколько изложенных Чоханом* весомых причин того, почему Т.О. должно быть Братством Человечества.

Для Эклектического Т.О. в Симле.

 

Доктрина, провозглашаемая нами, есть единственно истинная, и при поддержке доказательств, которые мы собираемся представить, она в конечном счёте должна восторжествовать, как всякая другая истина. Всё же совершенно необходимо внедрять её постепенно, подкрепляя её теории — являющиеся неопровержимыми фактами для тех, кто знает, — прямыми выводами, которые следуют из свидетельств современной точной науки и подтверждаются ими. Вот причина того, почему полковник Г.С.О., работающий лишь для возрождения Буддизма, может рассматриваться как трудящийся на истинном пути Теософии гораздо больше, чем любой другой человек, имеющий своей целью удовлетворение своих собственных горячих стремлений к оккультному знанию. Буддизм, очищенный от своих предрассудков, является вечной истиной, и старающийся для него старается и для Теос-Софии, Божественной Мудрости, которая является синонимом истины.

Чтобы наши учения практически повлияли на так называемый моральный кодекс или на представления о правдивости, чистоте, самоотверженности, милосердии и т.д., мы должны популяризировать знание Теософии. Не личная цель собственного достижения Нирваны (кульминации всего знания и абсолютной мудрости) — являющаяся, в конце концов, лишь возвышенным и прекрасным эгоизмом, — а самоотверженный поиск лучших способов вывести своего ближнего на верный путь, побудить как можно большее число наших собратьев извлечь из этого пользу, составляет истинного теософа.

Мыслящая часть человечества, похоже, быстро движется в направлении разделения на два класса: один, не осознавая, уготавливает самому себе длительные периоды временного уничтожения, или состояния бессознательности, вследствие того, что их интеллект сдаётся, будучи заключён в узкую колею фанатизма и суеверия, что не может не привести к полной деформации мыслящего начала; другой необузданно потворствует своим животным пристрастиям, умышленно стремясь подвергнуться в случае неудачи полному и простому уничтожению, и обречён на тысячелетия вырождения после своего физического разложения. Эти классы «интеллектуалов» вызывают соответствующую реакцию у невежественных масс, для которых они обладают притягательностью и которые смотрят на них как на благородные и подходящие образцы для подражания. Так они ведут к деградации и нравственно губят тех, кому должны покровительствовать и быть их руководителями. Среди предрассудков, ведущих к деградации, и грубого материализма, ведущего к ней ещё более, для белого голубя истины едва ли найдётся место, где бы дать отдых своим утомлённым нежеланным крыльям...

Настало время, когда Теософия должна выйти на авансцену: сыны теософов, вероятно, в свою очередь скорее, чем кто-либо ещё, станут теософами. Ни один вестник истины, ни один пророк никогда ещё в течение своей жизни не достигал полного триумфа — даже Будда*. Теософское Общество было избрано как краеугольный камень, как фундамент будущих религий человечества. Чтобы достичь поставленной цели, было решено прибегнуть к большему, более мудрому и особенно более благожелательному сообщению верхов и низов, альфы и омеги общества. Белая раса должна первой протянуть руку братства темнокожим народам — назвать бедного, презираемого «черномазого» братом. Может быть, эта перспектива не улыбается всем, но тот не теософ, кто возражает против этого принципа.

Ввиду всё возрастающего триумфа вольнодумства и свободы, а наряду с этим и злоупотребления ими (Элифас Леви назвал бы это всемирным царством Сатаны), как можно удержать воинственный естественный инстинкт человека от насаждения неслыханной до сих пор жестокости и гнусных преступлений, тирании, несправедливости и т.д., если не через смягчающее влияние братства и практическое применение эзотерических учений Будды?

Ведь, как известно каждому, всеобщее освобождение от авторитета единой всепроникающей силы или закона, называемого теистами Богом, а философами всех веков — Буддой, Божественной Мудростью, Просветлением или Теософией, означает, следовательно, и освобождение от человеческого закона. Однажды, освобождённые от оков и избавленные от мёртвого груза догматических толкований, личных имён, антропоморфических концепций и платных священников, фундаментальные доктрины всех религий в их эзотерическом значении окажутся тождественными. Тогда обнаружится, что Осирис, Кришна, Будда, Христос — это различные наименования одного и того же царского пути к конечному блаженству, Нирване.

Мистическое христианство, иначе сказать, христианство, которое учит самоспасению через наш собственный седьмой принцип, освобождённый Пара-атма (Аугоэйдос*), называемый одними Христом, другими — Буддой и означающий возрождение, или второе рождение в Духе, будет признано той же истиной, что и Нирвана в мистическом Буддизме. Всем нам нужно избавиться от собственного Эго, иллюзорного кажущегося «я», чтобы распознать наше истинное «Я» в трансцендентной божественной жизни. Но если мы не хотим быть эгоистами, то должны стараться, чтобы другие люди тоже увидели эту истину, признали реальность этого трансцендентного «Я», Будды, Христа или Бога каждого проповедника. Вот почему даже экзотерический Буддизм есть самый надёжный путь, ведущий людей к единой эзотерической истине. В мире, будь то христианском, мусульманском или языческом, как мы сейчас видим, справедливость игнорируется, а честь и милосердие брошены на ветер.

Одним словом, если главные цели Т.О. неверно истолковываются теми, кто наиболее охотно хочет служить нам лично, — как мы можем иметь дело с остальным человечеством и с проклятием, известным как «борьба за существование», которое является реальным и наиболее плодовитым источником большинства несчастий, страданий и всех преступлений? Почему эта борьба стала в мире почти всеобщим образом действия? Мы отвечаем: потому что ни одна религия, за исключением Буддизма, до сих пор не учила практическому презрению к земной жизни, и все они, причём с тем же единичным исключением, своими адами и проклятиями насаждали величайший страх смерти. Поэтому мы обнаруживаем, что борьба за жизнь наиболее яростно свирепствует в христианских странах, более всего преобладая в Европе и Америке. Она слабее в языческих странах и почти неведома среди буддистов. (В Китае во время голода, в массах, наиболее несведущих в своей собственной или другой религии, было отмечено, что те матери, которые пожирали своих детей, принадлежали к населённым пунктам с наибольшим количеством христианских миссионеров; там же, где их не было и нива была оставлена одним лишь бонзам, население умирало с глубочайшим равнодушием.) Научите людей пониманию, что жизнь на этой земле, даже самая счастливая, есть лишь бремя и иллюзия, что только наша собственная Карма, причина, производящая следствия, есть наш собственный судья, наш Спаситель в будущих жизнях, — и великая борьба за существование вскоре потеряет свою напряжённость. В буддийских странах нет тюрем, и среди буддистов Тибета почти неизвестны преступления. (Всё вышесказанное обращено не к вам, А.П.С., и не относится к работе Эклектического Общества Симлы. Это лишь ответ на ошибочное впечатление, сложившееся в уме Хьюма, что наша работа на Цейлоне30 не имеет отношения к Теософии).

Мир вообще и особенно христианский, пребывающий в течение почти 2000 лет под властью личного Бога, а также своих политических и социальных систем, основанных на этой идее, ныне доказал свою неудачу. Если теософы скажут: «Мы не имеем ничего общего со всем этим; низшие сословия и расы (Индии, например, по понятию британцев) не заботят нас и должны справляться сами как могут», — как же характеризовать тогда наши благородные заявления о благожелательности, филантропии, реформах и т.д.? Не насмешка ли они? А если насмешка, то разве мы идём верным путём? Мы что, должны посвятить себя разъяснению нескольким европейцам, жирующим в этой стране, — причём многие из них завалены дарами слепой фортуны, — причин возникновения звона колокольчиков, появления чашек, образования духовного телефона и астрального тела, предоставляя несметным миллионам невежественных, бедных и презираемых, униженных и притесняемых людей самим заботиться о себе и своём будущем? Никогда! Лучше пусть погибнет Т.О. с обоими его несчастными Основателями, чем мы позволим ему превратиться в какую-нибудь академию магии и салон оккультизма. Чтобы мы — преданные последователи воплощённого духа абсолютного самопожертвования, человеколюбия, божественной доброты, как и всех высочайших добродетелей, достижимых на нашей земле печали — человека из человеков, Гаутамы Будды, — когда-нибудь позволили Т.О. представлять собой воплощение эгоизма, убежище немногих, у которых нет ни единой мысли о многих — это странная идея, братья мои.

Среди нескольких мимолётных впечатлений, полученных европейцами о Тибете и его мистической Иерархии «совершенных лам», есть одно, которое было правильно понято и описано. «Воплощения Бодхисаттвы Падма Пани, или Авало-Китешвары, и Цзон Капы, Амитабхи, отказались при смерти от Буддовости — то есть от наивысшего блаженства и индивидуального личного счастья, чтобы рождаться вновь и вновь на благо человечества» (Рис Дэвидс*). Другими словами, они снова и снова могут подвергаться страданиям, заточению в плоти и всем невзгодам жизни. И чтобы при таком самопожертвовании, повторяющемся на протяжении долгих мрачных столетий, они впоследствии стали средством спасения и счастья единственно для небольшой кучки людей, избранных лишь из одной расы человечества?! А от нас, скромных учеников этих совершенных лам, ожидают, что мы позволим Т.О. отречься от своего благородного титула — Братства Человечества, — чтобы стать просто школой психологии? Нет, нет, дорогие братья, вы действовали под влиянием этого заблуждения уже слишком долго. Давайте понимать друг друга. Тому, кто не чувствует себя вполне компетентным для усвоения этой благородной идеи и работы во имя неё, не следует браться за непосильную задачу. Но вряд ли во всём Обществе найдётся хоть один теософ, который не смог бы действенно помогать ему, исправляя ошибочные впечатления посторонних людей, а то и сам распространяя эту идею. О, что же до благородного и бескорыстного человека, который эффективно помогал бы нам в Индии в этой божественной задаче, то всех наших знаний, прошлых и настоящих, не хватит, чтобы вознаградить его...

Объяснив наши взгляды и стремления, я хотел бы добавить лишь несколько слов. Чтобы быть истинными, религия и философия должны предлагать решение любой проблемы. И то, что мир находится в таком плохом нравственном состоянии, является убедительным свидетельством того, что ни одна из его религий и философий, а меньше всего таковые цивилизованных рас, — никогда не владела истиной. Правильные и логичные объяснения проблем великих двойственных начал — верного и неверного, добра и зла, свободы и деспотизма, боли и удовольствия, эгоизма и альтруизма — так же недоступны им, как и 1881 год тому назад. Они так же далеки от решения, как и всегда, но...

Тем не менее где-то должно существовать непротиворечивое решение, и если наши доктрины докажут свою способность его предложить, то мир первым признает, что должна быть истинная философия, истинная религия, истинный свет, дающий истину и ничего, кроме истины.

Это сокращённая версия взгляда Чохана на Т.О., изложенная его собственными словами прошлой ночью. Моё письмо в ответ на ваше скоро последует.

К.Х.

 

* * *

 

30. Имеется в виду состоявшаяся в мае 1880 г. поездка Е.П. Блаватской и Г.С. Олькотта на Цейлон, где они приняли обряд посвящения в буддисты (Панча Шила) и основали несколько буддистских отделений Т.О. в разных городах острова. (вернуться ↑)

 

«Несколько, изложенных Чоханом*, весомых причин» – Неизвестно, кто является Учителем Кут Хуми, и кого он называет Чоханом. В некоторых следующих письмах Кут Хуми называет его Махачоханом. Является ли это указанием на то, что этот Учитель есть Махачохан, Глава Третьего большого отдела Иерархии, Владыка Цивилизации (см. схему на стр. 1020), или же это другой Учитель и слово «Махачохан» было применено как эпитет, Маха-Чохан, Великий Чохан – можно только предполагать. (вернуться ↑)

«даже Будда*»Будда, «Имя, данное Гаутаме. Он родился в Индии приблизительно в 621 г. до н.э. и стал совершенным Буддой в 592 г. до нашей эры. Будда – Тот, Кто «Просветлённый» и достиг наивысшей степени знания, возможной для человека в нашей Солнечной системе. Будда воплощал в Себе принцип божественной мудрости с его глубоким проникновением в мир причин. Он видел смертное существование, каким оно было, и указал выход из него. В Праздник Весак, происходящий в майское полнолуние в Гималаях, на котором присутствуют все члены Иерархии, Будда ненадолго возобновляет свой контакт с нашей планетой и работу на ней» (А.А. Бейли). (вернуться ↑)

«Пара-атма (Аугоэйдос*)» – Аугоэйдос – светящееся тело (гр.). Атмическое тело человека. (вернуться ↑)

  Письмо 15