Письмо 94 (BSL-155)

 

 

Письмо 94 (BSL-155)

Выдержки из письма А.О. Хьюма к К.Х.242

Получено в сентябре 1882 г.

 

...Я не только не против применения вами этого права, но страстно его желаю и был бы поистине рад, если бы вы всегда высказывали своё мнение намного свободнее, чем теперь. Я возражаю против грубости — некоторые люди грубы — которая, не обижая меня, задевает мои чувства джентльмена, как дурной запах вызывает раздражение моих обонятельных нервов...

(И он называет свои письма к М. и Е.П.Б. вежливыми?)

…Что касается той характерной черты, которую вы выдвигаете, т.е. моего большого непостоянства, то я действительно считаю, что у вас, на первый взгляд, имеется основание для нападения. Всё же дело обстоит не совсем так, как вы полагаете. На самом деле я не такой уж непостоянный!! ... Я не могу полагаться исключительно на вас — у вас слишком мало времени, и единственный способ, которым вы, кажется, способны обучать меня — через письма, — настолько медленен и неудовлетворителен, что я был бы неправ, не ища чего-либо ещё.

(Ч.К.М., наверное, назвал бы это «чистосердечным»?)

...Обстоятельства мешали... вам поставить меня в такое положение, чтобы я был уверен, что то, чему вы учите, правильно. Весьма вероятно, это так, но другие люди, наивысшей учёности, которые, несомненно, в значительной степени овладели теми же основами, что и вы, сильно возражают против ваших взглядов. Во-первых, они, по-видимому, считают, что вы, Архаты, все находитесь на неправильном пути, что вы являетесь лишь утончённо и высоко образованными тантриками*, стремящимися к Упасане Шакти*, или Камарупе, вместо Упасаны Пранавы*, или Брахмана!! Они равным образом не согласны и с вашим мнением о том, что нет никакого Бога.

(Последователи адвайта-веданты?)

… Ну, я не претендую на то, чтобы сказать, кто из вас прав. Насколько я могу судить, их учёность и йогические силы не ниже ваших.

(Его «добрый старый Свами» не обладает вообще никакими силами — логическим выводом был бы тот, что и мы никакими не обладаем.)

... Но мой друг... допуская, что вы правы, я весьма опасаюсь, что философия, увенчанная голым, грубым атеизмом, на котором вы настаиваете в ваших заметках, ибо вы не захотели принять мою замаскированную формулировку, не будет принята даже в нашем вопиюще материалистическом веке.

(Чистосердечно ли это? И следует ли нам принять такой образ действия?)

... Европа не захочет принять её, как и Азия. ...Но, более того, даже если бы мы смогли её распространить, принесла бы она добро при нынешнем состоянии мира?.. Для вас и людей вашей чистоты и возвышенности характера, даже для тех, кто значительно ниже на лестнице, подобно мне, чистый атеизм может и не причинить вреда, но неразвитым и духовно непробуждённым классам он, я опасаюсь, принесет зло.

(А может ли суеверный вымысел, вера в чистый миф, когда-либо принести добро? Он называет нас иезуитами, тем не менее его политика является чисто лойольской.)

... Но воздействие раннего обучения, как скажете вы, интуиция, как утверждаю я, не позволяет мне принять ваше мнение как доказанное... Я не могу искренне сказать, что верю, что никакого Бога нет. Я скорее верю, что какой-то Бог есть.

(«Я больше адвайтист, чем М. или К.Х.», писал он только вчера.)

... Я не думаю, что вы правы в своём мнении относительно моего непостоянства, я многосторонен, и по мере того, как про- двигаюсь, я вращаюсь, и вы видите различные стороны в разное время, — но вы обнаружите, что моя орбита, не считая незна- чительных изменений, довольно прямая, и любые кажущиеся ретрогрессии суть оптические иллюзии вследствие вашей точки зрения. Во всяком случае, это крайне остроумное объяснение.

Всегда искренне ваш, А.О. Хьюм.

(Конечно, нет сомнений, что он весьма «остроумен». К.Х.)

 

* * *

 

242. Комментарии К.Х. взяты в скобки и выделены курсивом, подчёркнутые места — подчёркнуты К.Х. (вернуться ↑)

 

* * *

 

Тантрики – «Тантра (санскр.), букв. «закон» или «ритуал». Определённые мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворённой в Шакти, Дэви или Дурге (женскому аспекту Шивы). Тантрические практики связаны с сексуальными ритуалами и магическими приёмами, которые являются чёрной магией в её наихудшей форме.

Тантрика (санскр.), церемонии, связанные с вышеупомянутым поклонением. Шакти обладает двоякой природой, белой и чёрной, доброй и злой, потому шакты делятся на два вида, дакшиначарьи и вамачарьи, или шакты правой и левой руки, т.е. «белые» и «черные» чародеи. Поклонение последних – в высшей мере распущенное и безнравственное.»

• Е.П. Блаватская «Теософский словарь». (вернуться ↑)

Упасана Шакти – поклонение Шакти, Парвати, женской ипостаси Шивы. (вернуться ↑)

Упасана Пранава – поклонение Пранаве или Брахману. Пранава – Знак OM – священный, «вечный слог», употребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания и почитаемый всеми религиозными группами индуизма. OM явля ется символом высшей святости, Брахмана – Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии. (вернуться ↑)

  Письмо 94 (BSL-155)