Глава II. Определение Посвящения

<9> ГЛАВА  II   

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСВЯЩЕНИЯ

 

Вопрос посвящения все больше привлекает внимание публики. Немного веков пройдет, и будут восстановлены древние мистерии и внутри Церкви, Церкви того времени, - ее ядро уже формируется, - утвердится внутренняя группа, в которой первое посвящение станет экзотерическим в том лишь смысле, что в недалеком будущем получение первого посвящения станет самой священной церемонией Церкви. Она будет совершаться экзотерически как одна из мистерий, которые проводятся в определенное время и предназначены для тех, кто имеет к ним отношение. Аналогичное место она займет и в ритуале масонов. Во время этой церемонии те, кто готовы к первому посвящению, будут публично приниматься в Ложу одним из ее членов, уполномоченным на то Самим великим Иерофантом.

Определение четырех слов

Когда мы говорим о Посвящении, о мудрости, о знании или о Пути Испытания, что мы под ним подразумеваем? Мы употребляем эти слова так небрежно, не обращая достаточного внимания на их значение. Многочисленны определения и объяснения его цели, подготовительных шагов, работы, которую необходимо выполнять между посвящениями, и его результатов и последствий. Одно прежде всего очевидно самому поверхностному учащемуся, а именно, что предмет этот настолько возвышенный, что для адекватного его обсуждения <10> следует писать с точки зрения посвященного; в противном случае все, что говорится, может быть разумным, логичным, интересным или впечатляющим, но не убедительным.

Слово "initiation" (посвящение) происходит от двух латинских слов: "in" - "в" и "ire" - "идти"; таким образом оно означает класть начало или вступать во что-то. В самом широком смысле, в случае, который мы изучаем, оно провозглашает вступление в духовную жизнь или в новый этап этой жизни. Это первый и последующие шаги по Пути Святости. Итак, в буквальном смысле, человек, получивший первое посвящение, это человек, сделавший первый шаг в духовное царство, перешедший из человеческого в сверхчеловеческое царство, как при индивидуализации он перешел из животного царства в человеческое. Так он вступил в жизнь духа и впервые имеет право называться "духовным человеком" в техническом смысле этого слова. Он вступает в пятую или последнюю стадию пашей теперешней пятеричной эволюции. После того, как он в течение многих веков пробирался через Дворец Невежества и учился в школе во Дворце Учения, он сейчас вступает в университет или во Дворец Мудрости. Когда он пройдет эту школу, он кончит ее со степенью Учителя Сострадания.

Нам полезно рассмотреть сначала разницу или связь между Знанием, Пониманием и Мудростью. Хотя в обыденной речи они часто являются взаимозаменяемыми понятиями, с технической точки зрения они - не одно и то же.

Знание - это продукт Дворца Учения. Оно может быть определено как совокупность человеческих открытий и опыта, всего того, что может быть познано при помощи пяти чувств, быть классифицировано, анализировано и определено посредством <11> человеческого интеллекта. Это то, в чем мы ментально уверены, то, что мы можем экспериментально проверить. Это свод искусств и наук. Это все, что относится к строительству и развитию формальной стороны вещей. Поэтому оно касается материальной стороны эволюции, материи солнечных систем, планет, трех миров человеческой эволюции и человеческих тел.

Мудрость - это продукт Дворца Мудрости. Она связана с развитием жизни внутри формы, с прогрессом духа через посредство вечно меняющихся проводников и расширений сознания, сменяющих друг друга с каждой новой жизнью. Она относится к жизненной стороне эволюции. Поскольку она имеет дело с сутью вещей, а не с вещами как таковыми, она есть то интуитивное восприятие истины независимо от рассудочной оснащенности, то врожденное постижение, что способно отличать ложь от правды и реальное от нереального. Мудрость даже больше, чем это, так как она есть также возрастающая способность Мыслителя проникать в ум Логоса, выявлять настоящую суть этого великого вселенского маскарада, провидеть замысел и все больше гармонировать с более высоким уровнем бытия. Для нашей настоящей цели, заключающейся в том, чтобы в какой-то мере изучить Путь Святости с его различными этапами, она может быть определена как осуществление "Царства Божьего внутри" и постижение "Царства Божьего вовне", в солнечной системе. Она может быть также выражена как постепенное слияние путей мистика и оккультиста, - воздвижение храма мудрости на фундаменте знания.

Мудрость - это наука духа подобно тому, как знание есть наука материи. Знание является разделяющим и объективным, в то время как мудрость является синтетической и субъективной. Знание разделяет; мудрость соединяет. Знание различает; <12> мудрость сочетает. Что же тогда подразумевается под пониманием?

Понимание может быть определено как способность Мыслителя во Времени усваивать знание как фундамент для мудрости; оно позволяет ему приспосабливать вещи-формы к жизни духа, схватывать проблески вдохновения, доходящие до него из Дворца Мудрости, и соотносить их с фактами Дворца Учения. Вся эта идея может быть выражена таким образом:

Мудрость относится к единому "Я", знание связано с не-"я", тогда как понимание является точкой зрения Эго или Мыслителя или его связью между ними.

Во Дворце Невежества контролирует форма, господствует материальная сторона вещей. Там человек поляризован в личности или низшем "я". Во Дворце Учения высшее "я" или Эго стремится властвовать над формой, пока не достигается постепенно точка равновесия, когда человек ничем не контролируется. Позднее Эго забирает все больший контроль; во Дворце Мудрости оно господствует в трех низших мирах, и внутренняя божественность во все возрастающей мере захватывает власть.

Аспекты Посвящения

Посвящение или процесс расширения сознания является частью нормального процесса эволюционного развития, если рассматривать его в широком масштабе, а не с точки зрения индивидуума. Под индивидуальным углом оно имеет более узкое значение; это момент, когда развивающаяся единица ясно отдает себе отчет в том, что (благодаря своим собственным усилиям и с помощью советов и рекомендаций наблюдающих Наставников расы) она овладела определенным объемом знания <13> субъективной природы под углом зрения физического плана. Это тот же опыт, как и у ученика в школе, который вдруг осознает, что он овладел уроком, понял основные принципы предмета, метод действия, и способен их разумно применять. Из таких моментов постижения состоит долгое странствие развивающейся Монады. На этом этапе познания отчасти недооценивается тот факт, что в разные периоды акцент делается па разных степенях расширения и что Иерархия всегда старается привести расу к тому, чтобы ее единицы имели представление о следующем шаге, который предстоит сделать.

Каждое посвящение отмечает переход ученика в следующий класс во Дворце Мудрости, показывает более яркое сияние внутреннего огня и смещение точки поляризации, приводит к возрастающему единству со всем живущим и сущностному единству "я" со всеми "я". Горизонт непрерывно расширяется, пока не объемлет всю сферу творения; посвящение - это усиливающаяся способность видеть и слышать на всех планах. Оно представляет собой все расширяющееся осознание планов Бога в отношении мира, увеличивающуюся способность включаться в эти планы и исполнять их. Это попытка абстрактного ума выдержать экзамен. Это почетный класс в школе Учителя, доступный тем душам, чья карма разрешает в нем учиться и чьи усилия достигают цели. 

Посвящение приводит к горе, на которой обретается видение, видение вечного Настоящего, когда прошедшее, настоящее и будущее существуют как единое целое; видение маскарада рас с золотой нитью преемственности, соединяющей все многообразие людских типов; видение золотой сферы, которая держит во взаимной соотнесенности все многочисленные эволюции нашей системы: дэва, человеческую, животную, растительную, минеральную и элементальную и в которой можно ощутить ритмическую пульсацию жизни; <14> видение Логоической мыслеформы на архетипическом плане, видение, которое расширяется с каждым посвящением, пока не охватит всю солнечную систему.

Посвящение вводит человека в поток, который с момента вступления в него влечет человека вперед и приносит к стопам Господа Мира, к стопам его Отца на небесах, к стопам тройственного Логоса.

Посвящение приводит к пещере, в стенах которой познаются пары противоположностей и открывается тайна добра и зла. Оно приводит к Кресту и той предельной жертве, что должна иметь место, прежде чем осуществится совершенное освобождение и посвященный, сбросив земные узы, ничем не будет удерживаться в трех мирах. Оно проводит человека через Дворец Мудрости и вручает ему ключ к любой системной и космической информации в последовательном порядке. Оно раскрывает ту скрытую тайну, что лежит в сердце солнечной системы. Оно ведет от одного состояния сознания к другому. С каждым новым состоянием горизонт раздвигается, обзор увеличивается и понимание становится все более включающим, пока не расширится до того, что "я" включит в себя все "я", все "движущееся и неподвижное", как сказано в одном древнем Писании.

Посвящение предполагает церемонию. Именно этот его аспект подчеркивался в умах людей, возможно, немного в ущерб его настоящему смыслу. Прежде всего оно подразумевает способность видеть, слышать, постигать, синтезировать и соотносить знание. Оно не влечет за собой обязательного развития психических свойств, но включает внутреннее разумение, позволяющее выявлять ценность в основе любой формы и распознавать замысел, определяющий данные обстоятельства. Это умение извлекать урок из всякого происшествия и события, умение посредством разумения и распознавания добиваться ежечасного, еженедельного и <15> ежегодного углубления и расширения сознания. Процесс постепенного расширения - результат конкретного усилия, упорного правильного мышления и жизни самого стремящегося, а не какого-то оккультного наставника, исполняющего оккультный ритуал - приводит к так называемому кризису.

Во время этого кризиса, который требует помощи Учителя, совершается конкретный акт посвящения, который (действуя на какой-то центр) производит результат в каком-то теле, настраивает его атомы на определенный тон и обусловливает новый ритм.

 Церемония посвящения отмечает точку достижения, Она не приводит к достижению, как это часто неверно считают. Она просто показывает, что наблюдающие Наставники расы распознали достигнутую учеником конкретную точку эволюции, и обусловливает два момента: 

1. Расширение сознания, которое вводит личность в достигнутую Эго мудрость, а при высших посвящениях - в сознание Монады.
2. Короткий период просветления, когда посвященный видит ту часть Пути, которую он должен пройти, и когда он сознательно участвует в великом плане эволюции.
 
После посвящения задача состоит главным образом в том, чтобы сделать это расширение сознания частью личностной оснащенности для практического использования и пройти ту часть пути, которая еще остается.

Место и следствие Посвящения

Церемония посвящения происходит на трех высших подпланах ментального плана и на трех высших планах - согласно посвящению. При посвящениях на ментальном плане над головой посвященного вспыхивает <1б> пятиконечная звезда. Это касается первых посвящений, имеющих место в каузальном проводнике. Было сказано, что два первых посвящения достигаются на астральном плане, но это неверно и дало повод к недоразумению. Они глубоко чувствуются в астральном, физическом и низшем ментальном телах и определяют контроль над ними. Поскольку их основной эффект чувствуется в этих телах, посвященный может полагать, что они имели место на соответствующих планах, так как впечатляющее действие первых двух посвящений и их стимуляция проявляются в основном в астральном теле. Однако всегда необходимо помнить, что главные посвящения принимаются в каузальном теле или - если отвлечься от этого тела - на буддхическом или атмическом планах. При последних двух посвящениях, которые освобождают человека от трех миров и позволяют ему функционировать в жизненном теле Логоса и управлять этой силой, посвященный становится пятиконечной звездой, - она нисходит па него, сливается с ним, и он видится в самом ее центре. Это нисхождение вызвано действием Посвятителя, Который, владея Жезлом Могущества, вводит человека в соприкосновение с тем центром Тела Планетарного Логоса, сознательной частью которого он является. Оба посвящения, называемые шестым и седьмым, имеют место на буддхическом и атмическом планах: пятиконечная звезда "вспыхивает внутри Себя", как сказано в одной эзотерической фразе, и становится семиконечной звездой; она нисходит на человека, и он входит в пламя. 

Опять-таки, четыре посвящения, предшествующие посвящению адепта, отмечают соответствующую степень приобретения телами атомной материи. Например, при первом посвящении они на четверть состоят из атомной материи, при втором - наполовину, при третьем - на три четверти и так далее, пока они полностью не будут состоять из атомной материи. Ввиду того, что буддхи является объединяющим принципом (или тем, что сплавляет все тела), адепт при пятом посвящении <17> оставляет свои низшие проводники и остается в своей буддхической оболочке. Тогда он создает свое тело проявления.

Каждое посвящение увеличивает власть на лучах, если можно так выразиться, хотя это и не дает точного представления. Слова часто вводят в заблуждение. При пятом посвящении, когда адепт становится Учителем в трех мирах, он контролирует в большей или меньшей степени (в зависимости от направления Своего развития) те пять лучей, что проявлены именно в то время, когда Он получает посвящение. При шестом посвящении, если Он получает эту высшую степень, Он обретает могущество еще на одном луче, а при седьмом посвящении Ему дается могущество на всех лучах. Шестое посвящение отмечает точку достижения Христа и дает Ему власть над синтетическим лучом системы. Нужно помнить, что посвящение дает посвященному могущество на лучах, а не могущество над лучами, так как между ними большая разница. Конечно, у каждого посвященного первичный или духовный луч есть один из трех главных лучей, а луч его Монады - тот, на котором он, наконец, обретает могущество. Луч любви или синтетический луч системы достигается последним.

Те, кто покидают землю после пятого посвящения, или те, кто не становятся Учителями в физическом воплощении, получают свои последующие посвящения где-нибудь в ином месте системы. Все пребывают в Логоическом Сознании. Один великий факт следует усвоить, а именно, что посвящения на планете или в солнечной системе являются лишь подготовительными посвящениями перед принятием в великую Ложу на Сириусе. Масонство достаточно хорошо сохранило символизм, и, соединяя масонский метод с тем, что нам говорилось о шагах на Пути Святости, мы получаем приблизительную картину. Итак:

Первые четыре посвящения солнечной системы соответствуют четырем "посвящениям Порога", предшествующим <18> первому космическому посвящению. Пятое посвящение соответствует первому космическому посвящению, посвящению "принятого подмастерья" в Масонстве, и делает Учителя "принятым подмастерьем" в Ложе Сириуса. Шестое посвящение соответствует второй ступени Масонства, а седьмое делает Адепта Мастером-Масоном Братства Сириуса.

Поэтому Мастер это тот, кто получил седьмое планетарное посвящение, пятое солнечное посвящение и первое сириусное или космическое посвящение.

Единение как результат Посвящения

Необходимо усвоить, что каждое последующее посвящение приводит к более полному объединению личности с Эго, а на более высоких уровнях - с Монадой. В единении между Эго и личностью скрыта тайна христианского учения об Искуплении. Одно объединение происходит в момент индивидуализации, когда человек становится сознательной рациональной сущностью, в отличие от животных. В течение эволюции имеют место последовательные единения.

Единение на всех уровнях - эмоциональном, интуитивном, духовном и Божественном - состоит в сознательном непрерывном функционировании. В любом случае ему предшествуют сожжение на внутреннем огне и разрушение через жертву всего, что разделяет. Единство достигается уничтожением низшего, всего, что представляет преграду. Возьмем, для примера, ткань, отделяющую эфирное тело от эмоционального. Когда эта ткань сжигается внутренним огнем, сообщение между телами личности становится непрерывным и совершенным и три низших проводника действуют как один. <19> Аналогичную ситуацию имеем и на высших уровнях, хотя точное сравнение невозможно. Интуиция соответствует эмоциональному плану, а четыре высших уровня ментального плана - эфирному. В разрушении каузального тела при четвертом посвящении (символически называемого "Распятием") имеем процесс, аналогичный сожжению ткани, ведущий к объединению тел личности. Распад, который составляет часть посвящения архата, приводит к объединению Эго с Монадой, выражающейся в Триаде. Это совершенное единение.

Поэтому весь этот процесс имеет своей целью сделать человека сознательно единым:

1. С самим собой и с другими, находящимися вместе с ним в воплощении.
2. Со своим высшим "Я" и, потому, со всеми "я".
3. Со своим Духом или "Отцом на небесах" и, таким образом, со всеми Монадами.
4. С Логосом, Троицей в Едином и Единым в Троице. Человек становится сознательным космическим существом через посредство Владык Пламени, благодаря Их непрерывному самопожертвованию.
 
Человек становится сознательным Эго, обладающим сознанием высшего "Я", при третьем посвящении через посредство Учителей и Христа благодаря тому, что Они, жертвуя Собой, приняли физическое воплощение для помощи миру.

Человек соединяется с Монадой при пятом посвящении через посредство Господа Мира, Одинокого Наблюдателя, Великой Жертвы.

Человек становится единым с Логосом через посредство Того, о Котором Ничего не Может Быть Сказано.

 

  Глава II. Определение Посвящения