Письмо 50 (ML-13)

 

 

Это письмо специфическое и исключительно посвящено Учению. Оно также одно из нескольких, где присутствуют оба корреспондента. Его оригиналы, хранящиеся в Британском музее, довольно любопытны. Вопросы Синнетта изложены на левой стороне листов, ответы Махатмы стоят напротив них справа. Если места недостаточно, Махатма продолжает свои комментарии на обратной стороне листа. Иногда он даже использовал дополнительный лист бумаги. Надо иметь в виду, что в письме, написанном Джуал Кхулом для Махатмы К.Х., когда тот вернулся из своего уединения (Письмо №49 (ML-37)), он упоминает, что К.Х. просил его (Синнетта) продолжать свои метафизические исследования «и не оказываться в отчаянии от этой задачи каждый раз, когда вам попадаются непонятные мысли в заметках Сахиба М.». Этот комментарий относился к ответам М. на вопросы Хьюма. Синнетту было поручено скопировать эти заметки. (Он это сделал, и ответы возбудили в его уме ещё больше вопросов, которые он позднее передал М. Ответы на них и изложены в данном письме.)

 

Письмо 50 (ML-13)125

Космологические заметки

М. ~ Синнетту

Получено в Аллахабаде в январе 1882 г.

 

Вопрос 1. Я представляю себе, что при конце Пралайи импульс, данный Дхиан-Чоханами, не развивает ряды миров все одновременно, а один за другим. Постижение процесса, в котором каждый мир происходит из своего предшественника после толчка начального импульса, может быть, лучше отложить до тех пор, когда я буду в состоянии представить себе работу всего механизма — цикла миров — после того, как все составные элементы его возникли.

Ответ. Рассуждение правильно. Ничто в природе не возникает внезапно, будучи подчинено одному и тому же закону постепенной эволюции. Осознайте только раз процесс Маха-цикла (великого цикла) одной сферы, — и вы поймёте все остальные. Один человек рождается подобно другому, одна раса нарождается, развивается и приходит в упадок, как и все остальные расы. Природа следует по тем же бороздам от «создателя мира» и до москита. Изучая эзотерическую Космогонию, устремитесь духовным зрением на физиологический процесс человеческого рождения: идите от причины к следствию, устанавливая аналогии между рождением человека и рождением мира. В нашей доктрине вы обязательно найдёте синтетический метод; вам придётся охватить целое, то есть сплавить макрокосм и микрокосм вместе, прежде чем вы сможете изучать части по отдельности или анализировать их с пользою для вашего разумения. Космогония есть одухотворённая физиология мира, ибо существует лишь единый Закон.

Вопрос 2. Что, по моему понятию, происходит в средине периода активности между двумя пралайями, т.е. манвантары. Атомы поляризуются в высшей сфере духовного истечения из-за покрова первоначальной космической материи.

Магнетический импульс, который привёл к этому результату, переносится от одной минеральной формы на другую в первой сфере до совершения круга существования в этом царстве первой сферы и спускается током притяжения в другую сферу.

Ответ. Атомы сами собою поляризуются в процессе движения, устремлённые непреодолимой Силой в действии.

В Космогонии и в работе природы положительные и отрицательные (или активные и пассивные) силы отвечают мужскому и женскому принципу. Ваше духовное наполнение происходит не «из-за покрова», но есть мужское семя, попадающее в покров космической материи. Активный принцип привлекается пассивным, и Великий Наг (змий) — эмблема вечности — притягивает свой хвост в пасть, образуя таким образом круг (циклы в вечности) в этом безостановочном преследовании негативного положительным. Отсюда эмблема лингама, фаллоса и ктеиса. Единое и главное свойство мирового духовного принципа — бессознательного, но вечно деятельного жизнедателя — распространяться и проливать, тогда как мирового материального принципа — собирать и оплодотворяться. Будучи вне сознания и бытия при разъединении, они становятся сознанием и жизнью, сочетаясь. Отсюда так же Брахма — от санскритского корня «brih» — распространяться, расти или оплодотворять. (Брахма есть животворящая, распространяющая сила природы в её вечной эволюции.)

Вопрос 3. Расположены ли миры следствий в промежутках между мирами деятельности в серии нисхождения?

Ответ. Миры следствий — не локи, или местонахождения. Они — тень мира причин, их дyши; миры имеют, подобно людям, свои семь принципов, которые развиваются и растут одновременно с телом. Таким образом, тело человека привязано и остаётся всегда внутри тела его планеты. Его индивидуальный Джив-Атма (жизненный принцип) — то, что в физиологии называется животной душой — возвращается после смерти к своему источнику — Фохату; его Линга-Шарира будет вовлечена в Акашу; его Кама-Рупа вновь смешается с мировой Шакти — Силою Воли или мировой энергией; его «животная душа», заимствованная из дыхания Мирового Разума, возвратится к Дхиан-Чоханам; его шестой принцип, втянутый или извергнутый из материнского лона Великого Пассивного Принципа, должен остаться в его собственной сфере как часть сырого материала, либо как индивидуализированная сущность, чтобы вновь родиться в высших мирах причин. Седьмой понесёт его из Дэва-Чана и последует за новым Эго к месту его рождения...

Вопрос 4. Магнетический импульс, который ещё нельзя рассматривать как индивидуальность, вступает во второй сфере в то же самое (минеральное) царство, в каком он пребывал в первой сфере, и пробегает весь круг минеральных воплощений до третьей сферы. Наша Земля для него всё ещё является сферой необходимости. Отсюда он переходит в восходящую серию — из самой высшей из последнего переходит в растительное царство первой сферы.

Безо всякого нового импульса творческих сил сверху его кругообращение по циклу миров, как минерального принципа, развило некоторые новые влечения, или поляризацию, которые заставляют его облечься в низшую растительную форму; в растительной форме он последовательно проходит цикл миров, причём весь этот цикл представляет ещё круг необходимости (так как никакой ответственности в несознательной индивидуальности ещё не образовалось, и поэтому на любом этапе своего прогресса он ничего не может сделать, чтобы выбирать одну или другую из открывающихся перед ним троп). Или есть что-то в жизни даже растения, что, хотя и не будучи ответственностью, может привести его вверх или вниз на этой критической стадии его прогресса?

Завершив весь цикл как растение, растущая индивидуальность развивается в следующем круге в животной форме.

Ответ. Эволюции миров не могут быть рассматриваемы отдельно от эволюции всего сущего. Ваши принятые представления о Космогонии с точек зрения теологии и науки не способствуют решению вами ни одной антропологической или даже этнологической проблемы, и они встают на вашем пути, как только вы пытаетесь разрешить проблему рас на нашей планете. Когда человек начинает говорить о создании и происхождении человека, он беспрестанно сталкивается с фактами. Продолжайте твердить: «Наша планета и человек были созданы», и вы всё время будете сражаться с твёрдыми, несомненными фактами, анализируя и теряя время на пустяшные подробности, не будучи в состоянии охватить всего. Но раз допустить, что наша планета и мы сами не более созданы, нежели эта снежная вершина, которая сейчас прямо передо мною (в доме нашего К.Х.), и что планета и человек являются лишь состояниями на данное время; что их настоящая видимость — геологическая и антропологическая — временная и лишь условность, сопутствующая им на этой стадии эволюции, которой они достигли в нисходящем цикле, — всё становится ясным.

Вы легко поймёте, что подразумевается под «одним-единственным» элементом, или принципом, во Вселенной, при том андрогинным; семиглавый змий Вишну Ананда, Наг (змий) вокруг Будды, великий дракон-вечность, кусающий своей активной головой свой пассивный хвост, из эманаций которого возникают миры, существа и предметы. Вы поймёте причину, почему первый философ провозгласил: «Всё — Майя*, за исключением этого одного принципа, который спит лишь во время маха-пралай, «ночей Брамы».

Теперь подумайте: Наг просыпается, он испускает тяжёлый вздох, и этот последний посылается как электрический толчок по проводу, окружающему пространство. Направьтесь к фортепиано, наберите в нижнем регистре клавиатуры семь нот нижней октавы — вверх и вниз. Начинайте пианиссимо, крещендо от первой клавиши, и, ударив фортиссимо на последней нижней ноте, возвращайтесь диминуэндо, извлекая из вашей последней ноты еле различимый звук — морендо пианиссимо (как я, к счастью, для моей иллюстрации, нахожу это отпечатанным в одной музыкальной пьесе в старом чемодане К.Х.). Первая и последняя нота представляют вам первую и последнюю сферу, в цикле эволюции — наивысшую! Та, которую вы ударили один раз, есть наша планета. Запомните, вы должны изменить порядок на фортепиано: начинайте с седьмой ноты, а не с первой. Семь гласных, которые пелись египетскими жрецами семи лучам восходящего солнца и на которых звучал Мемнон*, означали лишь это. Единый жизненный принцип в действии движется кругообразно, как известно даже физической науке. Он движется кругообразно в человеческом теле, где голова является для микрокосма (физического мира материи) тем, чем для макрокосма (мира Мировых Духовных Сил) является вершина цикла. Подобно этому — образование миров и великий нисходящий и восходящий «цикл необходимости». Все это — есть Единый Закон.

Человек имеет семь принципов, зачатки которых он приносит с собою при нарождении. Подобно имеет их планета или мир. От первой до последней каждая сфера имеет свой мир следствий, прохождение через который предоставит место конечного отдыха каждому из человеческих принципов, за исключением седьмого. Мир «А» рождается, и вместе с ним, прилепившись, как ракушки ко дну корабля, развиваются из его первого дыхания жизни все живые существа его атмосферы, из зачатков до сих пор инертных, пробуждённых теперь к жизни первым движением этой сферы. Со сферой «А» начинается минеральное царство и пробегает Круг минеральной эволюции. Ко времени её завершения сфера «В» проявляется в объективность и привлекает к себе жизнь, которая закончила свой Круг в сфере «А» и сделалась излишком. (Источник, родник жизни неиссякаем, ибо это воистину Арахна, осуждённая вечно прясть свою пряжу, за исключением периодов пралай). Затем появляется растительная жизнь на сфере «А», и тот же процесс повторяется. В своём нисходящем беге «жизнь» с каждым состоянием становится грубее, более материальнее, в восходящем же — более бесплотной. Нет и не может быть никакой ответственности до тех пор, пока материя и дух не уравновешены. До человека «жизнь» не ответственна в какой бы то ни было форме, не более, нежели утробный плод, который во чреве матери проходит через все формы жизни, как минерал, растение, животное, чтобы, наконец, стать человеком.

Вопрос 5. Откуда он достаёт свою животную душу, свой пятый принцип? Пребывал ли его потенциал с самого начала в первоначальном магнетическом импульсе, который образовал минерал, или же при каждом переходе из последнего мира по восходящей стороне к сфере «1» он, так сказать, проходит через океан духа и ассимилирует какой-либо новый принцип?

Ответ. Видите ли, пятый принцип развивается из него самого, ибо человек, как вы хорошо выразились, имеет «потенциальность» всех семи принципов в зачатке с самого момента его появления в мире причин в виде туманного дыхания, которое сгущается и твердеет вместе с родной ему сферой. Дух или жизнь — неделимы. И когда мы говорим о седьмом принципе, это не качество, не количество, ещё меньше форма, которые предполагаются, но скорее пространство, занятое в этом океане духа результатами или следствиями (благими, как все таковые каждого сотрудника природы), запечатлёнными в нём.

Вопрос 6. От высшей животной (не человеческой) формы в первой сфере он добирается до второй сферы. Немыслимо, чтобы он мог там опять спуститься до самой низшей животной формы, но как иначе он может пройти весь цикл жизни на каждой планете по очереди?

Если он совершает свой цикл спирально (т.е. от первой формы первой сферы до первой формы второй сферы и т.д., затем до второй формы первой сферы, второй, третьей и т.д., а затем до третьей формы первой сферы...), тогда мне кажется, что то же самое правило должно прилагаться к минеральным и растительным индивидуальностям, если у них таковые имеются, хотя некоторые сообщённые мне данные, кажется, этому противоречат. (Изложите их, и я их объясню и отвечу)126. Но пока что я должен работать с этой гипотезой.

Пробежав цикл в высшей животной форме, животная душа при своём следующем погружении в океан духа приобретает седьмой принцип, который наделяет её шестым. Это определяет её будущее на Земле и при завершении земной жизни обеспечивает достаточно жизненности, чтобы удержать собственное притяжение к седьмому принципу, или тоже теряет его и перестаёт существовать в качестве отдельной сущности? (Всё это неправильно понято. Седьмой принцип всегда присущ, как скрытая сила, каждому принципу, даже телу. Как Макрокосмическое Целое он находится даже в низшей сфере, но там нет ничего, что могло бы ассимилировать его с собою.)

Ответ. Почему «немыслимо»? Высочайшая животная форма в сфере «1», или «А», будучи безответственной (нет деградации падения для неё), погрузится в сферу «II», или «В», как бесконечно малая частица этой сферы. Находясь, как вам было сказано, в восходящем движении, человек находит здесь даже самые низкие животные формы выше, нежели он сам был на Земле. Как можете вы знать, что человек, животное и даже жизнь на её начинающихся ступенях не выше в тысячу раз там, нежели здесь? Кроме того, каждое царство (у нас их семь, тогда как вы знаете только три) подразделено на семь степеней или классов. Человек (физически) — есть соединение всех царств, духовно же его индивидуальность нисколько не хуже от того, заключалась ли она в оболочке муравья или же находилась внутри короля. Не внешняя, или физическая, форма обесчещивает или оскверняет пять принципов, но лишь умственная извращённость. Только на своём четвёртом большом Круге, когда человек вступает в полное овладение своей энергией Камы и достигает зрелости, он становится вполне ответственным, так же как на шестом Круге он может стать Буддою, а на седьмом, перед пралайей — Дхиан-Чоханом. Минералы, растения, животное, человек — все они должны пробежать свои семь больших Кругов в период деятельности Земли — Маха-Юги. Я не буду входить в подробности минеральных и растительных эволюций, но укажу лишь на человека или человеко-животное. Он устремляется вниз как простая духовная сущность — бессознательный седьмой принцип (Парабрахман в отличие от Пара-Парабрахмана) с зачатками других шести принципов, лежащих скрытыми и спящими в нём. Набираются плотности в каждой сфере его шесть принципов, проходя через миры следствий, а его внешняя форма-оболочка — в мирах причин (для этих миров или ступеней в нисходящем порядке мы имеем другие названия). Когда он достигает нашей планеты, он лишь прекрасный сноп света в сфере, которая сама ещё чиста и незапятнанна (ибо человечество и каждое живущее существо на ней увеличиваются в своей материальности вместе с планетой). На этой стадии наша Земля подобна голове новорождённого ребёнка — мягкая и с неопределёнными чертами, а человек — Адам, прежде чем «дыхание жизни было вдунуто в его ноздри» (цитируя ваши собственные, искажённые Писания для вашего лучшего понимания). Для человека и природы (нашей планеты) это есть день первый (смотрите искажённые предания в вашей Библии).

Человек «1» появляется на вершине цикла сфер, на сфере «1», после завершения семи Кругов (или периодов) двух царств (известных вам); таким образом, говорится о его создании на восьмой день (смотрите Библию, [Бытие], главу II; обратите внимание на стих 5-й и 6-й и подумайте, что подразумевается под «туманом», и на стих 7-й, где Закон, мировой великий образователь, назван «Богом» христианами и иудеями и понят как Эволюция каббалистами). В течение этого первого большого Круга «человекоживотное» пробегает, как вы говорите, «свой цикл» спиралеобразно. По нисходящей дуге, откуда он начинает (после завершения седьмого большого Круга животной жизни) свои собственные индивидуальные семь Кругов, он должен войти в каждую сферу не как низшее животное, как вы это понимаете, но как низший человек, раз в течение цикла, который предшествовал его человеческому Кругу, он проявлялся как самый высокий тип животного.

Ваш «Господь Бог», говорит Библия, глава 1, стих 25 и 26, сотворив всё, сказал: «Создадим человека по образу и подобию Нашему» и т.д. — и создаёт человека двуполой обезьяной (!) (исчезнувшей с нашей планеты), с самой высокой разумностью среди представителей животного царства, потомство которой вы находите в антропоидах наших дней. Будете ли вы отрицать возможность, что высочайшие антропоиды следующей сферы будут более разумны, нежели некоторые люди здесь — дикари, африканская раса карликов и наши веддхи на Цейлоне? Но человеку не предстоит подобная деградация, раз он достиг четвертой стадии своих циклических кругов. Подобно низшим жизням и существам он в течение своего первого, второго и третьего Круга, будучи пока безответственным соединением чистой материи и чистого духа (ни одно из них ещё не осквернено сознанием их возможных потребностей и применений), из сферы 1 — где он выполнил свой местный семеричный круг эволюционного процесса, от низшего класса высочайшего вида (скажем, антропоидов), до человека простейшего — безусловно, он вступает на сферу «2» как «обезьяна» (последнее слово употреблено для вашего лучшего понимания). В этом Круге, или стадии, его индивидуальность так же спит в нём, как и индивидуальность утробного плода в период формирования. Он не имеет ни сознания, ни чувств, ибо возникает как начальный астральный человек и прибывает на нашу планету как примитивный физический человек. До сих пор это есть лишь простое прохождение механического движения.

Волевые действия и сознание являются одновременно самоопределяющимися и определяемыми причинами, и воля человека, его разум и сознание пробуждаются в нём лишь тогда, когда его четвёртый принцип Кама созрел и закончен, благодаря своему (последовательному) контакту с Камами или энергиями всех форм, через которые человек прошёл в своих предыдущих трёх Кругах. Человечество наших дней находится на своём четвёртом Круге (человечество как род или вид, но не как раса, обратите внимание) в послепралайском цикле эволюций; и как его различные расы, так и индивидуальные особи в них выполняют, бессознательно для них самих, свои местные, земные, семеричные циклы, — отсюда огромная разница в степени их умственного развития, энергии и т.д. Теперь каждая индивидуальность будет сопровождаться на восходящей дуге Законом воздаяния — Карма и смерть соответственно. Совершенный человек или существо, которое достигнет полного совершенства (когда каждый из его семи принципов достигнет зрелости), не будет рождаться здесь. Его местный земной цикл закончен, и он или должен продвигаться дальше, или быть уничтоженным как индивидуальность. (Незаконченные существа должны вновь рождаться или воплощаться.)127 На своём пятом большом Круге, после частичной Нирваны, когда зенит большого цикла достигнут, они будут ответственны с этого момента и впредь в их нисхождениях от сферы к сфере, ибо они должны будут появиться на Земле ещё более разумной и совершенной расой. Этот нисходящий бег ещё не начался, но скоро начнётся. Только много — ох, какое множество будут уничтожены на своём пути!

Всё вышесказанное — есть правило. Будды и Аватары составляют исключение, ибо, воистину, мы ещё имеем нескольких Аватаров, оставленных нам на Земле.

Вопрос 7. Животная душа, потеряв в последовательном прохождении кругового цикла, так сказать, инерцию, которая первоначально проносила её мимо отклоняющихся книзу боковых троп, попадает в низший мир на сравнительно короткий цикл, в течение которого её индивидуальность рассеивается. Но это может случиться только с такою животной душой, которая, будучи объединённой с духом, не развила устойчивого шестого принципа. Если бы она это сделала и если шестой принцип, притягивая к себе индивидуальность завершённого человека, иссушил бы этим пятый принцип, — как цветок алоэ, распустившись, иссушает свои листья, — тогда у животной души не было бы достаточно сил сцепления, чтобы начать другое существование в низшем мире, и она скоро была бы рассеяна в сфере притяжения этой Земли.

Ответ. Исправив ваши понятия по вышесказанному, вы теперь лучше поймёте.

Вся индивидуальность сосредотачивается в трёх средних, или в третьем, четвёртом и пятом принципах. В течение земной жизни всё сосредоточено в четвёртом — центре энергии желания, воли. М-р Хьюм отлично определил различие между личностью и индивидуальностью. Первая едва ли выживает, последняя, чтобы успешно пробежать своё семеричное восходящее и нисходящее движение, должна ассимилировать могущество вечной жизни, пребывающее лишь в седьмом, и затем сочетать три принципа (4,5 и 7-й) в один — шестой. Те, которые успевают в этом, становятся Буддами, Дхиан-Чоханами и т.д.

Главная цель нашей борьбы и посвящений заключается в достижении этого единения, пока мы ещё на Земле. Для тех, которые будут успешны в этом, нет ничего устрашающего в течение пятого, шестого и седьмого Кругов, но это — Тайна. Наш любимый К.X. находится на пути к этой цели, высочайшей из всех на этой сфере.

Я должен вас поблагодарить за всё то, что вы сделали для наших двух друзей. Это долг благодарности, чем мы вам обязаны.

М.

Некоторое короткое время вы обо мне или от меня ничего не услышите. Готовьтесь.

 

* * *

 

125. Вопросы Синнетта даны курсивом, ответы М. — прямым шрифтом. (вернуться ↑)

126. Здесь и в следующем абзаце — сноска М. в тексте вопроса Синнетта. (вернуться ↑)

127. Кстати, я перепишу для вас страницы 345-357 1-го тома Изиды — они сильно перемешаны и перепутаны Олькоттом, который думал, что он таким образом улучшает её! [Сноска К.Х.] (вернуться ↑)

 

«Майя*» – Майя (санскр.) – «Иллюзия; космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и вследствие этого – восприятие. В индусской философии лишь то, что неизменно и вечно, называется реальностью; все то, что подвержено изменению через разложение и дифференциацию и что имеет вследствие этого начало и конец, считается майей – иллюзией».

• Е.П. Блаватская «Теософский словарь». (вернуться ↑)

«на которых звучал Мемнон*» – Мемнон («Правитель утренней зари») – в древнегреческой мифологии – сын Эос и Титона, царь эфиопов, который погиб в бою. Зевс, видя горе его матери, даровал им бессмертие. Но Мемнон возвращался к жизни лишь на восходе солнца, чтобы приветствовать Эос, – в остальное время он пребывал в бессознательности, дожидаясь следующего утра. История гласит, что в одном из египетских храмов стоит его статуя, которая встречает восходящее солнце звуками арфы, призывая свою мать – Богиню Зари Эос. Под «статуей в храме» имеются в виду Колоссы Мемнона на берегу Нила в Фивах, «городе мёртвых» (недалеко от современного Луксора). По свидетельствам археологов они являлись входом в грандиозный поминальный храм Аменхотепа III, и действительно, до реставрации 199 г. были поющими. (вернуться ↑)

  Письмо 50 (ML-13)